Светить везде

На Симоновской сцене Театра Вахтангова установили уникальное световое оборудование

 
– Свет в драматическом спектакле не может существовать самостоятельно, он должен быть частью целого, в противном случае получится не спектакль, а световое шоу, – рассказывает светооператор Основной сцены Театра Вахтангова Александр МАТВЕЕВ. – Свет призван задать атмосферу, грамотно подчеркнуть режиссерские задумки. Он завершает работу. Поэтому первая задача художника – услышать режиссера.

17 ноября после капитального ремонта начнет свою работу Симоновская сцена – шестая площадка Театра Вахтангова. В обновленном здании кипят последние приготовления – рабочие завершают установку мебели и оборудования. А параллельно в зале проходят первые репетиции – Екатерина Симонова готовит спектакль «Вечер шутов». Осветительные приборы уже на местах. Впрочем, их планировка приблизительна и меняется в зависимости от режиссерских задач.

– Понять задумку режиссера не всегда просто, – говорит Александр. 

Скажем, Римас Владимирович Туминас формулирует свои идеи довольно замысловато. И это не результат языкового барьера – просто он так мыслит, так работает его фантазия. От него можно услышать: «Хочу световую дорожку…». Но это совсем не значит, что он хочет именно дорожку.


Начинаешь присматриваться: может, художник понимает? Нет, поначалу и он в замешательстве. При этом Римас Владимирович всегда четко знает, чего хочет. Может быть, он и не говорит этого однозначно, но он очень точно чувствует. Наверное, самое сложное – попасть в его настроение. Но если настроиться с ним на одну волну, он примет твои предложения.
Работа художника по свету – это постоянный поиск. На мой взгляд, огромную роль в этом деле играют чувство стиля и чувство меры. Сценический свет тоже может быть вульгарным: так красиво, что даже противно. Этого следует избегать.

Помимо художественной, есть и техническая сторона профессии. Она заключается в том, чтобы перевести видение режиссера на язык техники.

– Светотехнический комплекс зала включает в себя все виды оборудования – это и галогенные лампы, дающие так называемый теплый «актерский» свет, и газоразрядные, дающие холодный свет, и современные светодиодные прожекторы. Таким образом, сцена приспособлена под максимальный спектр задач, – рассказывает светооператор Театра Вахтангова Руслан Майоров.

Светодиодные прожекторы K-EYE K10 – последняя модель ведущего бренда профессионального светового оборудования Clay Paky (Италия). Это приборы заливного света, имеющие шесть цветов светодиодов. С их помощью можно добиться любого оттенка.

– В России эти прожекторы представлены впервые, – поясняет Руслан. –  На сегодняшний день по цветопередаче они лучшие.

«Теплые» и «холодные» прожекторы имеют возможность профилирования луча (световому пятну можно придать любую форму). Все приборы низкошумные – чтобы не отвлекать внимание зрителей во время спектакля. К тому же, потребляют мало энергии. Большинство процессов автоматизировано: вручную направляются только несколько боковых прожекторов – верхний свет регулируется при помощи светового пульта.

Поскольку каждый спектакль требует индивидуального светового решения, система освещения максимально мобильна. В основном зале пять софитов, на каждом из них – все виды приборов, таким образом, из разных точек можно подавать свет любого типа. Это особенно важно потому, что сам зал является трансформером – зрительская зона может быть перенесена.

– Одной из задач было обеспечить режиссерам возможность начать спектакль в одном зале и закончить в другом. При этом весь свет управляется с одной точки.
Световой пульт – модель компании ЕТС. Он оснащен сенсорными мониторами, на которых можно отобразить световую партитуру спектакля (в ней указаны реплики перехода к следующей световой картине) и схему расположения осветительных приборов в зале. Сенсор позволяет выбрать прибор или группу приборов и задать им цвет, позицию и другие характеристики. Программирование может осуществляться и удаленно – с телефона или айпада.

– Каждый спектакль программируется заранее. Придя в зал, остается только включить пульт и загрузить нужное шоу. Мы стареемся делать так, чтобы за все отвечала одна кнопка – go. Слыша реплику перехода, осветитель нажимает на go, и прожекторы выполняют заданные действия. Таким образом, со светом во время спектакля может справиться один человек. 



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Евгений Ткачук откроет «Смешной фестиваль»

    «Смешной фестиваль» пройдет с 1 по 9 апреля в Петербурге. В программе – уличные шоу-программы, театральные постановки, лекции, мастер-классы, кинопоказы и благотворительные акции. Артисты клоун-мим-театра «МимИГРАнты», они же организаторы, обещают «запустить волну общегородского хохота» и  устроить «настоящий фейерверк радостных эмоций на весь Заячий остров». ...
  • Матери и дети на сцене театра «Сфера»

    «Без вины виноватые» Островского на сцене «Сферы». Это и переплетение судеб, и любовь, и горе, и сама правда жизни. Вся и без остатка. Вечная тема — взаимоотношения родителей и детей. Для каждого человека, не только для литературных классиков. ...
  • В Железноводске откроют Музей памяти Сергея Пускепалиса

    15 апреля состоится открытие музея памяти Сергея Пускепалиса в Железноводском Дворце культуры.   Экспонатами  музея станут личные вещи актера, а также его награды, кубки и многое другое.   «Всю коллекцию нам удалось собрать благодаря вдове Сергея. ...
  • В Москве покажут фильмы, представленные в Каннах

    В московском кинотеатре «Художественный» представят премьеры двух фильмов-участников Каннского кинофестиваля. Зрители увидят их 9 и 10 апреля.   9 апреля совместно впервые покажут драму корейского режиссера Дави Чоу «Возвращение в Сеул». ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Фотообъективная история: Андрей Миронов

    7 марта  –  82 года со дня рождения выдающегося советского актера театра и кино Андрея Миронова. Журнал «Театрал» решил напомнить историю фотографа Владимира Машатина, связанную со съемками артиста. ...
  • Театральный поход

    Что смотреть в московских театрах в марте: журнал «Театрал» подготовил для поклонников театра подборку пяти премьер, которые нельзя пропустить. «Амадей» Постановка Анатолия Шульева, ученика Римаса Туминаса, не о зависти – о неразделенной любви. ...
  • Полина Райкина: «То, что сейчас называется нравственностью, ею совсем не является»

    Широта ее сценических возможностей весьма велика. Это и лицемерная Феклуша в «Грозе», и несчастная мама в пьесе «Это все она», и папаша в «Елизавете Бам»… «Театрал» поговорил с Полиной Райкиной о современном театре и ее видении себя самой. ...
  • «Бег». Дистанция – бесконечность

    Новые смыслы и вневременные проблемы российской истории и человеческих судеб легендарного и вечно современного булгаковского «Бега» представили зрителям авторы нового спектакля «Ленкома Марка Захарова». Режиссер Александр Лазарев и команда создателей постановки современными театральными средствами рассказали о тех, кто бежал от трагических событий времени на чужбину, в пустоту одиночества. ...
Читайте также