«По ее книгам можно судить о судьбе русской интеллигенции»

Инна Соловьева отмечает юбилей

 

В четверг, 16 ноября, отмечает юбилей литературный и театральный критик, историк театра, доктор искусствоведения Инна Соловьева. По просьбе «Театрала» о коллеге и друге рассказал профессор ГИТИСа, театровед Алексей Бартошевич.

– Инна Натановна Соловьева – особая личность и особое явление в науке о театре. В дни, когда все авторитеты отвергнуты, ее авторитет – научный и человеческий – непререкаем. И не только среди коллег-театроведов. Видели бы вы, как замерев на месте и затаив дыхание ее слушают (и слушаются!) люди театра.

В своей, к счастью, долгой жизни Соловьева обращалась к разным предметам истории театра, кино, литературы. Но всякий раз она возвращалась к своей главной теме – Художественному театру. Не только потому, что это и в самом деле «лучшая страница истории русского театра», но более всего потому, что изучение его судьбы во всех ее сложностях и ответвлениях позволяет прикоснуться к главнейшим точкам всей русской культуры XX века. Художественный театр – тот узел историко-культурных проблем, через который открывается очень многое в самой сути России. По книгам Инны Натановны можно изучать не только историю МХТ, но и судьбу страны.

В те (к сожалению, недолгие) годы, когда Инна Натановна вела в ГИТИСе семинар по театральной критике, она успела воспитать плеяду замечательных учеников. Среди наших лучших критиков трудно найти кого-нибудь, кто бы не учился у Инны Натановны. И как жаль, что в какой-то момент она перестала учить студентов. Правда, они сами тянутся к ней в Школу-Студию, смотрят на нее влюбленными глазами, слушают ее раскрыв рот, взахлеб читают ее книги и статьи.

Блистательный литературный дар, поразительная глубина мысли, любовь к историческому документу, способность проникать в самую суть вещей, тончайшее чувство живого театра, непреклонная твердость суждений в соединении с душевной грацией, невероятная широта познаний – совсем не только историко-театральных – все это Соловьева.

И кроме всего прочего, какая сила духа! Никакие годы, никакие болезни не только не сломили, не согнули ее души, но, напротив, кажется, что с каждым годом ясности ума, трезвости мышления, блеска идей, нечеловеческой работоспособности, зоркости взгляда – и театральной, и жизненной – у нее только прибавляется.

Я восхищаюсь Инной Натановной, горжусь нашей дружбой, люблю ее как изумительного человека, как совершенный образец творческой личности и личности вообще.

 «Театрал» присоединяется к поздравлениям и от всего сердца желает Инне Натановне здоровья, новых открытий и долгих лет. 



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Худруки московских театров – к 60-летию Юрия Бутусова

    Спектакли Бутусова вызывают потрясение у зрителей и зависть у коллег. Артисты же, попавшие в число своих, подтвердят: он дает почувствовать себя свободным. «С ним никогда не знаешь, что будет завтра, всё может поменяться в одну секунду, и это прекрасно». ...
  • «Не может быть спасения обманом»

    «Сатирикон» показал первую премьеру сезона – «Это все она» в постановке Елены Бутенко-Райкиной. Спектакль по пьесе Андрея Иванова – это дипломная работа выпускников Высшей школы сценических искусств, которая «перебралась» в репертуар. ...
  • Нияз Игламов: «В некоторых городах театр – главное градообразующее предприятие»

    Председатель жюри Международного фестиваля камерных театральных форм «Островский FEST» – о самом проблемном для театров регионе, Центральном федеральном округе, об умении говорить с местными властями и о главных критериях оценки фестивалей. ...
  • «Во всём виновата цивилизация»

    В «Школе драматического искусства» Игорь Яцко и Мария Зайкова поставили спектакль «Сага века: битва за любовь» по одноимённому пуантилистскому роману шведской феминистки Эббы Витт-Браттстрём. Артисты играют мужа и жену, которые вместе 30 лет и за это время до смерти надоели друг другу. ...
Читайте также