Евгений Каменькович представил премьеру «Капитана Фракасса»

Театр или жизнь?

 
На сцене Мастерской Петра Фоменко сыграли премьеру «Капитан Фракасс» по одноименному роману Теофиля Готье.

Маски из папье-маше, заученные реплики, шуточные побои и плевки на потеху публике – обычные будни труппы комедиантов XVII столетия. А за всем этим – нелегкий жизненный путь, трагичные повороты судьбы и… самые обычные люди.   

Театр в театре

Медленно катится повозка комедиантов, шагают по дороге актеры бродячей труппы. Вместе с ними идет юный барон де Сигоньяк (Александр Мичков), влюбившийся в одну из актрис театра – застенчивую Изабеллу (Мария Большова). На этой дороге герои станут участниками невероятных событий: встречи с разбойниками, интриг в замках знатных вельмож, похищения юной Изабеллы – как и положено в историко-приключенческом романтическом романе.

У каждого из актеров – свое постоянное амплуа, настолько приросшее к ним за долгие годы, что и в жизни они ведут себя так же, как на сцене. Среди них хвастливый капитан Матамор (Амбарцум Кабанян), Педант (Михаил Крылов), кокетливая субретка Зербина (Полина Айрапетова), а также почтенная Дуэнья (Елена Ворончихина). Во главе труппы – добрый и справедливый трагик Тиран (Денис Аврамов), наделенный природой всеми внешними признаками свирепого злодей, отчего ему суждено играть одних грозных палачей и нотариусов.

Идут актеры по дороге человеческой жизни (сценография Марии Митрофановой) – вдоль всей сцены на некотором расстоянии от пола протянулась движущаяся лента, чем-то напоминающая длинный конвейер. Таким образом, объем сцены трансформируется – в распоряжении режиссера «высокие» участки «конвейера» и «низкие» проемы между ними. Интересно, что герои, по этой ленте шагающие, вдруг кажутся игрушечными, ненастоящими. К тому же, через весь спектакль проходит простенький мотив французской народной песни «Братец Яков», и впечатление «табакерочности» всего происходящего становится еще сильнее. А между тем, погибает во время метели капитан Матамор, в финале спектакля четвертуют «по-своему честного» разбойника Агостена (Анатолий Анциферов)… И то, как глуповатый герой-любовник Леандр (Андрей Михалев) в очередной раз картинно откидывает свои длинные белокурые волосы, заставляя весь зал смеяться, а почти бессловесный комик Скапен (Игорь Войнаровский) трогательно просит сбегающую к богатому маркизу субретку «не уходить», не может никого обмануть. В этом комическом, «кукольном» мире, созданном режиссером Евгением Каменьковичем, где все, и страсти, и горе, казалось, должны заканчиваться, как только опускается занавес, в этом мире все – взаправду. Сквозь звуки смеха и блеск бутафории то и дело проглядывает глубина и трагизм русского театра, которого не встретишь в Европе.

«Капитан Фракасс» – это театр в театре. Вернее, театр о театре и не только. О чем еще? Может быть о нас? Больно уж похожи метания романтических персонажей Теофиля Готье на перипетии нашей жизни – повторяющиеся изо дня в день хлопоты, нескончаемые заботы, мелкие, но от того не менее ранящие огорчения. «Актер – это рана, но эту рану надо зажимать», – говорит один из персонажей спектакля. На сцене – только спектакль, там нет места личным переживаниям. Но если подумать, не все ли мы в каком-то смысле «на сцене»? На сцене нашей жизни. И, в таком случае, не это ли ценно, что герои спектакля страдают, терпят лишения бродяжнической театральной жизни и… смеются? Ищут свое простое человеческое счастье и… поют?

Театр в песне

Музыкальная составляющая спектакля не просто важна, она во многом определяет композицию постановки. Весь «Капитан Фракасс» – это череда «куплетов» и «рефренов». «Рефрен» – незамысловатая французская мелодия, под которую комедианты всякий раз вновь отправляются в путь. В качестве куплетов выступают арии, искусно исполненные актерами Мастерской Петра Фоменко. Особенно выделяется партия маленькой разбойницы Чикиты (Роза Шмуклер), вдруг, в финале спектакля, запевшей поставленным оперным голосом. И хотя юный барон де Сигоньяк саркастически помахивает дирижерской палочкой на ее особенно продолжительных каденциях, это не может обмануть зрителя – ария спета мастерски.

Что же до самого Александра Мичкова, образ ключевого героя в его исполнении оказался максимально приближен к романтическому персонажу Теофиля Готье – добросовестный и по-мальчишески горячий юноша, честный и искренний.

Двух последних качеств не хватало игре Марии Большовой в начале спектакля. Кокетливость и бойкость были явно излишни для юной нежной Изабеллы, которая, по словам Готье, должна «не ослеплять, а пленять». Впрочем, спектакль только что появился на сцене, к тому же, Мария Большова, как и многие другие исполнители в этой постановке – новый молодой состав театра.

В спектакль вошли практически все ключевые сцены романа, возможно поэтому он оказалась несколько затянут – постановка идет более 3 часов с одним антрактом и зал явно успевает устать. Из-за этого за хитросплетениями сюжета не всегда удается разглядеть глубинную идею, которой так жаждет русский зритель.

Театр в театре, театр в песне, театр… в жизни. В самом положительном смысле – у романтических героев есть, чему поучиться. Театр, где выходя на подмостки, ты должен забыть о своих бедах, поднять голову и честно играть роль до конца. Театр про страдание и силу, про верность и взаимовыручку, про чистоту и бескорыстие, театр про людей, которые остаются людьми, что бы с ними ни происходило. Наверное, такое сейчас бывает только в романах, а жаль. Театр про жизнь? Пусть это будет театр про нашу жизнь.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • «Шадрин гений»

    Председатель СТД РФ Александр Калягин выразил соболезования в связи с уходом гендиректора Чеховского фестиваля Валерия Шадрина. «Театрал» публикует текст полностью.  Афиша юбилейного Международного Чеховского фестиваля, который должен состояться в мае, уже появилась на телевидении, хотя в сегодняшней ситуации всем казалось, что фестиваля не будет. ...
  • Умер гендиректор Чеховского фестиваля Валерий Шадрин

    Сегодня, 3 декабря, ушел из жизни генеральный директор Международного театрального фестиваля имени Чехова, президент Международной конфедерации театральных союзов Валерий Шадрин. Ему было 83 года. «Валерия Ивановича не стало сегодня в 06:40 мск. ...
  • РАМТ проведет читку и телемост на книжной ярмарке Non/fiction

    3 декабря на книжной ярмарке Non/fiction (Гостиный двор, зал «Территория познания») РАМТ проведет театрализованную читку и обсуждение новеллы французского писателя Франка Павлоффа «Коричневое утро». Эта антифашистская 12-страничная книжка – о том, как возникает новое государство Коричневых и к чему приводят законы о единомыслии – уже больше 10 лет держится в списке бестселлеров во Франции. ...
  • Инклюзию и театральные практики обсудят на фестивале «Снежность»

    3 декабря в рамках детского благотворительного театрального фестиваля «Снежность» состоится конференция «Инклюзия детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья с помощью театральных практик». ...
Читайте также

Самое читаемое

  • На спектакле в Калуге артисты в форме ВСУ инсценировали захват зрителей в заложники

    В калужской филармонии состоялась премьера иммерсивного спектакля Романа Разума о военных действиях на Донбассе «Вежливые люди», в рамках которого артисты, одетые в форму ВСУ, инсценировали стрельбу и захват зрителей в заложники. ...
  • Премьеру «Ну здравствуй, Лена!» покажет Мастерская Брусникина

    1 декабря театр «Мастерская Брусникина» и пространство «Внутри» представят премьеру спектакля «Ну здравствуй, Лена!» Михаила Мещерякова. Это современная мистерия про городок русской сказки по пьесе Марии Малухиной, вошедшей в шорт-лист фестиваля драматургии «Любимовка» в 2020 году. ...
  • Юрий Бутусов ушел из Театра Вахтангова

    Главный режиссер Юрий Бутусов уволился из Театра Вахтангова, так как сейчас находится в Париже и в ближайшее время не сможет продолжить работу над спектаклями. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на директора театра Кирилла Крока. ...
  • «Петя, волк и Володя-музыкант» покинут РАМТ

    В РАМТе 12 ноября пройдут заключительные показы экспериментального спектакля Егора Перегудова и Петра Айду «Петя, волк и Володя-музыкант», жанр которого авторы определяют как «симфонический цирк». Спектакль посвящен 85-летию всемирно известной симфонической сказки «Петя и волк», которую Сергей Прокофьев написал по заказу Наталии Сац специально для Центрального детского театра и продолжает цикл мероприятий к 100-летию РАМТа. ...
Читайте также