«Для Олега Павловича это священная пьеса»

МХТ им. Чехова объявил планы на сезон

 

Традиционный сбор труппы в МХТ им. Чехова в этом году открылся музыкалным фрагментом из постановки Кирилла Серебренникова «Зойкина квартира». Для многих такое начало оказалось неожиданным, но тем сердечнее был отклик. Дождавшись пока утихнут аплодисменты, Олег Табаков сказал: «Надеюсь, Кирилл поставит на этой сцене еще немало хороших спектаклей». 

– Следующей осенью театру стукнет 120, – отметил худрук. – Возраст серьезный. Соответственно и планы у нас серьезные – как полагается. Хотя жизнь театра мы строим не по юбилейным датам – искусство, знаете ли, имеет собственный календарь, но иногда какие-то важные, горящие, пылающие годы отражаются и в нашей жизни. Такой точкой отсчета стал 1917 год. И весь век, который за ним последовал. Трудный, страшный, но, несомненно, великий век. Попробуем в нескольких работах на разных сценах понять, что же с нами произошло, и подвести итоги.

Одной из этих работ станет спектакль Александра Молочникова «Светлый путь. 1917», премьера которого ожидается в ноябре на Основной сцене.

– Это продолжение спектакля «19.14», который возник три года назад на Малой сцене, – спектакля о Первой мировой войне, о великой утопии, которую мы никак не изживем, – подчеркнул Олег Павлович.

Михаил Рахлин выпускает на Малой сцене постановку «Веселые времена» по сценарию голливудского фильма Эрнста Любича «Ниночка», где главную роль играла Грета Гарбо. Спектакль выйдет в сентябре. В этот же цикл входит и пластическая композиция «Россия. XX век», либретто для которой готовит Алла Сигалова. Кроме того, на Основной сцене предстоит работа над пьесой Максима Горького «Дачники». Премьера запланирована на февраль.

– Ставить будет Евгений Марчелли. Мы с ним долго говорили и наконец остановились на Горьком. Это писатель, который как раз связан с тем веком, на исходе которого мы оказались. Кстати, в марте следующего года мы проведем на Основной сцене Горьковский вечер – к 150-летию со дня его рождения. Ставить будет Виктор Рыжаков. Я эти вечера приравниваю к спектаклям, стараюсь даже сам в них участвовать – украшать, – сказал Олег Павлович под одобрительный смех артистов.

Завершит выбранную тематическую линию спектакль «Три сестры», который в апреле на Основной сцене поставит Константин Богомолов.

– Пьесу «Три сестры» на нашей сцене ставили всего три раза. Ну, это новая попытка… Без этой пьесы нет ни русского театра, ни русской культуры, ни нашего понимания самих себя, – сказал Табаков, отметив, что в новом сезоне ожидает от Константина Богомолова еще одно название. Также режиссер займется подготовкой Юбилейного вечера Ирины Мирошниченко, который состоится 23 сентября.

В сентябре в театре пройдет бенефис Ирины Мирошниченко, отметившей летом юбилей

На Основной сцене будет работать и Юрий Бутусов – он выпустит спектакль по современной пьесе Аси Волошиной «Человек из рыбы». Жанр произведения – «пьеса без стен».

На Малой сцене Юрий Кравец поставит «Стакан воды» французского драматурга XIX века Эжена Скриба (декабрь), Марина Брусникина – пьесу «Офелия боится воды» современного российского автора Юлии Тупикиной (май), а Игорь Золотовицкий – пьесу «Из жизни ископаемых» американца Фредерика Строппеля (июнь). В числе мхатовских планов и спектакль для детей: свою постановку «Поколение Маугли» перенесет на Основную сцену театра Константин Хабенский.

В завершении встречи Олег Павлович пригласил всех собравшихся на вечер, посвященный 90-летию со дня рождения Олега Ефремова, который намечен на 1 октября.

***
Юбилейный сезон в МХТ открылся спектаклем Константина Богомолова «Мужья и жены» (сценическая версия картины Вуди Аллена). В этот вечер режиссер вновь присутствовал в зале, и его голос звучал за кадром. Впрочем, по словам самого Богомолова, вскоре на этом «посту»  его сменит один из актеров спектакля, который совместит игру на сцене с озвучиванием закадровой роли.

– Я люблю этот спектакль за сдержанную, нежную эстетику и лиричную интонацию. Да и вообще, каждый последний спектакль – самый любимый, – рассказал Богомолов журналистам.

Он также сообщил, что в его новой работе по пьесе «Три сестры» примет участие сам Олег Табаков: 

– Распределение артистов находится в процессе обсуждения. Вскоре мы проведем первую читку. Просто начнем работать, пойдем по этой дороге, а там посмотрим. Но я очень рад, что Олег Павлович согласился участвовать в спектакле в роли Чебутыкина. Роли сестер и офицеров исполнят молодые артисты театра, как это и определено у Чехова. Для меня это важно. Мне кажется, в Московском Художественном театре созрело замечательное поколение молодых артистов, которые могли бы этот материал потянуть. Для них это проба сил на сложном психологическом материале под покровительством мэтра, великого актера и мастера Олега Павловича Табакова.

Спектакль будет дополнен замечательным рассказом Чехова, как некоей историей жизни одного из персонажей. Мы не собираемся делать из этого спектакля шоу, это будет попытка, с одной стороны, придать тексту Чехова энергию сегодняшней жизни, а с другой, бережно отнестись и сохранит чеховскую интонацию. Мне кажется, я нащупал, как этим текстом говорить сегодня. Поэтому и осмелился предложить пьесу. Театр, и в первую очередь Олег Павлович, откликнулись радостно, хотя и с опасением. Ну, для Олега Павловича это вообще священная пьеса, он видел еще тот легендарный мхатовский спектакль…

Константин Богомолов выпустит новый спектакль

На вопрос, в чем секрет успеха Художественного театра, Богомолов ответил, что, на его взгляд, он заключается в личности Олега Табакова: 

– Я не знаю другого секрета. Я вообще придерживаюсь такой патриархальной, консервативной и непрогрессивной точки зрения, что в истории все зависит от личности. МХТ повезло, что у  него есть Олег Табаков. Благодаря его открытости, свободе, витальности, любопытству и живому ощущению театра Московский Художественный остается в числе передовых. Это очень здорово, это надо беречь и сохранять. 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Александр Стульнев: «Надо немножко народ порадовать»

    В декабре 2018-го директором Театра Маяковского был назначен заслуженный работник культуры РФ Александр СТУЛЬНЕВ. Такой выбор Департамента культуры Москвы ни у кого в театральной среде не вызвал вопросов. Театру, не прерывая работы над текущим репертуаром, предстояло готовиться одновременно к столетнему юбилею и к давно назревшему капитальному ремонту. ...
  • Как пандемия отразилась на работе независимых театров

    Сколько в России частных театров? До пандемии Минкульт называл точную цифру – 366. Была известна и приблизительная численность артистов-любителей: 5,5 тыс. человек. Но содержалась при этом роковая цифра. Дело в том, что 71% частных театров не имел собственных площадок и вынужден был их арендовать. ...
  • Андрей Борисов: «Искусство – это интеллектуальный шурф»

    В февральском номере «Театрал» опубликовал интервью с экс-директором Пермского театра оперы и балета, а ныне директором Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Андреем Борисовым. Однако при ограниченном объеме журнальных полос за кадром остался целый ряд злободневных тем, без которых интервью (причем первое интервью, которое Андрей Борисов после своего назначения дал столичным СМИ) могло бы показаться неполным. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
Читайте также