«Зрители проводили в театре несколько дней»

Дмитрий Трубочкин об античной сцене

 

В «Мастерской Фоменко» стартовал образовательный цикл по истории мирового театра. «Театрал» приводит отрывок первой лекции, которую прочел доктор искусствоведения Дмитрий ТРУБОЧКИН.

– Античный театр Греции и Рима – это театр фестивальный. Репертуарный театр возник значительно позднее. Его основы были заложены в коммерческом венецианском театре в XVII веке, а в полной мере он стал работать только с XIX века. Фестивальный театр существовал еще в античности и продолжает существовать до сих пор.

Каким он был в Греции? С приходом весны и открытием навигации бог Дионис возвращался в Афины, и наступали праздничные дни – Великие Дионисии. Празднества начинались накануне с вечернего выноса священного изображения Диониса из города через северо-западные ворота. На следующее утро Диониса ввозили в Афины на телеге через те же ворота и сопровождали всем городом до его храма под Акрополем. Повыше этого храма на юго-восточном склоне Акрополя располагался Театр Диониса: процессия входила в театр, водружала изображение Диониса посреди зрительских мест, после чего начиналась пятидневная театральная программа.

Впрочем, к показам спектаклей приступали не сразу. Вначале происходило то, что современный человек счел бы торжественным правительственным заседанием. На площадку театра выходили десять афинских стратегов и совершали возлияние в честь Диониса. Надо сказать, что вместе главные полководцы Афин собирались крайне редко, это было особенное событие. Потом перед зрителями проносили афинскую казну и доставляли ее в храм Афины на Акрополь, где она хранилась под защитой божеств. После начинался короткий парад юношей-сирот войны. Юноши в танце демонстрировали свое мастерство владения оружием; правители города произносили обещание воспитывать их за государственный счет. В некоторые годы объявляли об освобождении особо заслуженных государственных рабов. То есть город собирался не только для того, чтобы посмотреть спектакли: он начинал празднества с других общественно значимых событий.

В V веке до н. э. фестиваль, как и сегодня, был временем досуга, однако само это понятие отличалось от современного. Досуг означал, что люди откладывали все свои дела и посвящали привычно рабочее время – с половины шестого утра до двух часов дня – богу Дионису, то есть пребыванию в его театре.



В первый день проводили состязания хоров дифирамбов. В них участвовали 10 мужских хоров и 10 юношеских, каждый из которых состоял из 50 человек. Таким образом за день на площадку выходило в совокупности более тысячи человек. Победителями объявляли всего два хора – один мужской и один юношеский.

Трудно представить, чтобы современный зритель смотрел спектакли в течение целого рабочего дня. Но несколько тысяч афинян проводили в театре по 8-10 часов подряд. И ладно бы трагедия чередовалась с дивертисментом. Ничуть не бывало! Во второй день, с небольшими перерывами, показывали три трагедии и сатировскую драму. И последняя, вопреки нашим ожиданиям, тоже не давала людям полного отдохновения от трагических эмоций. Сатировская драма, несмотря на то, что была исторически первым воплощением жанра трагикомедии, содержала порой довольно жестокие сцены. Над сохранившейся до наших дней сатировской драмой «Киклоп» Еврипида посмеяться можно, но со слезой. Какая же это комедия, если в ней в середине действия убивают двоих людей (пусть и не на глазах у зрителей), а в финале показаны страдания ослепленного существа?

Получается, зрители проводили в театре долгие часы, несколько дней подряд, на довольно тяжелых и мучительных спектаклях. Только в последний день им показывали три или пять комедий. Вот так праздник, думаем мы. Но выясняется, что античная культура считала уместным раз в год устраивать такую интенсивную театральную терапию для всего общества – через хоровые выступления, трагедии, комедии. Фестивальный театр не был только развлекательным. Люди приходили в театр, чтобы трудиться, напрягая мысль и внимание.

То, что театр в Афинах был частью общественного ритуала – фестиваля в честь Диониса – означало, что законодательные и финансовые гарантии для него были прочными даже в самые трудные времена. В V веке до н. э., в период активнейшего театрального творчества, едва ли можно найти хоть несколько месяцев подряд, когда бы Афины не вели тяжелых войн (комедиограф Аристофан чуть ли не во всех своих комедиях помещал ожесточенную критику войн) – и тем не менее каждый год в апреле шли Дионисии. Трагедии, комедии и сатировские драмы сочиняли и ставили в то время, когда можно было бы привести много причин для того, чтобы не тратить деньги на театр. И тем не менее, театр открывался каждый год. Тот факт, что он входил в систему городских фестивалей и потому был защищен законом и казной, во многом помог ему выжить.

Игра на античной площадке требовала от актера напряжения физических и духовных сил. Возникает вопрос, зачем нужно было создавать такие гигантские пространства? Дело в том, что театр строили так, чтобы в нем могло собраться все свободное население города: в этом состоит суть принципа его «общенародности». Современному актеру было бы непросто найти нужную интонацию, скажем, в сцене искреннего выражения чувств: попробуй прошепчи о них или поищи для себя «проникновенность», когда перед тобой собрались 10 тысяч зрителей. Интимности общения быть не могло.

Размер пространства изначально вынуждал драматургов выбирать публичные события. В этом смысле (как и во многих других) Еврипид – смелый экспериментатор. Скажем, в его трагедии «Ипполит» Федра признается в своей любви к пасынку. В те времена о любовных страданиях женщине прилично было рассказывать за закрытыми дверьми на женской половине дома, но Федра объявляет о своих глубоко личных делах, находясь перед аудиторией в пять раз большей, чем народное собрание. Вот такие испытания придумывал Еврипид для своих актеров и зрителей.


Третья особенность античного театра заключается в том, что он был хоровым: хор участвовал в каждом спектакле и составлял наибольшую часть играющей труппы в трагедиях и комедиях. Привычное нам слово «эпизод» (или «эпизодий»), обозначавшее в античности фрагмент действия с участием актеров-солистов, по-гречески буквально значит «вставка». Вставка во что? В хоровое действие, которое для античного театра было исходным. После короткого пролога в трагедии происходит выход хора, с которого начинается собственно действие; для современной эпохи это большое испытание. Конечно, можно покорно плестись за античной драматургией и, не задавая лишних вопросов, в нужные моменты выводить коллектив актеров, чтобы они говорили, двигались и пели хором. Но в один момент хочется спросить: зачем нам на сцене 12 или 15 человек, которые находятся на публике дольше других актеров и говорят одновременно? Для современных режиссеров, решивших ставить античную драму, хор – настоящая проверка на готовность мыслить нестандартно.

Кроме этого, античный театр – это театр состязательный. Первоначально состязались драматурги, которые были одновременно и артистами, затем хореги – спонсоры спектаклей, а в эпоху после смерти Эсхила стали состязаться и первые актеры. Наверняка существовали ясные, кодифицированные правила, руководствуясь которыми жюри выбирало победителей.

Наконец, античный театр всегда был музыкальным. Сегодня, говоря о «драме», мы обычно имеем в виду не музыкальный спектакль. Но в античную эпоху было не так: «драма» на театральном языке означала лишь то, что участники спектакля выступают в костюмах и масках. Недраматический хор выходил в праздничных нарядах и без масок. На Дионисиях драматическими хорами были хоры трагедии и комедии, недраматическими – хоры дифирамбов, которые были древнее, чем трагические и комические.

И вот тут мы подходим к одному очень важному вопросу. Как так случилось, что в культуре, где большинство ряженых хоров изначально были комического, смехового свойства, вдруг решили, что хор, нарядившись в костюм и надев маску, может говорить о серьезных вещах? Сейчас мы не вполне осознаем важность этого события (для нас привычно, что кто-то выходит на сцену в гриме или маске), но в древности эта перемена мировоззрения, равносильная открытию, положила начало формированию трагедии. Как маска превратилась в инструмент создания трагического образа, как от «ряженых» стали ждать серьезных речей, как зрители научились сострадать до слез «ненастоящим» действиям – все это большая загадка и интереснейшая научная проблема.

***
Следующая лекция, посвященная средневековому театру, состоится 11 ноября. Ее прочтет доктор филологических наук, специалист по истории литературы Средних веков и Возрождения Михаил Андреев. Подробнее о программе лектория «Мастерской Фоменко» читайте в материале «Театрала». 



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Театр.doc» собирает собственный архив

    Московский «Театр.doc» объявил о начале собрания собственного архива. Однако без помощи зрителей здесь не обойтись. Коллектив просит оказать посильную помощь – принести или прислать все то, что так или иначе связано с его историей. ...
  • Тряхнуть стариной

    На театральной карте столицы сохранились места, историческое и культурное наследие которых переоценить невозможно. Это самые старые театральные площадки города, на которых зарождалось и развивалось искусство, выступали первые крепостные труппы, познакомились Чехов и Станиславский, а Александр Островский смотрел свои же пьесы. ...
  • Древность не порок

    Какие из ныне действующих театров самые старые? Тверской театр драмы (1745), Волковский театр в Ярославле (1750), Александринский театр (1756), Большой театр (1776)… Но это в России. За рубежом есть у них собратья, которые старше на несколько веков. ...
  • «Ленком» опубликовал редкие фотографии

    В субботу, 23 декабря, исполнилось 100 лет со дня рождения легендарной актрисы Валентины Серовой, которая на протяжении целой эпохи (с 1933 по 1942, с 1943 по 1950 и с 1960 по 1964) играла ведущие роли в Театре им. Ленинского комсомола. По случаю юбилея «Ленком» опубликовал архивные кадры из спектаклей с участием актрисы (см. ...
Читайте также