Девушка, которая поет

Дмитрий Крымов поставил «БеЗприданницу»

 
В «Школе драматического искусства» поставили спектакль по пьесе Островского. Роль Ларисы Огудаловой сыграла одна из самых многообещающих актрис сегодняшней сцены – Мария Смольникова. 
 
Какой актер не мечтает сыграть Гамлета. Какая актриса не грезит о роли Ларисы Огудаловой: юной, влюбленной, обманутой. О роли девушки, про которую говорят, что она - «эфир» и что в ней ничего нет «земного, этого житейского». О роли девушки, которая любит и гибнет. Первыми исполнительницами были царицы русской сцены – Гликерия Федотова в Малом театре и Мария Савина в Александринке. Надо сказать, что и там, и там пьеса прошла с конфузливым неуспехом. Про драматурга в рецензиях говорилось, что исписался. Актрис обвиняли в «рисовке и фальши». И вообще недоумевали: кому может быть интересна судьба обманутой ухажером глупенькой девушки?

Интерес к «Бесприданнице» оживился, когда на сцену Александринки в роли Ларисы вышла Вера Комиссаржевская. И в ее исполнении роль Ларисы прозвучала лирической исповедью женщины слома веков. Прекрасные старшие ее современницы играли свою мещанку из Бряхимова с точным чувством стиля и жанра. У Веры Федоровны Лариса – потеряла типажность, но именно в ней зрительницы александринского зала узнали себя. Как потом будут узнавать себя в Нине из «Чайки» или Норе из «Кукольного дома».

Именно Комиссаржевская заложила традицию прямой и острой связи классической пьесы с днем сегодняшним.
Нынешняя Лариса в постановке Дмитрия Крымова – эстрадная дива, чей главный хит: «Одна звезда на небе голубом».

Поет как исповедуется. Но прикид при этом – эстрадный: короткое блескучее платье, рыжий парик. 
«Моя дочь – звезда» - веско бросит Харита Огудалова-Сергей Мелконян зашедшему визитеру. Действительно, звезда. В рамках местного городка, сосредоточившегося вокруг пристани.

Речная пристань раскинулась на экране-заднике. Гуляют жирные чайки.  Вдалеке виден приближающийся пароход.
Дмитрий Крымов в своем спектакле материализует пейзажи Островского. Материализует не появляющихся, но упоминаемых в тексте несчастливых в браке сестер Ларисы. Они возникают сначала на экране, потом в дверном проеме под конвоем своих мужей (возможные варианты судьбы героини).

Именно они среди прочих действующих лиц садятся у экрана - немыми зрителями разыгрывающейся драмы.

История любви и гибели Ларисы тут переживается как еще одно телешоу из разряда «Пусть говорят». Она переживается окружающими с тем же накалом, что и чемпионат мира по хоккею. «Болельщики» почти не покидают трибун. «Пас» - «Передача» - «Гол!!!!!»

Лариса Островского мечтает сбежать куда-то в глушь, в деревню, подальше от жадного внимания сограждан. Лариса, какой ее играет Мария Смольникова отлично знает, что это невозможно. В нынешнем мире спрятаться негде. Везде чужие глаза, везде камеры понатыканы. Каждая эмоция будет подсмотрена объективом и выведена на экран. Слезы победителей, сжатые кулаки проигравших, раскрывающиеся рты поющих гимн, и долгий прыжок за мячом.

Собственно, ее объятья с Паратовым незадачливый жених Карандышев вместе с Кнуровым, Вожеватовым и прочими соглядатаями увидит именно на экране.

Как жить «за стеклом девушке», которую точнее всего описать словами поэта: «такой живой и настоящей», «ни в чем не знавшей меры», «изменчивой как дети в каждой мине и так недолго злой». Ровно этот стих Цветаевой Лариса прочтет незадолго до финального выстрела жениха…

Дмитрий Крымов часто пересказывает классику «своими словами» («Своими словами» - название одного из его самых ярких театральных проектов).  И здесь, пожалуй, лучшие минуты – когда Лариса говорит вне и поверх текста, но абсолютно в логике характера своей героини. Так, когда-то Алиса Коонен выпросила у Вишневского право написать письмо Комиссара своей подруге своими словами, как ей слышалось.

…. Лариса, которая объясняет жениху, что не умеет потрошить курицу, разделывать селедку, стелить кровать… Что забывает ключи в двери и не готова разжать губы при обязательном «горько».

… Лариса, которая на вопрос Паратова: как скоро его забыла, - долго молчит. А потом рассказывает-проживает как бежала за его поездом. Схватилась за поручни, руки примерзли… Как накладывали швы. Как прописывали сильнодействующие антидепрессанты. Как пропал голос, и теперь приходится петь под фонограмму. Рассказывает, как совершает каминг-аут.  После такой исповеди уже никакой мужчина не сможет остаться рядом: слишком велика и непоправима вина.

Объяснение Ларисы с Паратовым – кульминация спектакля. Дальше – идет доигрывание сюжета. С ходами и поворотами сюжета – часто остроумными и изобретательными, но необязательными.  Спектакль дышит неровно, как влюбленный, то задыхаясь от эмоций, то теряя энергию и смысл, а то обретая ту полноту чувств, когда «дышит почва и судьба». 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Лабиринты современной хореографии

    На Новой сцене Большого театра состоялась премьера трех одноактных балетов под общим названием «Лабиринт». Этот вечер современной хореографии – очередной проект компании MuzArts с участием артистов первой сцены страны. ...
  • «Передать дух, настроение и тепло Дома Вахтангова»

    Кирилл Крок анонсировал завершение реконструкции Дома Вахтангова во Владикавказе к весне 2023 года. Совсем скоро там закончится финальная отделка и начнётся детальное воссоздание интерьеров, которые будут близки к историческим. ...
  • На Фрунзенской открылся театр «Маска»

    24 ноября состоялось торжественное открытие нового театра Московского Дворца Молодёжи «Маска», на котором гостям провели экскурсию и показали праздничный спектакль. Дресс-код на мероприятии был кэжуал или греческий хитон, фуршет изобиловал не только национальными закусками родины театра, но, конечно же, и всеми любимыми конфетами «маска». ...
  • «L’impression.Сад» покажут ученики Константина Райкина

    26 ноября на сцене Высшей школы сценических искусств покажут спектакль «L’impression.Сад» – версию «Вишневого сада» молодого режиссера Мурата Абулкатинова.  L’impression – по-французски «впечатление, ощущение», а «L’impression. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также