«Если «Матильду» я хочу посмотреть, то Поклонскую видеть не могу»

Деятели культуры – об очередных нападках на фильм Учителя

 

37 депутатов Госдумы подписали запрос с просьбой принять меры и не допустить «оскорблений религиозных чувств верующих и осквернения православных святынь сюжетной линией фильма «Матильда». Об этом на своей странице в Facebook сообщает экспрокурор Крыма, а ныне депутат Госдумы Наталья Поклонская.

По ее словам, к запросу прилагается 100 тыс. обращений и подписей граждан, якобы выступающих против картины. Все документы активисты упаковали в 13 коробок. Их Поклонская направит в Генпрокуратуру, МВД и Министерство культуры.
Пока картина не вышла в прокат, о ней мало что известно. Однако напористость, с которой депутат развела свою деятельность, по меньшей мере, провоцирует нетерпимость и рознь. Зачем это делается и как реагировать? Рассуждают эксперты «Театрала».
 


Максим Матвеев:
– В фильме «Матильда» я озвучивал Николая II. И, в отличие от многих, с картиной уже знаком. Это замечательный, серьезный, глубокий фильм. И то, что в истории останутся не попытки Поклонской запретить премьеру, а работа большого режиссера, для меня совершенно очевидно. Я вообще довольно спокойно смотрю на эту ситуацию, поскольку верю в здравый смысл. Он обязательно восторжествует! Может быть, не сейчас, но со временем – точно.

Почему? Мы всё равно развиваемся. И развиваемся по спирали. Если посмотреть сверху – это круг. Вроде может показаться, что мы возвращаемся к абсурду и ужасу, а на самом деле, наше общество накопило определенный бэкграунд. И, если посмотреть в профиль, мы уже на другой ступени.

Так или иначе, история расставит всё по своим местам. Возможно, людям советской закалки сейчас нелегко, но у молодежи ведь есть внятное представление о демократическом обществе. Мы туда движемся своими путями – подчас тернистыми,  наступая на старые грабли.

Сбор подписей против фильма сложно назвать глупостью, потому что сразу получится, будто я выставляю оценку инициаторам сбора. Да бог с ними. Я не хочу высказываться в их адрес. Это их мотивация, их причины...


Но мне кажется, если люди, которые затеяли эту бучу, поймут простую вещь, они успокоятся. Граждане любой страны имеют свою систему образования, свою систему вкусов, которая им помогает выстраивать приоритеты. Предположим, что в «Матильде» снято, например, нечто запредельное, какой-то жуткий трэш, порнуха, ужас и жесть. О’кей. Но значит такое кино не понравится зрителю и вообще не будет востребовано. Я люблю фразу Табакова: «Зритель платит рублем». И за счет столь живого отклика только и можно понять, получилась у вас картина или нет. Не надо решать за других. Искусство всегда самодостаточно, в нем множество своих внутренних фильтров. И если «Матильда» зрителям не понравится, то они сами же первым делом скажут: «Ну что за мерзость вы сняли!» А в случае успеха – напротив: «Ну надо же, какая интересная работа!» Вот и весь критерий. Никакие коробки с подписями для этого не требуются.
 


Оксана Мысина:
– То, что в последнее время позволяют себе в отношении искусства люди, которые пришли к власти, очень меня удручает. Я считаю подобные методы абсолютной дикостью и какими-то первобытными замашками. В таких случаях Чехов говорил: это «хамство с их стороны». В самом деле, зачем разжигать ненависть к фильму, который еще никто не видел? Зачем сталкивать лбами глубоко верующих людей с деятелями культуры? Этот метод уже сам по себе вызывает оторопь.

Принцип любого демократического государства известен с древних времен: власть имущие не должны влиять на то, как работают художники. Конституция гарантирует нам свободу творчества (на этом базируется искусство). Поэтому нападки госпожи Поклонской, по меньшей мере, удивительны.


Алексей Учитель – это безумно талантливый режиссер, уважаемый, можно сказать, легендарный режиссер нашего времени. Мы все ждем этот фильм, невзирая на госпожу Поклонскую и даже на тех, кто ее поддерживает.
 
Гарри Бардин:
– Если «Матильду» я хочу посмотреть, то Поклонскую видеть не могу. Не хочу. Это человек зарвавшийся. Когда бывает так, что ребенок расшалится, иногда ему нужно дать пощечину, чтобы он пришел в себя. Нет человека, который бы Поклонской дал пощечину. И она заигралась в свои игры.

Вопрос в том, чтобы деятели культуры в этой ситуации поняли, что они в одной связке, что завтра придут за ними, поэтому, конечно, им нельзя молчать. Должно быть гражданское общество внутри театрального общества. Надо отстаивать свои права, надо отстаивать право свободы художника. Сейчас они мордуют Алексея Учителя, но нет никаких гарантий того, что следующим не будешь ты.



Вячеслав Шмыров, главный редактор журнала «Кинопроцесс»:
– Я, разумеется, к такому методу отношусь отрицательно. Я думаю, что если сегодня попытаться собрать 100 тысяч подписей против публикации романа «Доктор Живаго», это тоже окажется возможным. Есть какие-то принципы, которые надо всем соблюдать, они касаются всех. А не то, что какой-то один депутат может свои очень внутренние, потаенные, интимные, я бы сказал, комплексы, выражать таким вот публичным образом. Не знаю, кто на эту тему спорит. Какая-то очень навязанная обществу дискуссия. Мне кажется, она может внести раздор только среди православных, а не среди деятелей культуры. Меня как православного вся эта ситуация совершенно не задевает. Почему от моего имени говорят Поклонская и еще 100 тысяч человек, я не очень понимаю.

Я думаю, со стороны Поклонской было бы правильно увидеть фильм, показать его всем, а потом вокруг него устроить дискуссию. Действия Поклонской уже способствуют тому, что фильм увидит масса людей, которым, может быть, в другой ситуации его бы увидеть и не пришлось.


Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритики в 2003-2011 гг.:
- Беда не в Поклонской, Милонове, Чаплине и прочих, а в том, что в России искусство не защищено от произвола. Возмущенные невежды, чиновники или депутаты могут добиться изъятия спектакля из репертуара, отмены концерта, закрытия выставки, запрета кинокартины.

И пример им подает Министерство культуры, присвоившее право запрещать прокат неугодных кому-то фильмов. А ведь это – прямое нарушение Конституции, которая запрещает цензуру.

Чтобы покончить с беспределом, достаточно принять закон, согласно которому произведение искусства не может быть запрещено иначе, чем по решению суда на основании четко прописанных причин – так же, как человек не может быть лишен свободы без судебного решения и соответствующего закона.

Пусть депутатша подаст на «Матильду» в суд – с риском проиграть и оплатить не только судебные издержки, но и моральный ущерб создателям фильма.  Думаю, что шоу будет грандиозным, особенно если к делу подключить экстрасенсов и заслушать свидетелей с того света.
Вообще, ажиотаж вокруг произведений искусства вызван общественной атмосферой, в которой взрастают агрессивные невежды, которые не могут ничего создать, но способны многое уничтожить. Которых хлебом не корми, а дай что-нибудь запретить - и тем самым продемонстрировать свою силу и власть. 


Справка
Фильм «Матильда», напомним, посвящен взаимоотношениям балерины Матильды Кшесинской и будущего императора Николая II. Главную роль сыграла польская актриса Михалина Ольшанска, а престолонаследника – Ларс Айдингер из Германии. Премьера запланирована на 6 октября в Мариинском театре Петербурга. В широкий прокат фильм должен выйти в конце октября.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Опера – всем»

    Откроется международный музыкальный фестиваль, декорациям которого традиционно станут архитектурные ансамбли Петербурга, на Соборной площади Петропавловской крепости. 8 августа здесь прозвучит опера Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении оркестра театра «Мюзик-Холл». ...
  • Юрий Бутусов нашел ключ к современной драматургии

    Первой премьерой сезона в РАМТе станет «Сын» в постановке Юрия Бутусова. 11 сентября он представит свое прочтение пьесы Флориана Зеллера. «Самый яркий молодой драматург нашего времени», по мнению The Guardian, «один из самых горячих литературных талантов Франции», по мнению The Independent, обладатель премии «Мольер», Зеллер впервые сочинил настоящую трагедию. ...
  • Алексей Гуськов сыграет главную роль в «Седьмой симфонии»

    В Санкт-Петербурге стартовали съемки 8-серийного художественного фильма «Седьмая симфония» о том, как случилось практически невозможное – 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде, в Большом зале Филармонии, и по радио впервые прозвучала «Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича. ...
  • Мариинский театр покажет три масштабных премьеры

    До конца 2020 года Мариинский театр предполагает представить три премьерных спектакля, и это будут немаленькие постановки. Об этом художественный руководитель и директор Мариинки Валерий Гергиев заявил в онлайн-эфире первого международного дискуссионного форума #ArtSpace. ...
Читайте также