Марина Швыдкая: «Мы хотели избежать условностей»

 
Спектакль «Принцесса цирка» московского Театра мюзикла будет показан на Международном Чеховском фестивале. О сложности российско-канадского проекта, востребованности у зрителя такого жанра, как мюзикл, и школе универсальных артистов «Театралу» рассказала режиссер «Принцессы цирка» Марина Швыдкая.
 

Марина Александровна, читал, что ваш спектакль попал в мировую программу Чеховского фестиваля. Можно вас поздравить?!
– Да, «Принцесса цирка» будет сыграна 15 и 16 июля на сцене Московского театра мюзикла в рамках международного Чеховского фестиваля. Конечно, нам очень лестно попасть в программу, так как на этот фестиваль привозят лучшие спектакли со всего мира.  По сути, он открывает для российского зрителя мировые имена. А мы попали в программу благодаря тому, что «Принцесса цирка» – совместный проект с канадским театром «7 пальцев». Тут есть какая-то мифическая взаимосвязь. Дело в том, что театр «7 пальцев» впервые приехал в Россию в 2008 году именно на Чеховсий фестиваль. Там его впервые увидел продюсер нашего театра Давид Смелянский, коллектив ему понравился, завязалось общение и спустя почти десять лет эта дружба вылилась в совместный проект.

Существует множество либретто «Принцессы цирка». Но в Театре мюзикла идет это произведение идет в новой трактовке. С чем это связано?
– Еще до революции композитор Кальман побывал в Санкт-Петербурге и в оригинальном либретто «Принцессы цирка» действие происходит именно в северной столице. Героя зовут Федор, а героиню – Федора. В дальнейшем его произведение переписывалось множество раз. Эта оперетта очень известна в нашей стране и в Европе. Но при этом ее совершенно не знают в Канаде или Америке. Для знаменитого фильма «Мистер X», который знает, пожалуй, весь Советский Союз, было написано оригинальное либретто, но оно имеет мало отношения к тому, что создал Кальман. Дальше был фильм «Принцесса цирка», где тоже немного видоизменили либретто. Я не могу сказать, что наша история полностью оригинальна. В работе мы отталкивались от фильма «Мистер X», но при этом в оперетте всегда есть вещи, которые не мотивированы. К примеру, отец не узнает дочь, потому что у нее новые перчатки.

Ну, это условности жанра.
– Да, это условности жанра, которых мы хотели избежать и перевести все поступки героев в плоскость психологического театра. Мы так же переписали текст всех арий кроме самой хрестоматийной – «Цветы роняют лепестки на песок…»  

А чем лично вас, как режиссера, привлекла «Принцесса цирка»?
– В первую очередь слиянием нескольких жанров: драматического (поскольку мы написали настоящую пьесу, а не либретто), музыкального и циркового. Это первый опыт подобного симбиоза жанров не только в России, но и во всем мире. В Америке есть спектакль «Пюпин», который, кстати, тоже ставила одна из режиссеров театра «7 пальцев», но там идет сочетание драматической основы и цирка.

Если посмотреть предыдущие постановки, то вы заметите, что сама история была сосредоточена на взаимоотношениях героев, а цирк идет фоном. У нас цирк вынесен на сцену и сам смертельный номер Мистер Икс исполняет на глазах у публики.

Артистов сложно было подобрать для этой работы?
– Научить драматических артистов делать цирковые номера оказалось гораздо легче, чем цирковых научить петь и танцевать. У нас есть артисты, которые выполняют высокопрофессионально свою часть. В труппе работает уникальный актер мирового уровня, который единственный исполняет трюк Мистера Икса на стульях. Он был поставлен специально для нашего мюзикла.
Перед подготовкой спектакля часть труппы Театра мюзикла ездила в Канаду и там с артистами театра «7 пальцев», режиссером Себастьяном Солдевилья и хореографом обучались трюкам. Для Себастьяна важно было понять: возможно ли петь в том рисунке трюков, которые он придумал. Это безумно сложная задача.

Кстати, у спектакля два режиссера. А как вы делили с ним свои обязанности?
– Мы с ним вместе ставили спектакль. Но в какой-то момент он работал над трюками, хореограф занималась танцами, а я – драматической частью «Принцессы цирка». А потом мы вместе все это соединяли, и этот процесс оказался безумно сложным. К счастью, нам удалось найти баланс, в котором ни один из жанров себя не выпячивает. Цирк, драма, вокал и танцы не мешают друг другу. И, конечно, главным героем, как в любом спектакле такого жанра, является музыка.

В мюзикле артисты одновременно поют и танцуют. В «Принцессе цирка» это еще дополняется тем, что актеры висят вниз головой, исполняют сальто и пируэты.

Кажется, у нас в театральных вузах не учат таком симбиозу?
– Теперь учат. У меня сейчас выпускается четвертый курс в Щукинском училище, семь человек из них, кстати, уже работают в «Принцессе цирка».

То есть легче выучить артистов под свой театр, чем на каждый новый проект устраивать кастинг?
– Одно другого не исключает. Сейчас жанр мюзикла востребован по всей стране и, если вы посмотрите по репертуару даже драматических театров, то почти в каждом городе есть хоть один мюзикл. Раньше в Союзе предпочитали смотреть мюзиклы с иностранной лицензией. Многие тогда считали, что у нас в России такого жанра, как мюзикл нет. Мы умеем делать оперетты, музыкальные спектакли, но не более. А мы создали Московский театр мюзикла, чтобы доказать, что мюзикл нам тоже подвластен. У нас в театре мы делаем только оригинальные российские мюзиклы.

Кто сегодня ваш зритель?
– Мы понимаем, что даже в мюзиклах есть разные зрительские пристрастия. Поэтому стараемся выбирать такие вещи, которые будут интересны разным категориям зрителя. К примеру, на рок-оперу «Преступление и наказание» идет очень много молодежи. Есть семейный спектакль «Всё о Золушке». «Принцесса цирка» казалось бы, должна привлечь своей классической музыкой ностальгирующую аудиторию, но спектакль получился такой, что интересен любой возрастной категории. 

Читайте также:
Гид по Чеховскому

 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Назначен новый директор театра «Старый дом»

    Новым директором новосибирского театра «Старый дом» назначена Татьяна Ильина, которая раньше была начальником отдела развития Новосибирского музыкального театра. «Очень важно, лично для меня, что в театр «Старый дом» не просто ходят зрители. ...
  • Борис Эйфман готовит киноверсию «Русского Гамлета»

    В Петербурге завершилась съемочная часть работы над пластическим фильмом «Русский Гамлет», пишет Сlassicalmusicnews. Хореограф Борис Эйфман переносит на экран уже девятый спектакль. Киноверсия станет новым сценическим обращением Эйфмана к фигуре императора Павла Первого – человека, чья мечта о власти сбылась слишком поздно и обернулась трагедией. ...
  • Театр простодушных обратился за поддержкой

    Театр простодушных, первый в России и Европе драматический театр для людей с синдромом Дауна, обратился за поддержкой в связи с угрозой закрытия. Пост в социальных сетях опубликовал директор и режиссер театра Дмитрий Чернэ. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также