«Как это было трудно – открыть новый театр!»

«Сфера» отпразднует 50-летие первой постановки Екатерины Еланской

 

«Неделя спектаклей Екатерины Еланской», посвященная 50-летию начала режиссерской деятельности создательницы «Сферы», пройдет на Основной сцене театра с 19 по 26 ноября. Неделю откроет постановка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери – режиссерский дебют Еланской на сцене Театра им. Станиславского, состоявшийся в 1967 году.
 
К этому событию 19 ноября в фойе театра откроется выставка, посвященная творчеству Екатерины Ильиничны и периоду создания нового театра. В этот же день состоится презентация книги «Живой театр», в основу которой легли рукописи Еланской конца 70-х годов. В этом труде, написанном за несколько лет до появления «Сферы», нашло отражение профессиональное кредо режиссера, ее позиция в искусстве и видение нового театра. Книга публикуется впервые.
 
«Официальное решение об открытии театра состоялось 1 июня 1981 года, в Международный день защиты детей. Книга была написана за два года до этого счастливого события, в 1979-м году, – рассказал художественный руководитель театра Александр Коршунов. – Как это было тогда трудно – открыть новый театр! Каких нервов и нечеловеческих усилий это стоило – пробить и начать свое дело, убедить всех в необходимости его существования, в его праве на рождение.
Мы живем в непростое время. Так много всего изменилось за эти несколько десятков лет. Но потребность живого общения неистребима. Она лишь обостряется в такие времена. И суть сделанных Екатериной Еланской открытий сегодня, быть может, как никогда актуальна, необходима».

Екатерина Еланская
 
Екатерина Ильинична Еланская – создатель Московского драматического театра «Сфера», народная артистка России. Родилась в Москве, в семье актрисы Московского Художественного театра Клавдии Еланской и режиссера Ильи Судакова. Получила актерское образование в Школе-студии им. Немировича-Данченко при МХАТе. Начинала как актриса в Малом театре, Театре Маяковского. Среди актерских работ – Софья в «Горе от ума» Грибоедова, Эмилия Галотти в трагедии Лессинга, Людмила в «Васе Железновой» Горького. Затем окончила режиссерскую аспирантуру у профессора Марии Осиповны Кнебель в ГИТИСе. 
 
Первые постановки «Маленький принц» и «Робин Гуд» в Театре Станиславского, «Месяц в деревне» в Театре Ермоловой, «Вкус черешни» в «Современнике» стали событиями театральной Москвы. Но Еланскую не удовлетворяли традиционные формы современного театра, и режиссер все более увлекалась идеей создания своего театра, в котором зрители и актеры будут существовать в единой «сфере общения», взаимодействия, диалога. Вся дальнейшая творческая деятельность Екатерины Еланской была направлена на воплощение идеи такого театра – без традиционной коробки сцены, без разделения на сцену и зал. Сиюминутный контакт актера и зрителя, по мнению режиссера, есть основа живого театра.
 
Первым опытом такого театра стал спектакль «Почта на юг» Антуана де Сент-Экзюпери на сцене Концертного зала им. Чайковского, где в архитектурной форме частично воплотилась идея «сферы». Позже на разных площадках возникли «Нездешний вечер» Цветаевой, «Россия моя, Россия» Цветаевой и Есенина, «Бедные люди» Достоевского, «Там, вдали...» Шукшина, «Письма к незнакомке» Моруа и Моравиа.
 
Все эти спектакли положили начало театру «Сфера». Общая его идея в формулировке создателя звучит так: «Мы отвергаем принцип театра-куба со снятой стенкой и подглядыванием – мы утверждаем принцип сферы общения».
 
 Идея «сферического пространства» воплотилась в жизнь в здании в саду «Эрмитаж», где был создан единственный в то время в Москве круговой амфитеатр. С ноября 1984 года «Сфера» обрела здесь собственный дом.
 
В программу «Недели Еланской» войдут постановки «Маленький принц» и «Наши за границей» (19 ноября), «Красотка и семья» (21 ноября), «Честный аферист» (22 ноября), «Пенелопа на все времена» (23 ноября), «Нездешний вечер» (24 ноября), «Мурли» (25 ноября) и «Я пришел дать вам волю» (26 ноября).
 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Богомолов опубликовал новые правила Театра на Бронной

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов на своей странице в Instagram рассказал о новых правилах работы театра. Семь пунктов заимствованы у Алвиса Херманиса, худрука Нового Рижского театра, акцент сделан на свободе слова и разнообразии политических взглядов. ...
  • «Золотая Маска» объявила программу онлайн-трансляций

    10 марта стартует проект «Золотая Маска» online. Трансляции четырех спектаклей, отмеченных экспертами театральной премии, пройдут на главной странице портала «Рамблер».  Откроет программу спектакль «Идиот» Новосибирского театра «Старый дом», получивший 11 номинаций на театральную премию «Золотая Маска». ...
Читайте также


Читайте также

  • Елена Яковлева отмечает юбилей

    Прежде, чем отправиться в Москву за своей мечтой стать артисткой, в течение двух лет Елена Яковлева работала библиотекарем, монтажницей, картографом, даже пыталась освоить азы бухгалтерии в институте общепита. В ГИТИС на курс Владимира Андреева поступила сразу. ...
  • Андрей Максимов: «Серебряный век – это жанр»

    В марте Андрей Максимов в Театре Моссовета представит премьеру спектакля «Гроза прошла» по пьесе одного из основателей русского символизма Дмитрия Мережковского. «Театрал» узнал у режиссера подробности предстоящей премьеры. ...
  • Валерий Фокин отмечает 75-летие

    После окончания художественного училища Валерий Фокин работал художником-декоратором, а потом поступил в Театральное училище им. Щукина. Для диплома выбрал «Нос» и «Пышку», которую студенты играли на французском языке. ...
  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
Читайте также