Алексей Кузнецов: «Я пригласил Римаса посмотреть эскиз нашего спектакля»

 

В четверг, 2 ноября, на Новой сцене Театра им. Вахтангова состоится премьера моноспектакля Елены Подкаминской «Неосторожная актриса». Режиссер постановки Алексей КУЗНЕЦОВ определил жанр этой работы, как «пять страниц о жизни и творчестве», а за основу взял произведения Куприна, Пастернака, Цветаевой, Ахматовой и Кочергина. Спектакль будет идти раз в месяц и уже сейчас (то есть до официального выхода) все билеты на ближайшие показы раскуплены.
 
– Алексей Глебович, история, конечно, удивительная: спектакль не успел еще увидеть свет, а в кассе уже не осталось билетов. С чем вы это связываете?
– Здесь большая заслуга Римаса Туминаса, поскольку все что происходит сегодня в Театре Вахтангова, вызывает огромный зрительский интерес. Римас задает нам серьезную творческую планку. И даже если работа выпускается другим режиссером, он все равно смотрит прогон и решает, можно ли это включать в афишу.
 
– Строгий критик?
– Конечно, хотя в нашем случае всё прошло довольно легко. Летом я пригласил Римаса посмотреть эскиз нашей работы. Спектакль состоит из пяти страниц (каждая страница – отдельный автор). Лена начала играть. Играла в пустом зале. Из зрителей – только Римас, я и композитор Фаустас Латенас. Исполнила страницу Цветаевой, перешла к Пастернаку, но вдруг Римас встал – направился к ней, взял за руку и сказал: «Всё хорошо. Мы берем эту работу». Вот так с полутора страниц постановка была утверждена.
 
Дальше, понятно, продолжались активные репетиции, мы всё время что-то привносили и совершенствовали. Лена замечательная актриса…
 
– То есть это фактически литературный вечер?
– Нет. Меньше всего на свете мне хотелось бы сделать литературный вечер или, сажем так, «чтецкую программу». Я хотя и преподаю художественное чтение в Щукинском училище, но всякий раз не устаю повторять, что на сцене должен быть спектакль, поскольку законы театра никто не отменял.
 
Я очень признателен нашему композитору Фаустасу Латенасу, который дал мне пять своих дисков и разрешил выбрать всё, что сочту нужным. Я надел наушники, просидел несколько вечеров – отбирал, монтировал – и не переставал удивляться, насколько произведения Фаустаса могут создавать атмосферу спектакля, задавать тон актерской игре, взволновать и утешить. Он, конечно, не просто композитор, а музыкальный драматург…
 
– А литературный материал для постановки отбирался по какому принципу? И вообще, как родилась эта идея?
– Когда-то в училище я сделал для Лены отрывок из Куприна про цирк. Но прошли годы, и вдруг Московская филармония предложила ей выступить с каким-нибудь произведением. Лена, естественно, назвала Куприна. Мы возобновили, отрепетировали; выступление прошло очень успешно, и вдруг она говорит: «Алексей Глебович, а давайте продолжим!»
 
Я взял тайм-аут и стал прикидывать, чем бы расширить программу. Наконец, у меня родилась идея взять пять разных авторов (включая того же Куприна) и на основе их произведений поставить моноспектакль о природе творчества. Точнее сказать о той едва уловимой грани, где творчество пересекается с судьбой. Так у нас появились страницы про Ахматову и Раневскую, Пастернака и Ивинскую, Цветаеву и Сонечку Голлидэй, а также произведение Кочергина «Жизель ботаническая», в котором рассказывается том, как после войны ленинградские проститутки воспитали и выходили девочку своей погибшей товарки, а дальше устроили ее… в Вагановское хореографическое училище. То есть из грязи – к облакам. Потрясающее (и главное – документальное) повествование.
 
Эдуард Кочергин не только талантливый художник, создавший вместе с Товстоноговым целую галерею блистательных спектаклей, но и абсолютно самобытный, неповторимый писатель. И, конечно же, Елена Подкаминская, на мой вкус, играет всё превосходно, исполняя роли двоих, а где-то и троих персонажей, что придает постановке драматическую глубину.
 
Мой кайф был в том, что по форме это литературный спектакль, но строился он строго по законам драматургии. И, соответственно, Лена очень сильная актриса. Те зрители, которые видели ее работы на сцене Театра сатиры, я думаю, давно в этом убедились, но у нас, мне кажется, она предстанет в весьма неожиданном, новом ракурсе. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Андрей Кузичев: «Мы ощущаем жизнь как отчаянный эксперимент»

    Трудно поверить, но Андрей Кузичев, тот самый, который сыграл главную роль в «Пластилине» Кирилла Серебренникова, на днях отметил 50. Позади – шесть спектаклей Деклана Доннеллана, которые привели в Театр Пушкина, «Седьмая студия» в Школе-студии МХАТ, которая привела в педагогику, а теперь – курс Евгения Писарева, где он преподает актерское мастерство. ...
  • Генриетта Яновская: «Ее замечания были прелестны»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Абсолютный слух

    «Талант – это от Бога, – скажет однажды Людмила Максакова. – А вот как ты им распорядишься, насколько сумеешь своими ролями, своим творчеством донести до зрителей те самые «чувства добрые», насколько сможешь изменить мир своей душой, насколько сумеешь завоевать сердца и обратить их к прекрасному, – вот об этом должен думать человек театра…» Далее в лучших традициях юбилейного очерка следовало бы написать о том, что собственный талант народная артистка России, прима Театра им. ...
  • Анатолий Полянкин: «Мы сделали ставку на практическое театроведение»

    Высшая школа сценических искусств – самый молодой театральный вуз в России. В интервью «Театралу» ректор Школы Анатолий Полянкин рассказал о перспективах ВШСИ и, в частности, о том, почему в сентябре вуз продлил набор абитуриентов, и какие ноу-хау выгодно отличают учебную программу. ...
Читайте также