– Мечтали, чтобы приехал к нам и «Евгений Онегин», но пространство сцены не позволило, - говорит «Театралу» директор Музыкального театра республики Елена Ларионова.
– Крутили и так и эдак, но в конечном итоге решили не рисковать, поскольку пришлось бы «поджимать» сценографию, и спектакль потерял бы в художественном качестве, – дополняет директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок. – А наша задача заключается в том, чтобы представить постановку именно в том виде, в котором идет она в Москве.
В этом плане беспокойств и волнений всегда хватает. Гастроли завершились 3 сентября «Царем Эдипом», а уже 6 числа этот спектакль будет играться в Москве.
– У театра, наверное, два комплекта декораций? – интересуюсь у Кирилла Крока.
– Верно. Но костюмы одни. И когда мы обратились в логистическую компанию, то нам сказали, что все-таки нет гарантии в том, что уже 5 числа вечером фура будет стоять у фасада театра. Поэтому, чтобы не рисковать с открытием сезона, костюмы сложат в кофры и специальным багажом 4 сентября доставят авиарейсом в Москву.

Рекламу гастролей по традиции обеспечивает принимающая сторона. Афиши и баннеры развесили по городу скромно. Нет кричащих вывесок и воззваний (жители Петрозаводска вообще народ непритязательный). Но каждый вечер залы Музыкального и Национального театров были переполнены: в кассе не осталось билетов, а это суммарно 5,5 тысячи мест.
– В мае, когда афиша была утверждена, мы, конечно, заволновались, – говорит Елена Ларионова. – Объем все-таки колоссальный. Но уже к середине лета больше половины билетов раскупили. Даже онлайн-касса в какой-то момент, не выдержав нагрузки, дала сбой.
И думается, дело не только в медийных именах. Петрозаводск – театральный город. Здесь 5 театров, филармония и давно налаженная система гастролей.
– Несколько лет подряд к нам приезжал Малый театр, были БДТ и «Маяковка», – продолжает Елена Геннадиевна. – Но это не всё. По нашей инициативе демонстрировались балеты Начо Дуато, поставленные в Михайловском театре. Они крайне редко вывозят эти балеты. Но мы уговорили. Очень хотелось показать зрителю современный театральный язык.
Как ни странно, традиция и современность стали главной темой интересов местной публики. По большей части об этом задавались вопросы на пресс-конференции и на творческих встречах с артистами. (Как остроумно заметил Владимир Симонов: «В других городах нас обычно расспрашивают, в каких фильмах снимается Вдовиченков».)
И еще примечательная черта северного города. На улице артистов узнают, но крайне редко просят автографы, не говоря уже о селфи. А уж в эти дни (гастроли начались 29 августа) вахтанговцев можно было встретить повсюду: на набережной и в музеях, в парке и в кафе, на рынке и на экскурсиях. Василий Лановой, Людмила Максакова, Владимир Симонов, Владимир Вдовиченков, Евгений Князев, Юлия Рутберг, Виктор Добронравов и многие другие артисты (всего на гастроли приехали 93 человека) в свободные от выступлений дни изучали окрестности.
– К нам приходил сегодня Евгений Князев, – говорит мне смотрительница Краеведческого музея Татьяна Салова. – От неожиданности мы даже не сразу узнали его, хотя приезжие не обделяют нас своим вниманием. Теперь надеюсь: вдруг зайдет Лановой. Он кумир моего поколения.
– А вы его уже видели?
– Да, в юности. Я жила тогда в Новочеркасске и к нам в 1979 году Театр Вахтангова привозил постановку «Тринадцатый председатель». После фильма «Офицеры» в Ланового были все влюблены. А у меня сестра в магазине работала, и вот прошел слух, что артисту предложили зайти в магазин – выбрать что-нибудь остродефицитное (разумеется, со склада). Он пришел (мы тоже помчались смотреть) и сделал небольшую покупку – в подарок для своих сыновей.
За минуту до начала "Грозы"
В Петрозаводске всё близко: гостиницы, театры, музеи. Это один из немногих городов России, где на центральную площадь выходят фасадами сразу два театра. И здесь же – в квартале от них находится Музей изобразительных искусств со своей богатейшей коллекцией местных икон, собранных в начале ХХ века в карельских деревнях. В фондах – порядка 100 тыс. экземпляров. Выставлена, понятно, лишь малая часть, но и ее достаточно, чтобы понять менталитет местного народа. Карелы, лопари, вепсы, саамы всегда были сдержанны и неспешны. Любая смена канона давалась в этом крае труднее, чем в большинстве других. И, по словам работников музея, с годами эта черта характера не слишком изменилась. Вероятно, это прослеживается и в театре. Директор Национального театра Карелии Ирина Шумская говорит, что какой бы театр ни приезжал на гастроли, «классика продается лучше, чем кассовая комедия».
Казалось бы, парадокс, но для Петрозаводска – в порядке вещей. После вахтанговцев сюда приедет фестиваль «Золотая маска» с лучшими спектаклями прошлых лет и билетов тоже теперь не достать.
На рабочей встрече с местными деятелями культуры Кирилл Крок называл критерии успешности театра. В числе прочих прозвучал и такой: театр не должен идти на поводу у низкого вкуса. Учитывать интересы публики – это одно, но всецело подыгрывать ей – путь тупиковый. И эта фраза, похоже, для директоров и работников местного минкульта прозвучала как успокоение. В перерыве посыпались примеры: дескать, у нас в Карелии кассовых комедий вы почти не найдете.
В Музее изобразительных искусств выставляется полотно очень интересного местного художника Суло Юнтонена (1915-1980) «Рабочий день северной реки». На первый взгляд, в картине отсутствует важный элемент пейзажа – небо. Но при ближайшем рассмотрении понимаешь, что небо здесь есть – оно, северное, пасмурное, неспокойное, отражается в ледяной воде. Вахтанговцам эта работа особенно понравилась – многое в этой иллюзорности (пресловутом зеркале, «отражении в отражении») созвучно режиссуре Римаса Туминаса. Сам режиссер по ряду обстоятельств на гастролях не был, но уже вернулся в Москву после отпуска и 6 сентября объявит планы на новый сезон.
Кстати
Гастроли проходили в рамках федеральной программы «Большие гастроли». В нынешнем году в ней принимают участие 30 театров, которые посетят 50 регионов России. Так, в сентябре пройдут гастроли Театра им. Сац в Республиках Марий Эл и Чувашия, Театра им. Маяковского – в Северной Осетии, Театра на Малой Бронной – на Урале и т.д. Как обычно, в программу включены не только спектакли, но и мастер-классы, встречи с артистами и режиссерами.