На сцене Мастерской Петра Фоменко сыграли премьеру «Капитан Фракасс» по одноименному роману Теофиля Готье.
Маски из папье-маше, заученные реплики, шуточные побои и плевки на потеху публике – обычные будни труппы комедиантов XVII столетия. А за всем этим – нелегкий жизненный путь, трагичные повороты судьбы и… самые обычные люди.
Театр в театре
Медленно катится повозка комедиантов, шагают по дороге актеры бродячей труппы. Вместе с ними идет юный барон де Сигоньяк (Александр Мичков), влюбившийся в одну из актрис театра – застенчивую Изабеллу (Мария Большова). На этой дороге герои станут участниками невероятных событий: встречи с разбойниками, интриг в замках знатных вельмож, похищения юной Изабеллы – как и положено в историко-приключенческом романтическом романе.
У каждого из актеров – свое постоянное амплуа, настолько приросшее к ним за долгие годы, что и в жизни они ведут себя так же, как на сцене. Среди них хвастливый капитан Матамор (Амбарцум Кабанян), Педант (Михаил Крылов), кокетливая субретка Зербина (Полина Айрапетова), а также почтенная Дуэнья (Елена Ворончихина). Во главе труппы – добрый и справедливый трагик Тиран (Денис Аврамов), наделенный природой всеми внешними признаками свирепого злодей, отчего ему суждено играть одних грозных палачей и нотариусов.
Идут актеры по дороге человеческой жизни (сценография Марии Митрофановой) – вдоль всей сцены на некотором расстоянии от пола протянулась движущаяся лента, чем-то напоминающая длинный конвейер. Таким образом, объем сцены трансформируется – в распоряжении режиссера «высокие» участки «конвейера» и «низкие» проемы между ними. Интересно, что герои, по этой ленте шагающие, вдруг кажутся игрушечными, ненастоящими. К тому же, через весь спектакль проходит простенький мотив французской народной песни «Братец Яков», и впечатление «табакерочности» всего происходящего становится еще сильнее. А между тем, погибает во время метели капитан Матамор, в финале спектакля четвертуют «по-своему честного» разбойника Агостена (Анатолий Анциферов)… И то, как глуповатый герой-любовник Леандр (Андрей Михалев) в очередной раз картинно откидывает свои длинные белокурые волосы, заставляя весь зал смеяться, а почти бессловесный комик Скапен (Игорь Войнаровский) трогательно просит сбегающую к богатому маркизу субретку «не уходить», не может никого обмануть. В этом комическом, «кукольном» мире, созданном режиссером Евгением Каменьковичем, где все, и страсти, и горе, казалось, должны заканчиваться, как только опускается занавес, в этом мире все – взаправду. Сквозь звуки смеха и блеск бутафории то и дело проглядывает глубина и трагизм русского театра, которого не встретишь в Европе.
«Капитан Фракасс» – это театр в театре. Вернее, театр о театре и не только. О чем еще? Может быть о нас? Больно уж похожи метания романтических персонажей Теофиля Готье на перипетии нашей жизни – повторяющиеся изо дня в день хлопоты, нескончаемые заботы, мелкие, но от того не менее ранящие огорчения. «Актер – это рана, но эту рану надо зажимать», – говорит один из персонажей спектакля. На сцене – только спектакль, там нет места личным переживаниям. Но если подумать, не все ли мы в каком-то смысле «на сцене»? На сцене нашей жизни. И, в таком случае, не это ли ценно, что герои спектакля страдают, терпят лишения бродяжнической театральной жизни и… смеются? Ищут свое простое человеческое счастье и… поют?
Театр в песне
Музыкальная составляющая спектакля не просто важна, она во многом определяет композицию постановки. Весь «Капитан Фракасс» – это череда «куплетов» и «рефренов». «Рефрен» – незамысловатая французская мелодия, под которую комедианты всякий раз вновь отправляются в путь. В качестве куплетов выступают арии, искусно исполненные актерами Мастерской Петра Фоменко. Особенно выделяется партия маленькой разбойницы Чикиты (Роза Шмуклер), вдруг, в финале спектакля, запевшей поставленным оперным голосом. И хотя юный барон де Сигоньяк саркастически помахивает дирижерской палочкой на ее особенно продолжительных каденциях, это не может обмануть зрителя – ария спета мастерски.
Что же до самого Александра Мичкова, образ ключевого героя в его исполнении оказался максимально приближен к романтическому персонажу Теофиля Готье – добросовестный и по-мальчишески горячий юноша, честный и искренний.
Двух последних качеств не хватало игре Марии Большовой в начале спектакля. Кокетливость и бойкость были явно излишни для юной нежной Изабеллы, которая, по словам Готье, должна «не ослеплять, а пленять». Впрочем, спектакль только что появился на сцене, к тому же, Мария Большова, как и многие другие исполнители в этой постановке – новый молодой состав театра.
В спектакль вошли практически все ключевые сцены романа, возможно поэтому он оказалась несколько затянут – постановка идет более 3 часов с одним антрактом и зал явно успевает устать. Из-за этого за хитросплетениями сюжета не всегда удается разглядеть глубинную идею, которой так жаждет русский зритель.
Театр в театре, театр в песне, театр… в жизни. В самом положительном смысле – у романтических героев есть, чему поучиться. Театр, где выходя на подмостки, ты должен забыть о своих бедах, поднять голову и честно играть роль до конца. Театр про страдание и силу, про верность и взаимовыручку, про чистоту и бескорыстие, театр про людей, которые остаются людьми, что бы с ними ни происходило. Наверное, такое сейчас бывает только в романах, а жаль. Театр про жизнь? Пусть это будет театр про нашу жизнь.
Маски из папье-маше, заученные реплики, шуточные побои и плевки на потеху публике – обычные будни труппы комедиантов XVII столетия. А за всем этим – нелегкий жизненный путь, трагичные повороты судьбы и… самые обычные люди.
Театр в театре
Медленно катится повозка комедиантов, шагают по дороге актеры бродячей труппы. Вместе с ними идет юный барон де Сигоньяк (Александр Мичков), влюбившийся в одну из актрис театра – застенчивую Изабеллу (Мария Большова). На этой дороге герои станут участниками невероятных событий: встречи с разбойниками, интриг в замках знатных вельмож, похищения юной Изабеллы – как и положено в историко-приключенческом романтическом романе.
У каждого из актеров – свое постоянное амплуа, настолько приросшее к ним за долгие годы, что и в жизни они ведут себя так же, как на сцене. Среди них хвастливый капитан Матамор (Амбарцум Кабанян), Педант (Михаил Крылов), кокетливая субретка Зербина (Полина Айрапетова), а также почтенная Дуэнья (Елена Ворончихина). Во главе труппы – добрый и справедливый трагик Тиран (Денис Аврамов), наделенный природой всеми внешними признаками свирепого злодей, отчего ему суждено играть одних грозных палачей и нотариусов.
Идут актеры по дороге человеческой жизни (сценография Марии Митрофановой) – вдоль всей сцены на некотором расстоянии от пола протянулась движущаяся лента, чем-то напоминающая длинный конвейер. Таким образом, объем сцены трансформируется – в распоряжении режиссера «высокие» участки «конвейера» и «низкие» проемы между ними. Интересно, что герои, по этой ленте шагающие, вдруг кажутся игрушечными, ненастоящими. К тому же, через весь спектакль проходит простенький мотив французской народной песни «Братец Яков», и впечатление «табакерочности» всего происходящего становится еще сильнее. А между тем, погибает во время метели капитан Матамор, в финале спектакля четвертуют «по-своему честного» разбойника Агостена (Анатолий Анциферов)… И то, как глуповатый герой-любовник Леандр (Андрей Михалев) в очередной раз картинно откидывает свои длинные белокурые волосы, заставляя весь зал смеяться, а почти бессловесный комик Скапен (Игорь Войнаровский) трогательно просит сбегающую к богатому маркизу субретку «не уходить», не может никого обмануть. В этом комическом, «кукольном» мире, созданном режиссером Евгением Каменьковичем, где все, и страсти, и горе, казалось, должны заканчиваться, как только опускается занавес, в этом мире все – взаправду. Сквозь звуки смеха и блеск бутафории то и дело проглядывает глубина и трагизм русского театра, которого не встретишь в Европе.
«Капитан Фракасс» – это театр в театре. Вернее, театр о театре и не только. О чем еще? Может быть о нас? Больно уж похожи метания романтических персонажей Теофиля Готье на перипетии нашей жизни – повторяющиеся изо дня в день хлопоты, нескончаемые заботы, мелкие, но от того не менее ранящие огорчения. «Актер – это рана, но эту рану надо зажимать», – говорит один из персонажей спектакля. На сцене – только спектакль, там нет места личным переживаниям. Но если подумать, не все ли мы в каком-то смысле «на сцене»? На сцене нашей жизни. И, в таком случае, не это ли ценно, что герои спектакля страдают, терпят лишения бродяжнической театральной жизни и… смеются? Ищут свое простое человеческое счастье и… поют?
Театр в песне
Музыкальная составляющая спектакля не просто важна, она во многом определяет композицию постановки. Весь «Капитан Фракасс» – это череда «куплетов» и «рефренов». «Рефрен» – незамысловатая французская мелодия, под которую комедианты всякий раз вновь отправляются в путь. В качестве куплетов выступают арии, искусно исполненные актерами Мастерской Петра Фоменко. Особенно выделяется партия маленькой разбойницы Чикиты (Роза Шмуклер), вдруг, в финале спектакля, запевшей поставленным оперным голосом. И хотя юный барон де Сигоньяк саркастически помахивает дирижерской палочкой на ее особенно продолжительных каденциях, это не может обмануть зрителя – ария спета мастерски.
Что же до самого Александра Мичкова, образ ключевого героя в его исполнении оказался максимально приближен к романтическому персонажу Теофиля Готье – добросовестный и по-мальчишески горячий юноша, честный и искренний.
Двух последних качеств не хватало игре Марии Большовой в начале спектакля. Кокетливость и бойкость были явно излишни для юной нежной Изабеллы, которая, по словам Готье, должна «не ослеплять, а пленять». Впрочем, спектакль только что появился на сцене, к тому же, Мария Большова, как и многие другие исполнители в этой постановке – новый молодой состав театра.
В спектакль вошли практически все ключевые сцены романа, возможно поэтому он оказалась несколько затянут – постановка идет более 3 часов с одним антрактом и зал явно успевает устать. Из-за этого за хитросплетениями сюжета не всегда удается разглядеть глубинную идею, которой так жаждет русский зритель.
Театр в театре, театр в песне, театр… в жизни. В самом положительном смысле – у романтических героев есть, чему поучиться. Театр, где выходя на подмостки, ты должен забыть о своих бедах, поднять голову и честно играть роль до конца. Театр про страдание и силу, про верность и взаимовыручку, про чистоту и бескорыстие, театр про людей, которые остаются людьми, что бы с ними ни происходило. Наверное, такое сейчас бывает только в романах, а жаль. Театр про жизнь? Пусть это будет театр про нашу жизнь.