Премьера «Гигантов горы» вышла в апреле 2014 года, потом в связи с разными обстоятельствами спектакль долго не шел. И вот на сцене «Мастерской Петра Фоменко» произошло новое сценическое рождение последней недописанной пьесы Луиджи Пиранделло. Время за окном – лучшая рамка для восприятия того или иного произведения. Реальность – лучший монтажер. Кто мог предположить, что казавшиеся такими туманными коллизии иллюзии и реальности, искусства и быта, фантазии и смерти, - окажутся такими злободневными и болезненными.
Затравленный маленький театрик, который уже растерял большую часть труппы из-за хронического безденежья и обструкций публики, - появляется в проходе зрительного зала, таща за собой оборвавшуюся веревку.
Замученный театр – нашего времени случай! Поиски убежища, покровительства и защитника – тоже сюжет более чем на слуху.
Владелец, он же муж примадонны Граф (Юрий Буторин) объясняет, что они все еще не теряют надежды и веры в свое ремесло и предназначение.
Появившаяся графиня Илсе (Полина Агуреева здесь не только играет главную роль, но и названа соавтором режиссера) произносит пламенный монолог об актерском долге. О том, что она гордится тем, что она актриса – прежде всего и поверх всего. А ее коллеги по труппе рассказывают местным обитателям подножья горы, что автор пьесы, которую они всюду играют повесился от любви к графине. Она теперь считает священным долгом всюду показывать «Сказку о подмененном сыне». Но публика слушать страшную поэтическую притчу не хочет. И от труппы остались самые стойкие. Но и они близки к отчаянию.
Место, куда забрели бродячие актеры также называется - вилла «Скалонья» (Отчаяние). И оно мало подходит на безмятежный островок среди бушующего моря. Скорее уж, убегая от огня, странствующие лицедеи попадают прямиком в водоворот кошмарных снов и сбывающихся страхов.
Сбывающиеся злые пожелания, тайные фобии, скрытые страхи – нашего времени приметы и черты…
На вилле мага Котроне (Федор Малышев) разыгрываются сюжеты пострашнее истории о подмененном сыне.
Но ведь и за окном жизненные сюжеты сейчас завязываются и раскручиваются куда непредсказуемей и страшней любого театра. В 2014 году обитатели виллы напоминали рецензентам о сумасшедшем доме, cейчас при взгляде на агрессивно-затурканных чудиков скорее вспоминаются персонажи из соцсетей. Женщина с постоянным рефреном: «только не трогайте религию!». Маленькая злобная «вечная девочка» с порванным зонтиком, которая так и норовит кому-нибудь подстроить каверзу. Недоумевающий простак. Подозрительный циник. Все персонажи узнаваемы и кажутся калькой реальных знакомцев.
Бедные актеры оказываются жертвами режиссера куда более изощренного, чем им до сих пор встречались. Иллюзии, им созданные – правдоподобнее любой реальности, потому что извлечены из подсознания самих участников.
Целая команда художников – сценограф Мария Митрофанова, отвечающий за «свет и тени» Владиcлав Фролов, автор масок Ирина Бачурина, авторы видеоряда – Владимир Бровкин и Екатерина Бурлакова создают на сцене пространство сказочной, избыточной, невероятной красоты. Здесь на равных действуют куклы, тени и актеры. И не сразу поймешь – перед тобой реальное лицо или маска?
Нарисованный круг или громадное колесо судьбы (ассоциации с гигантской мясорубкой стали только отчетливее)?
И как-то по-новому слышится давний и неразрешимый спор о месте художника во враждебном мире.
Строить свою экологическую нишу, защищенную от злых ветров? Так предлагает маг Котроне-Федор Малышев. Играть для избранных, замкнуть круг посвященных, не метать драгоценного бисера души перед невежественной и обозленной толпой…
Или все-таки – видеть долг художника в просвещении угрюмых душ? Свое кредо графиня Илсе-Полина Агуреева отстаивает со всей пылкостью большой актрисы и любящей женщины. Полина Агуеева играет Актрису, какой ее воображают поэты-символисты. Женщина, которая меняется каждую минуту (то кудрявая, то стриженная), манерная и искренняя, пылкая и опустошенная… Долг перед умершим возлюбленным (то, что отказала и не поддалась только добавляет чистоты и горечи) сливается в ее душе с долгом перед своим артистическим даром. А эгоизм примы неотделим от самоотверженности художника. «Мы должны играть пьесу перед публикой!»
Точка.
Она уходит на спектакль с величием Марии Стюарт, поднимающейся на эшафот…
Публика не принимает высокого искусства и поэтических высот. Графиня гибнет от рук толпы, труппа актеров получает солидное возмещение от раскаявшихся непросвещенных убийц. И решает покинуть виллу «Скалонья» да и сомнительное поприще лицедейства.
А волшебные обитатели виллы остаются жить на границе миров, на стыке снов, иллюзий и реальности, - ожидая новых гостей, которые скорее всего не придут.
Затравленный маленький театрик, который уже растерял большую часть труппы из-за хронического безденежья и обструкций публики, - появляется в проходе зрительного зала, таща за собой оборвавшуюся веревку.

Владелец, он же муж примадонны Граф (Юрий Буторин) объясняет, что они все еще не теряют надежды и веры в свое ремесло и предназначение.
Появившаяся графиня Илсе (Полина Агуреева здесь не только играет главную роль, но и названа соавтором режиссера) произносит пламенный монолог об актерском долге. О том, что она гордится тем, что она актриса – прежде всего и поверх всего. А ее коллеги по труппе рассказывают местным обитателям подножья горы, что автор пьесы, которую они всюду играют повесился от любви к графине. Она теперь считает священным долгом всюду показывать «Сказку о подмененном сыне». Но публика слушать страшную поэтическую притчу не хочет. И от труппы остались самые стойкие. Но и они близки к отчаянию.

Сбывающиеся злые пожелания, тайные фобии, скрытые страхи – нашего времени приметы и черты…
На вилле мага Котроне (Федор Малышев) разыгрываются сюжеты пострашнее истории о подмененном сыне.
Но ведь и за окном жизненные сюжеты сейчас завязываются и раскручиваются куда непредсказуемей и страшней любого театра. В 2014 году обитатели виллы напоминали рецензентам о сумасшедшем доме, cейчас при взгляде на агрессивно-затурканных чудиков скорее вспоминаются персонажи из соцсетей. Женщина с постоянным рефреном: «только не трогайте религию!». Маленькая злобная «вечная девочка» с порванным зонтиком, которая так и норовит кому-нибудь подстроить каверзу. Недоумевающий простак. Подозрительный циник. Все персонажи узнаваемы и кажутся калькой реальных знакомцев.
Бедные актеры оказываются жертвами режиссера куда более изощренного, чем им до сих пор встречались. Иллюзии, им созданные – правдоподобнее любой реальности, потому что извлечены из подсознания самих участников.

Нарисованный круг или громадное колесо судьбы (ассоциации с гигантской мясорубкой стали только отчетливее)?
И как-то по-новому слышится давний и неразрешимый спор о месте художника во враждебном мире.
Строить свою экологическую нишу, защищенную от злых ветров? Так предлагает маг Котроне-Федор Малышев. Играть для избранных, замкнуть круг посвященных, не метать драгоценного бисера души перед невежественной и обозленной толпой…
Или все-таки – видеть долг художника в просвещении угрюмых душ? Свое кредо графиня Илсе-Полина Агуреева отстаивает со всей пылкостью большой актрисы и любящей женщины. Полина Агуеева играет Актрису, какой ее воображают поэты-символисты. Женщина, которая меняется каждую минуту (то кудрявая, то стриженная), манерная и искренняя, пылкая и опустошенная… Долг перед умершим возлюбленным (то, что отказала и не поддалась только добавляет чистоты и горечи) сливается в ее душе с долгом перед своим артистическим даром. А эгоизм примы неотделим от самоотверженности художника. «Мы должны играть пьесу перед публикой!»
Точка.
Она уходит на спектакль с величием Марии Стюарт, поднимающейся на эшафот…

А волшебные обитатели виллы остаются жить на границе миров, на стыке снов, иллюзий и реальности, - ожидая новых гостей, которые скорее всего не придут.