Почему Юхананов сжег Галилея

Новый театральный двор в Электротеатре открылся оперой Galileo

 
Борису Юхананову за четыре года все-таки удалось построить свой отдельно взятый город-сад. Теперь в комплекс Электротеатра входят отреставрированное историческое здание, современная Малая сцена-трансформер и уютный театральный двор между ними, где будут проходить концерты, выставки, кинопоказы, лекции и спектакли. Открыли новое пространство премьерой оперы для скрипки и ученого Galileo, написанной пятью современными композиторами.
 
Перерытая Тверская. Вдоль зеленых полосатых заборов столичный бомонд пробирается к огороженному со всех сторон Электротеатру. Но стоит нырнуть внутрь – и ты оказываешься не в разрушенной собянинской Москве, а в самой настоящей Европе. Там где стояли какие-то гаражи и бытовки – теперь современный open-air a la Авиньон: летняя сцена, зрительские ряды и опоясывающие двор, красиво подсвеченные галереи. Все в современном лаконичном стиле, знакомом бывавшим в институте «Стрелка» или на Крымской набережной, которые проектировало то же архитектурное бюро Wowhaus во главе с Олегом Шапиро.
 
Москва, конечно, все равно не Авиньон, особенно в этом году – в ожидании спектакля зрители зябко кутаются в пледы и согреваются с помощью мартини. Действие начинается в 21.30, так как финал по замыслу Юхананова должен проходить в полной темноте. По галереям медленно спускаются музыканты оркестра Questa Musica, одетые в красные костюмы с капюшонами – ни дать ни взять средневековая инквизиция. А встающий за пульт дирижер Филипп Чижевский в алой сутане – вылитый кардинал Ришелье. Костюмы Анастасии Нефедовой как всегда на высоте.
 
Единственный белый акцент в тревожно-кровавой гамме – ведущая скрипка Елена Ревич в ослепительном белом платье и венецианской маске. Она же автор идеи этой оперы, где нет солистов в традиционном понимании. Вместо оперных певцов тут выступает ученый Григорий Амосов – доктор физико-математических наук и ведущий научный сотрудник РАН. Нет-нет, он не поет, но читает им же написанный текст от лица Галилея.

В отличие от Брехта, поднимавшего в  «Жизни Галилея» прежде всего этические вопросы ответственности ученого, конформизма и предательства своего дела, Амосова больше интересуют  научные прозрения знаменитого итальянца. Он рассказывает об изобретении телескопа, открытии спутников Юпитера и борьбе за гелиоцентричную модель вселенной, начатую Коперником.
 
Все это очень увлекательно, хотя иногда слишком напоминает популярную научную лекцию – собственно, спектакль и задумывался как совместный проект Элекротеатра и Политехнического музея. Но Юхананов сознательно пригласил не артиста, который мог бы намного убедительнее сыграть терзания и сомнения главного героя, а настоящего ученого, горящего теми же идеями просвещения и неуемным любопытством к устройству мира – то есть современную проекцию Галилея. И этого лектора-энтузиаста в качестве реди-мейд персонажа он помещает внутрь собственного режиссерского высказывания, где акценты расставлены совсем иначе.
 
Борис Юхананов – известный мистик, мистификатор и мифотворец. Если для ученого мир – это лаборатория, поле для исследований, и все его загадки должны быть рано или поздно раскрыты, то для Юхананова вселенная полна тайн, которые трогать не нужно, а наоборот, лучше напустить побольше тумана и дыма. Он и напускает, в буквальном смысле слова – сжигает своего Галилея в эффектных языках пламени от художника Степана Лукьянова (вот для чего нужна была полная темнота), хотя исторически ученый избег участи Джордано Бруно, отрекся от противного религии «лжеучения» и мирно дожил до старости. Юхананов на наших глазах создает новый миф и делает из вполне себе здравомыслящего Галилея мученика за науку, почти святого – такого же, как первые христиане, принимавшие смерть за веру. 
 
Но все-таки в противостоянии рацио (ученый) и иррационального (оркестр инквизиторов) в спектакле явно побеждает вторая сторона – то есть музыка, возвращающая его в лоно актуального искусства. Над партитурой оперы работали пять композиторов: Сергей Невский, Кузьма Бодров, Дмитрий Курляндский, Кирилл Чернегин и Павел Карманов. У каждой части своя тема и своя стилистика.

Курляндский в теме «механика» удивил современными джазовыми ритмами, под которые музыканты и зрители, которым не досталось сидячих мест, с удовольствием приплясывали. Невский в своей части «конфликт», наоборот, испытывал светскую премьерную публику абсолютно не конвенциональной музыкой, распадавшейся на отдельные звуки, шумы и шорохи. А Павел Карманов, которому досталась самая сильная финальная сцена, погрузил зрителей в медитативный нью-эйдж, так что душа Галилея вознеслась на небо без лишнего драматизма.
 
И тут уже казалось, что мы не в Москве и не в Авиньоне, а на какой-то совсем другой, отдельной планете с собственной повесткой дня, своими законами, этикой и эстетикой. В прекрасной башне из слоновой кости, где хотя бы иногда можно укрыться от безумия окружающего мира. 



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Премьера спектакля «Далекая радуга» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж

    24 и 25 марта на Малой сцене МХТ имени Чехова прошла премьера спектакля «Далёкая Радуга» по фантастической повести братьев Стругацких. Режиссёр – Андрей Гончаров. Повесть «Далёкая Радуга» была написана братьями Стругацкими в 1963 году. ...
  • Семь фильмов Александра Митты

    28 марта 90-летие отмечает кинорежиссер Александр Митта. В преддверии юбилея «Театрал» подготовил подборку самых известных работ Мастера. 1. Звонят, откройте дверь (1965) Об удивительных открытиях двенадцатилетней девочки, которая по заданию любимого вожатого ищет в городе зачинателя пионерского движения. ...
  • У «Современника» появился «Идеальный расчёт»

    Во вторник, 28 марта, на Основной сцене театра «Современник» будет представлен премьерный спектакль «Идеальный расчет» по пьесе Пристли «Ракитовая аллея». К творчеству классика британской драматургии Джону Бойтону Пристли обратился режиссер Дмитрий Креминский. ...
  • Любовь по Астафьеву

    Уникальное здание Московского историко-этнографического театра погружает зрителей в уютную атмосферу еще до того, как начинается спектакль. Всё – от фасада до фойе – здесь дышит историей. Приверженность традициям и фольклору отличают камерный театр на Северо-Востоке Москвы. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Новый Рижский театр отменил премьеру с Чулпан Хаматовой

    В Новом Рижском театре отменили премьеру Gogolis. Nature Morte, где одну из ролей в должна была сыграть Чулпан Хаматова. Отмену объяснили «творческой неудачей». За более чем тридцатилетнюю историю театра под руководством Алвиса Херманиса это первый подобный случай. ...
  • Премьера «Тихий Дон» готовится в театре «Русская песня»

    4 и 5 марта в театре «Русская песня» состоится премьера спектакля «Тихий Дон». Режиссер Дмитрий Петрунь отразил в трехчасовой постановке самые яркие моменты жизни героев легендарного романа Михаила Шолохова. ...
  • Эмилия Спивак: «Для папы театр – это всё!»

    Актриса театра и кино Эмилия СПИВАК – дочь худрука Молодежного театра на Фонтанке Семена Спивака – впервые вышла на сцену в 12 лет с «Письмом Татьяны», впрочем, становиться артисткой поначалу не собиралась. Но в итоге выбрала актерскую профессию и не жалеет об этом. ...
  • Фотообъективная история: Андрей Миронов

    7 марта  –  82 года со дня рождения выдающегося советского актера театра и кино Андрея Миронова. Журнал «Театрал» решил напомнить историю фотографа Владимира Машатина, связанную со съемками артиста. ...
Читайте также