«Она всегда была молодым человеком»

Александр Коршунов в спецпроекте «Театрала»

 

16 июля - день памяти Екатерины Еланской, актрисы и режиссера, основательницы театра «Сфера». В этот день в театре состоится поэтический спектакль «Нездешний вечер» с участием Александра Коршунова, Валерия Баринова, Евгения Киндинова, Евгении Симоновой и других артистов. 

После смерти Еланской «Сферу» возглавил ее сын Александр Коршунов. По просьбе «Театрала» он рассказал о своей славной династии и, конечно, о маме. 16 июля - 4 года со дня ее кончины.


Лапти в Новый год

— Мама всегда много работала, и я очень скучал по ней. Когда мама еще была актрисой (сначала в Малом театре, потом в Театре Маяковского), летом она уезжала на гастроли. Меня с собой не брали, и я проводил все лето на даче. Там было прекрасно, но был один минус — рядом подолгу не было мамы, а мне так ее не хватало. Я постоянно ее ждал. Хотя знаю, что на первые свои гастроли я отправился нескольких месяцев от роду. Я родился в феврале, а летом Малый театр поехал в Киев и Харьков. Туда мы отправились большим семейством — мама, папа, дедушкина сестра, бабушка Настя и я. Везли с собой всё — даже мою ванночку.

Когда мама с папой приезжали, это был праздник. Собиралась вся семья. У нас был святой для всех день — дедушкин день рождения, 2 августа, Ильин день. Дедушка Илья Яковлевич Судаков, тот самый Фома Стриж из «Театрального романа», все лето проводил на даче, и все старались приехать в этот день. Это был общий семейный праздник. С утра мы, дети, отправлялись в поле собирать для него цветы и дарили огромный букет. Поздравляли, гуляли, шутили…

И еще один праздник мы встречали обязательно дома, в Москве, и все вместе — Новый год. Рассказывали, что один-единственный Новый год семья решила встретить на даче — это был 1941 год. И с тех пор Новый год на даче не праздновался никогда.


Главным организатором и режиссером праздника, конечно же, была мама. Она всегда обязательно придумывала что-нибудь необыкновенное. У нее была чудесная фантазия. У нас дома есть лапти, настоящие, плетенные. Их когда-то подарили отцу. Мама в эти лапти складывала записочки, завернутые вместе с конфетами — такие гостинцы. Все их вынимали по очереди, и надо было выполнить какое-нибудь задание: например, пожать руку «самому мудрому» человеку в этой компании, прочитать стихотворение, придумать рифму, спеть. А еще там было какое-то пожелание или предсказание на будущий год от Деда Мороза и Снегурочки. Сейчас, без нее, я пытаюсь продолжать эту традицию. В этом году все наши дети разъехались кто куда, мы встречали Новый год вдвоем с женой Олей, но лапти с заданиями были. «Надо соблюдать обряды…»

А какие замечательные дни рождения мне устраивала мама! Их обожали все мои одноклассники. Она отменяла свои дела и с упоением занималась подготовкой этого праздника. Покупала кучу разных призов и подарков, придумывала какие-то вопросы, игры, устраивала целые олимпиады. Мы бегали вприпрыжку по всей квартире, устраивали соревнования. Одним словом, это был веселый, замечательный спектакль для нас.



«Меня могли назвать Натаном»

Как ни странно, имея такие театральные корни, закулисным ребенком я вовсе не был. Конечно, ходил на традиционные елки в Малый театр, а на спектакль первый раз пошел только вместе со своим первым классом. Мы смотрели в ТЮЗе «Два клена» Шварца. И еще одно незабываемое детское впечатление — «Синяя птица» во МХАТе. Мы очень дружили с семьей Сергея Владимировича Образцова. Его дочка Наталья Сергеевна была лучшей маминой подругой. Они учились в одном классе и дружили всю жизнь. Еще в детстве они дали друг другу слово, что если у них родятся дочки, то мама назовет свою Наташей, а Наташа — Катей.

У тети Наташи родилась дочка, и она действительно назвала ее Катей, а у мамы — я. Иногда теперь Катя смеется и говорит, что мама должна была назвать меня Натаном. Катя Образцова стала подружкой моего детства. Когда мою бабушку Клавдию Еланскую ввели на роль Бабушки в «Синюю птицу», мы пошли с Катей на спектакль. И нас посадили на места Станиславского и Немировича-Данченко. Там, на деревянных креслах, были такие таблички прикручены с надписями. И было как-то даже неловко на таких местах сидеть. И бабушку я прекрасно помню, как она говорила: «Прощайте, прощайте, пора нам уходить». Красивый был спектакль, завораживающий…



«Папа молод. И мать молода»

Момент, когда из Москвы приезжаешь на дачу, выскакиваешь из машины на зеленую траву — это был момент счастья! Маленьким, я даже зимой жил на даче. А когда начал учиться, на дачу выезжали летом. Дедушка Илюша приезжал раньше всех, в мае, потом бабушка Клавдюша. У нас была огромная семья. На дачу съезжались мамина сестра тетя Ира, замечательный режиссер и педагог с сыном Алешей, папа с мамой, прекрасная наша Марфа Ивановна Кононова — Марфуша, которая всю мою жизнь была и няней, и нашей домработницей, и просто членом нашей семьи, Эсфирь Яковлевна, которая ухаживала за дедушкой, бабушка Настя, Катя Образцова со своей бабушкой Лизой и шофер Анатолий Михайлович со своей женой Верой Алек­сандровной. На даче была бурная и веселая жизнь. Столы порой накрывали на улице. К нам приходили соседи. Мама и папа, совсем молодые, играли в волейбол, гуляли, сражались в теннис. Приобщили к теннису и меня. Года три я занимался теннисом в секции. Мама очень любила солнышко. Правда, долго на даче она не выдерживала. До самых последних лет старалась куда-то вырваться. В последние годы ездила с нашими детьми, Аленой, Степаном и Клавдией. Они с удовольствием составляли ей компанию.

Мама была удивительно молодым человеком всю свою жизнь. Когда я был маленьким, и мы вместе с ней куда-то шли, нас очень часто принимали за брата и сестру. Никто не догадывался, что это моя мама. Ей никогда не давали тот возраст, который был на самом деле. Невозможно было представить, что ей 50, 70 или даже 80 лет.

...Помню, однажды, мне было лет 5, они с папой должны были ехать в заграничную поездку. Вечером собрались уезжать с дачи, и вдруг я так разрыдался, что не мог остановиться — очень не хотелось расставаться с родителями. Пошел провожать их на автобусную остановку, и глаза у меня были на мокром месте. Вдруг мама, уже садясь в автобус, сказала папе: «Все. Мы никуда не едем. Встанем завтра утром и отправимся». Папа растерялся, стал ее уговаривать: «Катя, но нам же завтра улетать. Ничего страшного. Все будет хорошо». — «Нет, я так не могу. Пошли домой!» — решительно ответила мама. Как же я был счастлив, что тот вечер смог провести вместе с ними.



«Где ваш ужасный характер?»

И Клавдия Николаевна, и Екатерина Ильинична были женщинами, безусловно, героического склада характера. В Первую мировую Клавдюша, будучи еще гимназисткой, хотела бежать из дома на фронт, потом работала в госпиталях медсестрой. В Великую Отечественную она убедила своего младшего брата Аркадия, у которого было освобождение от призыва в армию (в детстве он потерял глаз), что тот должен пойти добровольцем. Он пошел в московское ополчение. В первые же дни они попали в окружение, потом в немецкий лагерь, оттуда он бежал, вышел к своим… Его арестовали и отправили в Сибирь. Клавдюша просто «рвала на себе волосы». Слава Богу, ей удалось добиться его возвращения домой!

Такой же самостоятельной, эмоциональной и решительной была мама. Она всю жизнь принимала крутые резкие решения. В семье это не всегда вызывало поддержку. Она, например, собралась уходить из Малого театра, хотя у нее там хорошо складывались дела, к ней прекрасно относился Царев. Она много играла, и роли у нее были замечательные. Но ей были нужны новые горизонты, и она пошла в Театр Маяковского к Охлоп­кову. Проработала там несколько сезонов. Но она всю жизнь спорила с режиссерами. Говорила, что надо играть по-другому, по-другому ставить. Она была достаточно конфликтной, и с ней было непросто. И она ушла от Охлопкова. Решила стать режиссером и поступила в аспирантуру к Марии Осиповне Кнебель.

Я помню, что когда она уходила в Театр Маяковского, то ее и папа, и бабушка отговаривали: «Катя, зачем ты это делаешь? У тебя так все хорошо в Малом театре». Мама возражала: «Мне это неинтересно. Я хочу что-то поменять».

Когда она училась режиссуре, Мария Осиповна ей однажды сказала: «Катя, мне говорили, что у вас ужасный характер. Где же он? Я его не вижу». Мама ей ответила: «Ма­рия Осиповна, с теми, кого я люблю, у меня замечательный характер. А вас я очень люблю».


И первые постановки режиссера Еланской на сценах московских театров были замечательными! Но постепенно маме стало неинтересно и скучно в традиционном театре. Она стала искать естественную сферу существования актеров и зрителей в едином энергетическом поле. Собрала группу актеров, и они играли в музеях, старинных залах, музыкальной школе. Потом стала работать в Лите­ра­турном театре ВТО.?Наконец, мамой целиком овладела идея создания театра «Сфера», где актеры и зрители находятся в едином пространстве, где они не разделены «четвертой стеной», где зрители чувствуют себя участниками происходящего.

В 1981 году театр «Сфера» был создан. Его появление стало большим событием. Маме это стоило огромных сил, нервов, слез, крови. Конечно, она много выстрадала. Папа ее всячески поддерживал и помогал. Можно сказать, у мамы был один единственный ребенок, единственный сын — это я, но у нее еще была любимая дочь, и имя ее — «Сфера». Все свое сердце, весь талант, всю неистовую энергию, любовь и страсть она отдала ей, своей «Сфере». Не каждому режиссеру удается создать Свой театр. Маме это удалось.

Летом 2013 года мамы не стало, а в 2015 году ушел из жизни папа. Теперь в парке «Дружба» мы посадили липовую аллею Екатерины Еланской. А затем вишневый сад Виктора Ивановича Коршунова. Когда мы сажали наш сад, прошел дождь. А потом вдруг вышло солнце и на небе, честное слово, загорелись две радуги.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.  



  • Нравится



Самое читаемое

  • Скончался актер и музыкант Петр Деметр

    В Москве скончался заслуженный артист России Петр Деметр. Он был актером цыганского театра «Ромэн», много выступал с концертами, вел программу о цыганской культуре на телевидении. Ему было 79 лет, сообщает «Эхо Москвы» со ссылкой на информацию от друзей артиста. ...
  • Миронов и Хаматова снимутся в сериале «Горбачёв»

    Евгений Миронов и Чулпан Хаматова сыграют главные роли в многосерийном фильме «Горбачев», съемки которого онлайн-кинотеатр ivi запустит в следующем, 2022 году. 20-серийная историческая драма о первом президенте СССР Михаиле Горбачеве и его жене будет сниматься в Ставрополе, Москве, Рейкьявике, Вашингтоне, Берлине и Лондоне. ...
  • Принят закон о бесплатном втором высшем образовании в области искусств

    Сегодня, 9 июня, Госдума в заключительном чтении приняла законопроект о праве граждан, имеющих высшее образование, бесплатно получать второе или последующее высшее образование.      Так, в законе появится возможность для имеющих высшее образование получать на конкурсной основе второе или последующее высшее образование за счет средств федерального бюджета по образовательным программам в области искусств. ...
  • Сезон выдающихся актерских работ

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Удачи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Павлу Рудневу.  Удачи сезона В этом московском сезоне можно говорить о выдающих актерских работах. ...
Читайте также


Читайте также

  • Федор Федотов: «Как бы я ни любил кино, моя профессия – театр»

    Актер Федор Федотов служит в трех театрах Санкт-Петербурга. Но широкая популярность пришла к нему нынешней зимой – после выхода в прокат фильма «Серебряные коньки». – Федор, вам довелось испытать то, о чем многие артисты только мечтают. ...
  • К 60-летию Игоря Золотовицкого

    18 июня исполняется 60 лет ректору Школы-студии МХАТ, артисту МХТ им. Чехова, руководителю Центрального дома актера им. Яблочкиной Игорю Золотовицкому. В Художественном театре он играет почти сорок лет и без малого три десятилетия преподает в Школе-студии. ...
  • Мы родились в одном роддоме

    По совокупности серости, недообразованности и, конечно, старости всё чаще сталкиваюсь с тупиком невозможности сформулировать необходимое. Стремительно меняется существование человечков – ускорение прогресса рождает страсть искать новые формулировки. ...
  • Вечное состязание поэта и клоуна: на чьей стороне успех?

    Современный театральный процесс определяют два фундаментальных художественных мировоззрения: романтизм и авангард. Впервые наиболее наглядно их близость и, одновременно, резкое различие проявились в Париже в конце XIX века. ...
Читайте также