Громким шепотом

Как суфлеры помогают артистам

 

Суфлер подсказывает артисту текст роли – и это все, о чем догадывается зритель. Однако работа эта вовсе не так проста. Мастер-класс о тайнах ремесла проводит суфлер МХТ им. Чехова Марина ПРОКЛОВА.
 
Должен ли суфлер знать пьесу наизусть?
Это идеальный вариант. Знание текста помогает среагировать мгновенно и подсказать слова, не затягивая паузу. И все же наличие перед глазами суфлерского экземпляра – необходимо.
 
Когда требуется помощь суфлера?
Порой чтобы чувствовать себя увереннее, артисту достаточно одного присутствия суфлера – срабатывает психологический фактор. Но бывают обстоятельства, из-за которых артист теряется и забывает текст, даже если отлично его знал: волнение, недомогание, длительный перерыв в работе… Суфлер участвует в выпуске премьер и репетициях спектаклей текущего репертуара. Самая сложная часть работы – срочные вводы, поскольку они требуют полной мобилизации.
 
Что именно говорит суфлер?
Слово или несколько слов, в которых заключается смысл фразы. Передать целое предложение сложно. Да это и не нужно: актер знает текст, ему надо только сориентироваться.
 
Почему актеры слышат суфлера, а зрители нет?
Это объясняется законами физики. Звук, который подает суфлер, направлен на сцену, а зритель сидит в зале. К тому же, это не громкий голос, а специфический шепот.
 
Где находится суфлер во время спектакля?  
Со времен дореволюционного театра местом суфлера всегда была специальная будка. Однако технические возможности современной сцены диктуют новые правила: оставаясь в будке, суфлер оказался бы в опасной близости от механизмов, приводящих сцену в движение. Поэтому суфлера перевели за кулисы. И если раньше зритель точно знал его местоположение, то теперь он может только догадываться, где находится этот невидимый шептун. Место за кулисами, как правило, стационарное, но есть спектакли, в которых мы переходим с одной стороны сцены на другую.
 
Сколько суфлеров работает в МХТ?
Трое. Каждый отвечает за те спектакли, которые выпускал. Но, разумеется, мы страхуем друг друга. Имя суфлера, ведущего спектакль, указано в программке.
 
Где учат на суфлера?
Нигде – эта специальность передается от поколения к поколению. Как правило, суфлерами становятся работники театра. Такая система избавляет актеров от необходимости привыкать к новому человеку. В нашем деле огромное значение имеет доверие со стороны коллег, а люди склонны больше доверять тем, кого хорошо знают.
Если обо мне, то сначала я работала в отделе кадров, а через несколько лет мне предложили быть суфлером, что стало знаковым событием моей жизни. Как любой человек, я переживала, что не справлюсь, но время расставило все на свои места, и теперь я могу сказать, что это моя профессия.
 
Какими качествами должен обладать суфлер?
Если человек пришел работать в театр, а не в банк или рекламное агентство, это уже говорит о многом. На самом деле, о главном – о любви к театру. Рабочий день я начинаю с улыбки, потому что люблю свою работу, понимаю ее как помощь и служение. Опыт, пытливый ум, чуткость, внимательность и желание познавать премудрости своего дела – все, что для этого нужно.
 
В чем секрет мастерства?
У французского souf fler есть несколько значений. Одно из них – «подсказывать». Но мне больше нравится другое – «дышать». Я бы добавила: дышать в унисон с тем, что происходит на сцене. Сводить профессию к напоминанию текста было бы упрощением – задачи суфлера гораздо шире. Нужно безошибочно улавливать состояние актеров. Причем помочь, не потревожив настрой артиста – так, как будто он вспомнил все сам. 
 
Справка
Марина Проклова
Окончила Ленинградский государственный институт культуры. В МХТ им. Чехова работает 16 лет. Ведет спектакли Основной сцены.

Читайте также:
 
ЛЮДИ И МАНЕКЕНЫ
 
РЕЗУЛЬТАТ НАЛИЦО
 
НИКОГДА НЕ РЕПЕТИРУЙ ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ
 
В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР С РЕБЕНКОМ: С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Хлеб и зрелища

    В воздухе витает аромат свежей выпечки, стол засыпан мукой, пекарь в белом колпаке ловкими движениями замешивает тесто. Нет, это не утро в кулинарной лавке. Это спектакль Театра Вкуса «Семейная пекарня». О внутренней кухне уникального направления рассказывает его основатель Юрий МАКЕЕВ (материал подготовлен в рамках спецпроекта «Театрала» «Мастер-класс»). ...
  • Чайковский для «чайников»

    Опера. Стоит только сказать это слово, и воображение рисует помпезный зал в золоте и амурах и тучных солистов, поющих сложные арии на непонятном языке (даже если этот язык – русский). Еще немного – и потянет в сон. Пришло время развеять мифы. ...
  • Владимир Шульга: «Импровизация – это состояние души»

    В бумажных выпусках «Театрала» каждый месяц продолжается спецпроект, посвященный тайнам театральных профессий. Недавний наш гость – актер театра «Школа современной пьесы», народный артист России Владимир Шульга рассказал о том, как не растеряться на сцене, если партнер начинает импровизировать. ...
  • Административный ресурс

    «В нашей работе ни дня без сюрприза. Однажды перед спектаклем ко мне подошла разгневанная женщина и стала жаловаться на билетера, который отказывается пропускать ее в театр. Я попросила показать билет, и выяснилось, что билетер ни в чем не виноват – просто дама ошиблась театром. ...
Читайте также