Михаил Боярский

«Хочу и дальше жить азартно»

 

Михаил Боярский отметил юбилей. Одному из самых известных актеров исполнилось 55 лет. Он по-прежнему работает в театре Ленсовета, снимается в кино и поражает всех постоянством своего имиджа: широкополой шляпой и темными очками. Наш корреспондент встретился с юбиляром.
– Михаил Сергеевич, вы не изменяете Санкт-Петербургу – не переезжаете в Москву, как это сделали многие ваши коллеги…

– Я коренной ленинградец. После войны мы все – родители, бабушка, старший брат и я – жили в коммунальной квартире на Гончарной улице, недалеко от Московского вокзала в 16-метровой комнате. Хорошо было! Кроме нас там жили еще 3 семьи, вода была холодная, а вместо парового отопления печка. Я не знал, что бывает по-другому, и мне все нравилось! Только потом мы получили 2-комнатную квартиру.

– Сейчас у вас есть прекрасные апартаменты на набережной Мойки, рядом с Эрмитажем.

– Да. Для своих домочадцев я смог создать условия, когда они ни в чем не знают недостатка: ни в еде, ни в питье, ни в одежде, живут в хорошей квартире, имеют возможность путешествовать по миру, ходить на самые престижные премьеры.

– Жить в достатке в семикомнатной чудо-квартире – это ли не протест против стесненных условий жизни вашей молодости? Знаю, сыну вы сознательно приобрели дорогую машину «Крайслер», когда он еще учился в музыкальной школе.

– Считаю, что поступил правильно. Сын должен иметь абсолютно все, чтобы не отвлекало его от главного: от учебы и самосовершенствования.

– Чем занимаются дети?

– Лиза второй год учится в театральном институте на курсе Льва Додина. У нее есть азарт, желание стать актрисой. Она тоже родилась за кулисами театра, знает все его тайны, но сумеет ли проявить свою индивидуальность – покажет, как ни банально это звучит, время. Лиза у нас натура эмоциональная. Сергей, как и положено парню, более сдержанный, даже скрытный. Но тем не менее записал и сейчас выпускает в продажу пластинки, где он автор музыки, слов и исполнитель песен. Сейчас у Сережи такой период, что он хочет попробовать себя во всем. Например, учится у Владимира Бортко на режиссуре. Но актером, клянется, не станет никогда. Насмотревшись, видимо, на мой тяжелый труд, он понял, что ему работать в таком ритме не по силам. И он, конечно, прав. Я могу пахать 24 часа в сутки и подряд несколько недель.

– Нормальные 7–8 часов ежесуточного сна – это для вас из разряда утопии?

– Когда у меня спокойная жизнь, когда я дома, то раньше полчетвертого утра спать не ложусь. В квартире уже давно тихо, я досматриваю последние передачи, пью кофе с молоком, проглатываю снотворное, которым забиты мои карманы, беру недочитанную книгу – сейчас это «Фауст» Гете, – и приходит сон. Если надо встать в 8 утра, значит, встаю в 8 и никаких проблем не испытываю. В сон меня тянет чудовищно в 5–7 часов вечера. Если есть спектакль или концерт, я себя, естественно, перебарываю.

– К концертам, спектаклям как-нибудь готовитесь?

– Никогда и никак. Я просто знаю, что сегодня спектакль – и этого мне достаточно. Я могу играть в шахматы, читать анекдоты в журнале, разговаривать о футболе, но стоит меня вызвать на сцену – и все, я готов.

– Расскажите, наконец, историю о том, как вы получили роль Д’Артаньяна в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера».

– Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич на роль гасконца утвердил Александра Абдулова, весьма удачно прошедшего кинопробы. Я же опаздывал на пробу Рошфора. Прямо из аэропорта, быстро переодевшись в костюмерной «Мосфильма» мушкетером, помчался в павильон. Я тяжело дышал, глаза мои сверкали от гнева на самого себя – так утверждали те, кто меня видел в этот момент. На студии воцарилась тишина – так, видимо, съемочная группа выразила свое восхищение. Режиссер без всяких проб отдал мне предпочтение.

– Рассказывают, что энергия ваша била ключом – делали лишние прыжки с пятнадцати метров высоты без дублеров. А, отчаянно фехтуя, наткнулись на шпагу «противника» и проткнули себе верхнее небо?

– Тогда за каскадерский трюк платили по 50 рублей. Я был молод, хотелось «напрыгать» на хороший стол в «Арагви», чтобы угостить своих новых друзей, в частности Сашу Абдулова. Но зря старался – оплачивался только первый прыжок. А со шпагой было очень серьезно… Острый клинок не дошел до мозга 1,5 см. Очнулся я в реанимации. Опасаясь самого худшего, вызвали мою маму. Однако через неделю я сбежал из больницы на съемки.

– Говорят, в Москве вы за одну ночь работаете в 3–4 казино?

– Пою в казино Москвы и не вижу в этом ничего зазорного. Выступая перед людьми, я получаю удовольствие и, надеюсь, доставляю удовольствие публике, судя по аплодисментам. Зарабатывая хорошие деньги, я получаю свободу.

– Не верю, что после концерта не заходите в игровой зал и не играете в рулетку. Большие деньги оставляете?

– Придерживаюсь нормы. Как, впрочем, и в выпивке.

– Жизнь заставила отказаться от любимой русской привычки. Тяжело это далось?

– И вспоминать не хочу. Кодирования не помогали – только сила воли. Живу с ощущением, что чего-то важного в жизни лишился. Без алкоголя жизнь вся в черно-серой гамме… Но привыкаю. Может, до следующего своего скорого поезда, а пока хочу пожить на своей станции.

– Вы преклонялись перед «Битлз» еще в 60-х годах, летом вы побывали на концерте Пола Маккартни. Ваши ощущения?

– «Битлз» – это божественное проявление, оказавшееся в одно время и в одном месте – в маленьком английском портовом городишке. Каждый в отдельности они значат гораздо меньше, чем все вместе, – как разжатый кулак! Когда они распались, это стало очевидным. Джон и Пол – просто фантастика. А при поддержке Ринго и Джорджа – чудо. «Битлз» – это полная гармония, совпадение поэзии, музыки, молодости, азарта, тембра. Это явление так никто точно и не смог объяснить. Что касается Пола Маккартни, то он, как мне кажется, лучший композитор последнего столетия. И то, что я имел честь встретиться с этим человеком и слушать его концерт, для меня – апогей моих музыкальных пристрастий. Лучшего я ничего не встречал в своей жизни. Я с ним общался два дня. Подтвердилась истина – чем талантливее человек, тем он скромнее.

– Многие к вашей внешности относятся с иронией. Как сложился ваш имидж?

– Это получилось спонтанно – после того, как я начал петь романтические песни из «Трех мушкетеров», «Собаки на сене». Если мне надоест мой образ, все сброшу, и даже побреюсь наголо… «Умей быть новым, не будучи странным!» – так говорили философы в древности. Был однажды приглашен на день рождения к Владимиру Владимировичу Путину. Пришел без шляпы – в модном костюме и при галстуке. «Почему без шляпы? – спросил Владимир Владимирович. – Будь таким, какой ты есть».

– Вы упомянули нашего президента. Я слышал, что вы с ним на дружеской ноге…

– Наши отношения скорее приятельские. Но дружба… Дружба – вещь редкая, эксклюзивная. Когда Путин работал заместителем питерского мэра, наше общение было теплым, ненавязчивым, товарищеским. Мы говорили о футболе, театре, погоде, о чем угодно.

– Как вы называете президента?

– Конечно, Владимир Владимирович.

– А он вас – Михаил Сергеевич?

– Нет, я для него Михаил. Однажды он меня попросил: «Не называй меня Владимир Владимирович». Я ответил, что пойму, когда это можно будет сделать.

– Что вы желаете себе в свои зрелые 55?

– Зреть и дальше. Грустно становится, что нет уже многих – и Олега Даля, и Олега Ефремова, Высоцкого. Тех, кого помнит мир. Как Пушкин писал: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я Лирой пробуждал». Это Пушкин, а я – что… пою в своем Отечестве. Мне достаточно, чтобы хотя б не проклинали… И чтобы дети, и внуки были бы счастливы.

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • «Не понимаю, что такого сотворил Женовач?»

    27 октября театральный мир сотрясли сразу две кадровые перестановки. Одна из них – в МХТ им. Чехова. Сергея Женовача по собственному желанию освободили от должности художественного руководителя, а на его место назначили Константина Хабенского. ...
  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
Читайте также


Читайте также

  • Юрий Бутусов: «Я страдал, но держался»

    Понятие «живой артист» стало для Юрия Бутусова символом веры, как и для его педагога в ЛГИТМиКе. Об авторитарной товстоноговской школе, о сопротивлении, на котором рождается много интересного, о гармонии между головой и сердцем Юрий Николаевич говорит с позиции нового опыта – как мастер своего первого курса в ГИТИСе. ...
  • Татьяна Збруева: «Стиль – это внутреннее ощущение»

    Татьяна Збруева когда-то мечтала поступить на журфак, чтобы работать в «глянце», но жизнь показала другое – теперь она сама, будучи актрисой «Ленкома Марка Захарова», задаёт тон в моде и стиле и уверяет, что «глянец» далеко не самое интересное, на что следует потратить жизнь… – Татьяна, в соцсетях вы рассказывали, что ваша фотография однажды попала в итальянский Vogue. ...
  • Алексей Франдетти: «Пришли на оперу, а получили микс из шоу, мюзикла и цирка»

    Режиссер Алексей Франдетти поставил в Мариинском театре оперу Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини».  Действие он перенес из Рима XVI века в киностудию «Чинечитта», где снимал свои картины Феллини. Премьерные показы прошли под управлением дирижера Валерия Гергиева, музыкального руководителя постановки. ...
  • «Русские любят грустные песни»

    19 ноября в Центре-музее Высоцкого покажут моноспектакль «Грустные песни из сердца Европы» по пьесе финского драматурга Кристиана Смедса. Главная роль в постановке Яри Юутинена отведена не Раскольникову, а Соне Мармеладовой. ...
Читайте также