Герои Брука и Тьере оказались в животе

Спектакли «Поле битвы» и «Лягушка была права» на Чеховском фестивале

 
Этих спектаклей в Москве ждали особенно. Джеймс Тьере стал любимцем столичной публики с того самого раза, когда показал на Чеховском фестивале свой первый спектакль «До свидания, зонтик» – изящную смесь цирка, лирической клоунады и пантомимы. Ну а работы Питера Брука, живой легенды мирового театра, по определению относятся к категории must see.
 

Поле битвы принадлежит смерти... 


Французский театр «Буфф дю Нор», которым Брук руководил много лет, показал на сцене Театра Наций его новую работу по мотивам индийской Махабхараты – «Поле битвы». В 80-е годы режиссер уже ставил этот грандиозный эпос со своей интернациональной командой: актеры многократно ездили в Индию, изучали её традиции и культуру, пытаясь отыскать в аутентичной восточной философии нечто универсальное и близкое людям всего мира. Тот восьмичасовой спектакль стал легендой и хитом множества фестивалей, поскольку открывал уставшему европейскому театру совершенно новый тип зрелища, построенного на фольклорных мультикультурных началах. 
 
Новая постановка Питера Брука не претендует на глобализм, всеохватность, да и длится всего час с четвертью. В последние годы 92-летний мэтр делает спектакли «неслыханной простоты». Несколько бамбуковых шестов, ярких пледов да барабан, на котором играет японец Тоши Цухитори – вот и вся сценография «Поля битвы». Никакой этнической экзотики, пряного восточного колорита и национальных костюмов. Артисты, которым приходится играть по несколько ролей, лишь накидывают на себя яркие покрывала, мгновенно превращаясь в того или иного персонажа, и так же быстро выходят из роли, словно скидывают её с себя. Играют они без малейшего нажима и сильных жестов, но ты веришь, что перед нами древние принцы и короли.    
 
Сюжет основывается на последней книге «Махабхараты», где победители и побежденные в великой братоубийственной войне оплакивают павших на поле боя. Бруку здесь уже не столь важно, из-за чего начался этот конфликт, кто был прав, а кто виноват. Он рассуждает о том, как нам жить после катастрофы. И в частности, предлагает простые рецепты: во время спектакля один из актеров обращается в зал с просьбой передать теплые пледы бедным.
 
Но по большей части этот спектакль-притча не о социальном обустройстве, а о последних вопросах бытия – жизни и смерти. Старики тут удаляются в леса, чтобы спокойно встретить свой конец. А благородный царь Пандавов обнаруживает, что вся вселенная с городами, странами, планетами и звездами находится в животе у какого-то сидящего под деревом мальчика. Но что это за мальчик, мы так и не узнаем –  эту тайну главному герою поведают шепотом на ухо. Видимо, сакральное знание невозможно разделить с другими, его можно обрести только собственным опытом, как и умение создавать такие воздушные и глубокие спектакли буквально из ничего.   
 
Пятый элемент в животе у лягушки
 
Как ни странно, герои спектакля Джеймса Тьере «Лягушка была права» тоже заканчивают свой путь в животе – у той самой лягушки. Огромное земноводное из полиэтилена появляется на сцене в финале и по очереди проглатывает всех персонажей представления – самого Джеймса Тьере, его подругу (или сестру) по имени Саша, двух бестолковых слуг и еще одну странную гуттаперчевую девушку, которую я для себя назвала «пятым элементом».
 
Тьере тут играет некого эксцентричного изобретателя, чья мастерская заполнена хитроумными механизмами, бассейнами, искрящими проводами и музыкальными инструментами, живущими своей жизнью. Так обитатели дома долго ругаются с механическим пианино, принимающимся играть в самый неподходящий момент, а Тьере долго не может избавиться от скрипки, «прилипшей» к его рукам. В этом доме даже мытье посуды превращается в аттракцион, потому что тарелки тут имеют странное свойство увеличиваться в количестве в геометрической прогрессии.   
 
В спектакле немало таких почти клоунских реприз, и артисты «Компании майского жука» проделывают их очень смешно на радость публике. Особенно хороши пантомимы самого Тьере, чья кошачья пластика напоминает о походке его знаменитого деда – Чарли Чаплина.   
Самые обычные бытовые действия – причесать непослушную челку, надеть пиджак, да просто пройтись по сцене – он превращает в уморительные номера. Многие из них поклонникам хорошо известны по предыдущим спектаклям, но здесь они нанизаны на новый сюжет.
 
Впрочем, сюжет тут каждый волен придумывать и трактовать сам. Я увидела историю об ученом или художнике, который пытается собрать конструкцию в форме цветка из висящих в воздухе платформ. Но у него ничего не получается, пока однажды из-под колосников к нему не спускается диковатая девушка с горящей на груди звездой и не приводит механические лепестки в движение одним взмахом руки. Тьере и слуги пытаются поймать незнакомку и завершить опыт, но она всякий раз ускользает. Зато появляется её мать или покровительница в алом костюме саламандры и насылает на обидчиков ту самую гигантскую лягушку.
 
Французские рецензенты в качестве источника этого мотива называли сказку братьев Гримм «Король-лягушонок», а русские зрители наверняка вспомнили Бажова с его каменным цветком и хозяйкой медной горы. Не знаю, знаком ли Джеймс Тьере с этими уральскими сказами, но тема дорогой расплаты за проникновение в тайны мастерства у него тоже звучит вполне отчетливо. Только когда герой исчезает в бездонной утробе монстра, цветок над сценой, наконец, раскрывается и начинает переливаться всеми красками. И это ритуальное жертвоприношение художника во имя искусства завершает  остроумный спектакль печальным и торжественным аккордом.        


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Назначен новый директор театра «Старый дом»

    Новым директором новосибирского театра «Старый дом» назначена Татьяна Ильина, которая раньше была начальником отдела развития Новосибирского музыкального театра. «Очень важно, лично для меня, что в театр «Старый дом» не просто ходят зрители. ...
  • Борис Эйфман готовит киноверсию «Русского Гамлета»

    В Петербурге завершилась съемочная часть работы над пластическим фильмом «Русский Гамлет», пишет Сlassicalmusicnews. Хореограф Борис Эйфман переносит на экран уже девятый спектакль. Киноверсия станет новым сценическим обращением Эйфмана к фигуре императора Павла Первого – человека, чья мечта о власти сбылась слишком поздно и обернулась трагедией. ...
  • Театр простодушных обратился за поддержкой

    Театр простодушных, первый в России и Европе драматический театр для людей с синдромом Дауна, обратился за поддержкой в связи с угрозой закрытия. Пост в социальных сетях опубликовал директор и режиссер театра Дмитрий Чернэ. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также