Светить везде

На Симоновской сцене Театра Вахтангова установили уникальное световое оборудование

 

– Свет в драматическом спектакле не может существовать самостоятельно, он должен быть частью целого, в противном случае получится не спектакль, а световое шоу, – рассказывает светооператор Основной сцены Театра Вахтангова Александр МАТВЕЕВ. – Свет призван задать атмосферу, грамотно подчеркнуть режиссерские задумки. Он завершает работу. Поэтому первая задача художника – услышать режиссера.

17 ноября после капитального ремонта начнет свою работу Симоновская сцена – шестая площадка Театра Вахтангова. В обновленном здании кипят последние приготовления – рабочие завершают установку мебели и оборудования. А параллельно в зале проходят первые репетиции – Екатерина Симонова готовит спектакль «Вечер шутов». Осветительные приборы уже на местах. Впрочем, их планировка приблизительна и меняется в зависимости от режиссерских задач.

– Понять задумку режиссера не всегда просто, – говорит Александр. 

Скажем, Римас Владимирович Туминас формулирует свои идеи довольно замысловато. И это не результат языкового барьера – просто он так мыслит, так работает его фантазия. От него можно услышать: «Хочу световую дорожку…». Но это совсем не значит, что он хочет именно дорожку.


Начинаешь присматриваться: может, художник понимает? Нет, поначалу и он в замешательстве. При этом Римас Владимирович всегда четко знает, чего хочет. Может быть, он и не говорит этого однозначно, но он очень точно чувствует. Наверное, самое сложное – попасть в его настроение. Но если настроиться с ним на одну волну, он примет твои предложения.
Работа художника по свету – это постоянный поиск. На мой взгляд, огромную роль в этом деле играют чувство стиля и чувство меры. Сценический свет тоже может быть вульгарным: так красиво, что даже противно. Этого следует избегать.

Помимо художественной, есть и техническая сторона профессии. Она заключается в том, чтобы перевести видение режиссера на язык техники.

– Светотехнический комплекс зала включает в себя все виды оборудования – это и галогенные лампы, дающие так называемый теплый «актерский» свет, и газоразрядные, дающие холодный свет, и современные светодиодные прожекторы. Таким образом, сцена приспособлена под максимальный спектр задач, – рассказывает светооператор Театра Вахтангова Руслан Майоров.

Светодиодные прожекторы K-EYE K10 – последняя модель ведущего бренда профессионального светового оборудования Clay Paky (Италия). Это приборы заливного света, имеющие шесть цветов светодиодов. С их помощью можно добиться любого оттенка.

– В России эти прожекторы представлены впервые, – поясняет Руслан. –  На сегодняшний день по цветопередаче они лучшие.

«Теплые» и «холодные» прожекторы имеют возможность профилирования луча (световому пятну можно придать любую форму). Все приборы низкошумные – чтобы не отвлекать внимание зрителей во время спектакля. К тому же, потребляют мало энергии. Большинство процессов автоматизировано: вручную направляются только несколько боковых прожекторов – верхний свет регулируется при помощи светового пульта.

Поскольку каждый спектакль требует индивидуального светового решения, система освещения максимально мобильна. В основном зале пять софитов, на каждом из них – все виды приборов, таким образом, из разных точек можно подавать свет любого типа. Это особенно важно потому, что сам зал является трансформером – зрительская зона может быть перенесена.

– Одной из задач было обеспечить режиссерам возможность начать спектакль в одном зале и закончить в другом. При этом весь свет управляется с одной точки.
Световой пульт – модель компании ЕТС. Он оснащен сенсорными мониторами, на которых можно отобразить световую партитуру спектакля (в ней указаны реплики перехода к следующей световой картине) и схему расположения осветительных приборов в зале. Сенсор позволяет выбрать прибор или группу приборов и задать им цвет, позицию и другие характеристики. Программирование может осуществляться и удаленно – с телефона или айпада.

– Каждый спектакль программируется заранее. Придя в зал, остается только включить пульт и загрузить нужное шоу. Мы стареемся делать так, чтобы за все отвечала одна кнопка – go. Слыша реплику перехода, осветитель нажимает на go, и прожекторы выполняют заданные действия. Таким образом, со светом во время спектакля может справиться один человек. 



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Владимир Андреев: «Между Кандинским поздним и ранним»

    В день юбилея актера и режиссера, президента Ермоловского театра Владимира АНДРЕЕВА «Театрал» публикует материал из рубрики «Закулисье». Мы поздравляем Владимира Алексеевича с днем рождения и желаем  здоровья, энергии, радости и новых встреч с любящей публикой! ...
  • Практический опыт

    По традиции, в новогодние праздники напоминаем лучшие тексты минувшего сезона. В нашей подборке – закулисье театра «Практика» (материал из июльского номера, вышедший в рамках спецпроекта «Театрала»). На первый взгляд закулисье этого театра напоминает подводную лодку или бункер. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Пространство без границ

    Переступив порог Театра Олега Табакова, зрители тянутся за телефонами. Не сделать здесь фото невозможно: от пола до потолка стены покрыты зеркалами самых разных размеров и форм. Идея нового пространства Сцены на Сухаревской принадлежит художественному руководителю Владимиру Машкову. ...
Читайте также