Алексей Кузнецов: «Я пригласил Римаса посмотреть эскиз нашего спектакля»

 
В четверг, 2 ноября, на Новой сцене Театра им. Вахтангова состоится премьера моноспектакля Елены Подкаминской «Неосторожная актриса». Режиссер постановки Алексей КУЗНЕЦОВ определил жанр этой работы, как «пять страниц о жизни и творчестве», а за основу взял произведения Куприна, Пастернака, Цветаевой, Ахматовой и Кочергина. Спектакль будет идти раз в месяц и уже сейчас (то есть до официального выхода) все билеты на ближайшие показы раскуплены.
 
– Алексей Глебович, история, конечно, удивительная: спектакль не успел еще увидеть свет, а в кассе уже не осталось билетов. С чем вы это связываете?
– Здесь большая заслуга Римаса Туминаса, поскольку все что происходит сегодня в Театре Вахтангова, вызывает огромный зрительский интерес. Римас задает нам серьезную творческую планку. И даже если работа выпускается другим режиссером, он все равно смотрит прогон и решает, можно ли это включать в афишу.
 
– Строгий критик?
– Конечно, хотя в нашем случае всё прошло довольно легко. Летом я пригласил Римаса посмотреть эскиз нашей работы. Спектакль состоит из пяти страниц (каждая страница – отдельный автор). Лена начала играть. Играла в пустом зале. Из зрителей – только Римас, я и композитор Фаустас Латенас. Исполнила страницу Цветаевой, перешла к Пастернаку, но вдруг Римас встал – направился к ней, взял за руку и сказал: «Всё хорошо. Мы берем эту работу». Вот так с полутора страниц постановка была утверждена.
 
Дальше, понятно, продолжались активные репетиции, мы всё время что-то привносили и совершенствовали. Лена замечательная актриса…
 
– То есть это фактически литературный вечер?
– Нет. Меньше всего на свете мне хотелось бы сделать литературный вечер или, сажем так, «чтецкую программу». Я хотя и преподаю художественное чтение в Щукинском училище, но всякий раз не устаю повторять, что на сцене должен быть спектакль, поскольку законы театра никто не отменял.
 
Я очень признателен нашему композитору Фаустасу Латенасу, который дал мне пять своих дисков и разрешил выбрать всё, что сочту нужным. Я надел наушники, просидел несколько вечеров – отбирал, монтировал – и не переставал удивляться, насколько произведения Фаустаса могут создавать атмосферу спектакля, задавать тон актерской игре, взволновать и утешить. Он, конечно, не просто композитор, а музыкальный драматург…
 
– А литературный материал для постановки отбирался по какому принципу? И вообще, как родилась эта идея?
– Когда-то в училище я сделал для Лены отрывок из Куприна про цирк. Но прошли годы, и вдруг Московская филармония предложила ей выступить с каким-нибудь произведением. Лена, естественно, назвала Куприна. Мы возобновили, отрепетировали; выступление прошло очень успешно, и вдруг она говорит: «Алексей Глебович, а давайте продолжим!»
 
Я взял тайм-аут и стал прикидывать, чем бы расширить программу. Наконец, у меня родилась идея взять пять разных авторов (включая того же Куприна) и на основе их произведений поставить моноспектакль о природе творчества. Точнее сказать о той едва уловимой грани, где творчество пересекается с судьбой. Так у нас появились страницы про Ахматову и Раневскую, Пастернака и Ивинскую, Цветаеву и Сонечку Голлидэй, а также произведение Кочергина «Жизель ботаническая», в котором рассказывается том, как после войны ленинградские проститутки воспитали и выходили девочку своей погибшей товарки, а дальше устроили ее… в Вагановское хореографическое училище. То есть из грязи – к облакам. Потрясающее (и главное – документальное) повествование.
 
Эдуард Кочергин не только талантливый художник, создавший вместе с Товстоноговым целую галерею блистательных спектаклей, но и абсолютно самобытный, неповторимый писатель. И, конечно же, Елена Подкаминская, на мой вкус, играет всё превосходно, исполняя роли двоих, а где-то и троих персонажей, что придает постановке драматическую глубину.
 
Мой кайф был в том, что по форме это литературный спектакль, но строился он строго по законам драматургии. И, соответственно, Лена очень сильная актриса. Те зрители, которые видели ее работы на сцене Театра сатиры, я думаю, давно в этом убедились, но у нас, мне кажется, она предстанет в весьма неожиданном, новом ракурсе. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также