Девушка, которая поет

Дмитрий Крымов поставил «БеЗприданницу»

 

В «Школе драматического искусства» поставили спектакль по пьесе Островского. Роль Ларисы Огудаловой сыграла одна из самых многообещающих актрис сегодняшней сцены – Мария Смольникова. 
 
Какой актер не мечтает сыграть Гамлета. Какая актриса не грезит о роли Ларисы Огудаловой: юной, влюбленной, обманутой. О роли девушки, про которую говорят, что она - «эфир» и что в ней ничего нет «земного, этого житейского». О роли девушки, которая любит и гибнет. Первыми исполнительницами были царицы русской сцены – Гликерия Федотова в Малом театре и Мария Савина в Александринке. Надо сказать, что и там, и там пьеса прошла с конфузливым неуспехом. Про драматурга в рецензиях говорилось, что исписался. Актрис обвиняли в «рисовке и фальши». И вообще недоумевали: кому может быть интересна судьба обманутой ухажером глупенькой девушки?

Интерес к «Бесприданнице» оживился, когда на сцену Александринки в роли Ларисы вышла Вера Комиссаржевская. И в ее исполнении роль Ларисы прозвучала лирической исповедью женщины слома веков. Прекрасные старшие ее современницы играли свою мещанку из Бряхимова с точным чувством стиля и жанра. У Веры Федоровны Лариса – потеряла типажность, но именно в ней зрительницы александринского зала узнали себя. Как потом будут узнавать себя в Нине из «Чайки» или Норе из «Кукольного дома».

Именно Комиссаржевская заложила традицию прямой и острой связи классической пьесы с днем сегодняшним.
Нынешняя Лариса в постановке Дмитрия Крымова – эстрадная дива, чей главный хит: «Одна звезда на небе голубом».

Поет как исповедуется. Но прикид при этом – эстрадный: короткое блескучее платье, рыжий парик. 
«Моя дочь – звезда» - веско бросит Харита Огудалова-Сергей Мелконян зашедшему визитеру. Действительно, звезда. В рамках местного городка, сосредоточившегося вокруг пристани.

Речная пристань раскинулась на экране-заднике. Гуляют жирные чайки.  Вдалеке виден приближающийся пароход.
Дмитрий Крымов в своем спектакле материализует пейзажи Островского. Материализует не появляющихся, но упоминаемых в тексте несчастливых в браке сестер Ларисы. Они возникают сначала на экране, потом в дверном проеме под конвоем своих мужей (возможные варианты судьбы героини).

Именно они среди прочих действующих лиц садятся у экрана - немыми зрителями разыгрывающейся драмы.

История любви и гибели Ларисы тут переживается как еще одно телешоу из разряда «Пусть говорят». Она переживается окружающими с тем же накалом, что и чемпионат мира по хоккею. «Болельщики» почти не покидают трибун. «Пас» - «Передача» - «Гол!!!!!»

Лариса Островского мечтает сбежать куда-то в глушь, в деревню, подальше от жадного внимания сограждан. Лариса, какой ее играет Мария Смольникова отлично знает, что это невозможно. В нынешнем мире спрятаться негде. Везде чужие глаза, везде камеры понатыканы. Каждая эмоция будет подсмотрена объективом и выведена на экран. Слезы победителей, сжатые кулаки проигравших, раскрывающиеся рты поющих гимн, и долгий прыжок за мячом.

Собственно, ее объятья с Паратовым незадачливый жених Карандышев вместе с Кнуровым, Вожеватовым и прочими соглядатаями увидит именно на экране.

Как жить «за стеклом девушке», которую точнее всего описать словами поэта: «такой живой и настоящей», «ни в чем не знавшей меры», «изменчивой как дети в каждой мине и так недолго злой». Ровно этот стих Цветаевой Лариса прочтет незадолго до финального выстрела жениха…

Дмитрий Крымов часто пересказывает классику «своими словами» («Своими словами» - название одного из его самых ярких театральных проектов).  И здесь, пожалуй, лучшие минуты – когда Лариса говорит вне и поверх текста, но абсолютно в логике характера своей героини. Так, когда-то Алиса Коонен выпросила у Вишневского право написать письмо Комиссара своей подруге своими словами, как ей слышалось.

…. Лариса, которая объясняет жениху, что не умеет потрошить курицу, разделывать селедку, стелить кровать… Что забывает ключи в двери и не готова разжать губы при обязательном «горько».

… Лариса, которая на вопрос Паратова: как скоро его забыла, - долго молчит. А потом рассказывает-проживает как бежала за его поездом. Схватилась за поручни, руки примерзли… Как накладывали швы. Как прописывали сильнодействующие антидепрессанты. Как пропал голос, и теперь приходится петь под фонограмму. Рассказывает, как совершает каминг-аут.  После такой исповеди уже никакой мужчина не сможет остаться рядом: слишком велика и непоправима вина.

Объяснение Ларисы с Паратовым – кульминация спектакля. Дальше – идет доигрывание сюжета. С ходами и поворотами сюжета – часто остроумными и изобретательными, но необязательными.  Спектакль дышит неровно, как влюбленный, то задыхаясь от эмоций, то теряя энергию и смысл, а то обретая ту полноту чувств, когда «дышит почва и судьба». 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Вышел в свет майский «Театрал»

    На страницах заключительного весеннего номера (см. подписка и где купить) вы прочтете: - как в Малом театре сошлись все зведы: фоторепортаж о премьере «Мертвых душ»; - что всегда восхищало Александра Ширвиндта в Георгии Менглете; - зачем Сергей Женовач обратился к Юрию Олеше; - что Евгений Водолазкин считает главным в разговоре о войне; - чем современное законодательство напоминает Михаилу Федотову театр абсурда; - почему большинство зрителей мечтают о продлении театрального сезона: колонка главреда Валерия Якова; - где Таисия Вилкова решила «играть по-крупному»; - чем интересна мировая премьера «Орландо» в Большом театре; - какие фильмы о войне предпочитает Григорий Антипенко; - кого выбирает публика: продолжается прием заявок на премию «Звезда Театрала»; - почему продюсер Леонид Роберман считает себя волком-одиночкой; - кто приедет на продюсерский фестиваль в Театр им. ...
  • Заговор «лузеров»

    Устойчивый интерес Сергея Женовача к литературе 20-х и 30-х годов уже сложился в цикл спектаклей о ранней Стране Советов: Эрдман, Булгаков, Хармс, теперь – Олеша. И «сшит» этот театральный гипертекст темой «лишнего человека», которого эпоха выдавливает, как пасту из тюбика. ...
  • Хроники времен пандемии

    «#ЛечитьСпасатьЛюбить» - новая постановка Владимира Кузнецова на сцене Владимирского театра. Спектакль-вербатим рассказывает об эпохе ковида, о ее героях и жертвах, о ее буднях и трагедиях. Спектакль создан в жанре хроники. ...
  • «Я не тот, кто ты думаешь»

    В последние дни марта на Новой сцене Большого театра прошли показы «Орландо» – мировой премьеры немецкого хореографа, художественного руководителя Балета Цюриха Кристиана Шпука по одноименному роману Вирджинии Вулф. ...
Читайте также