О гении и той, что за плечом

В Школе драматического искусства впервые в Москве поставили Юна Фоссе

 


Популярный на Западе норвежский драматург Ян Фоссе в России приживается медленно. Прорывом стала постановка Юрия Бутусова «Сон об осени», привезенная фестивалем Губернских театров, она стала заметным событием московской гастрольной жизни. Начатый в «Сне..» разговор о любви-ненависти мужчины и женщины продолжил Александр Огарев, взявший для постановки пьесу «Сюзанна», посвященную о жене Хенрика Ибсена, жене которой он изменял и которую не мог покинуть. Жене, которая была неизменной слушательницей всех его пьес. 
 
Гюстав Флобер писал о муже госпожи Бовари: «Весь мир замыкался для него в пределы шелковистого обхвата ее платьев». Про Сюзанну, героиню одноименной пьесы Юна Фоссе, можно сказать, что весь мир для нее ограничивался фалдами сюртука ее мужа Хенрика Ибсена. Реальная Сюзанна, оставшись вдовой, в течение восьми лет вплоть до собственной смерти не покидала квартиры в Христиании (районе Осло), где последние годы прожила с мужем. Был ли тому причиной мучавший ее ревматизм (с лестниц ее приходилось сносить)? или погруженность в свои мысли и воспоминания? - Остается вопросом открытым.

Юн Фоссе предпочитает объяснение, далекое от медицины, - его Сюзанна говорит с Ибсеном, ждет его прихода, вспоминает счастливые и горькие минуты и повороты совместной жизни. Поскольку никакой другой, отдельной от Ибсена, жизни она не знает.

Невеста Ибсена – Жена Ибсена – Вдова Ибсена. В никакой другой системе координат она себя не мыслит. 


Сюзанна-невеста (Алиса Рыжова) в белом платьице с летящими рукавами вглядывается в зрительный зал: ну, почему Он не идет?

Сюзанна-жена (Александрина Мерецкая) с бокалом вина в руках и падающими бретельками слишком открытого платья повторяет как заклинание: «они с Сигурдом пошли погулять и сейчас вернутся. Мы сядем за стол. Сигурду сегодня исполнилось семь лет!»

Сюзанна-вдова (Евгения Симонова) вздрагивает от распахнувшегося окна: Ибсен, ты же знаешь, что я не люблю свежего воздуха. Конечно, мы можем не торопиться сесть за стол, если ты хочешь еще поработать!»

В спектакле-сонете Александра Огарева каждая фраза повторяется всеми тремя Сюзаннами с разными интонациями. Они то рассаживаются у обеденного стола, то замирают шеренгой у двери… Такие разные и такие похожие, они напоминают сошедших с ума древнегреческих мойр, которые бы вздумали не прясть нити судьбы, но постараться смотать их клубок.  

Мультяшный призрак мужчины в цилиндре шагает по стенам и дверным панелям удивительно светлого дома с большими окнами и горящими свечами в светильниках (сценограф и художник по костюмам – Ася Скорик).

«Ибсен, Ибсен» - заклинают тень звонкие женские голоса. Пятеро участниц хора одеты в передники служанок, и с ловкостью они накрывают стол и убирают посуду, раскладывают мужские рубашки и моют полы. Отдельным номером становится вокально-хореографический этюд с раскатыванием теста. В светлом пространстве Тау-зала женский хор мечется птичьей стайкой. И то одна, то другая участница выходит на авансцену и становится персонажем семейной драмы Ибсена.

Служанка Лина, родившая ему сына (с которым Ибсен не общался). Пианистка Хильдур, которая стала прототипом Хильды из «Строителя Сольнеса» (Ибсен послал ей письмо о разрыве отношений). 19-летняя девушка, мечтавшая стать спутницей великого драматурга, с которой он написал хищницу Гедду Габлер и которую называл хищной разрушительницей семейного очага.

Хормейстер (она же Служанка) – Александра Лахтюхова с канцелярской деловитостью знакомит зал с перипетиями любовных увлечений драматурга. Сыплет датами, названиями городов, пьес и спектаклей. Что еще остается от ушедшего человека? Только строки в книгах, в словарях и в энциклопедиях. Да память тех, кто любил…

- «Хенрик Ибсен – это я!» - с вызовом несколько раз повторит его вдова. Евгения Симонова так недавно и так сильно сыграла вдову Льва Толстого, что еще похоже не совсем освободилась от ее интонаций и ее жестов. Актрисе явно необходимо время, чтобы ее Сюзанна вышла из тени Софьи Андреевны. Слишком многое объединяет этих великих вдов: и претензия быть бОльшим, чем просто жена великого мужа. И отчаянная обида оставшейся и преданной, когда Он ушел. И ощущение незавершенности собственного бытия в его отсутствии…

Но вот главную тему пьесы Евгения Симонова уже ведет отчетливо-выпукло.

Юн Фоссе написал об осмосе в человеческих взаимоотношениях. О взаимопроникновении индивидуальностей. О том, что  долгий путь совместной жизни умудряет и очищает душу. И Сюзанна может найти в себе силы простить мужу не только измены, но и эгоизм художника, для которого его работа всегда на первом месте.

К концу жизни эта Сюзанна осознает главное – Ибсен творил свои миры, а она была его миром, его домом, его воздухом. Тем самым, который до сих пор разлит в их квартире (и потому так страшно отсюда уйти), живет в ее легких, заставляет трепетать огоньки свечей, оживляет фотографию великого драматурга, вдруг высветившуюся в конце спектакля. После «Сюзанны» Юна Фоссе отчаянно хочется перечитать мрачного норвежского гения, поискать легкую женскую тень, осеняющую его страницы. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • «Люблю тебя, родина кроткая»

    Способна ли любовь к Родине выстоять, столкнувшись с суровой реальностью? Что такое свобода, и нужна ли она людям? Эти вопросы поднимаются в спектакле Алексея Бородина «Душа моя Павел» – первом сценическом прочтении одноименного романа. ...
  • Серебренников выступил против отмены русской культуры

    Режиссер Кирилл Серебренников высказался против байкота русской культуры, сообщает Афиша. Daily со ссылкой на интервью режиссера в преддверии премьеры фильма «Жена Чайковского» в Каннах.  «Русская культура – о хрупкости жизни. ...
  • «Не хочу, чтобы театр становился монополией одного режиссера»

    Сегодня в Театре Маяковского представили нового художественного руководителя Егора Перегудова, который выразил благодарность труппе за предложение, прежде всего, творческое, а Департаменту культуры – за поддержку, и сообщил о своих ближайших планах. ...
  • Музей МХАТ впервые проведет ночную экскурсию по особняку Станиславского

    В рамках «Ночи музеев», которая пройдет с 21 по 22 мая, в Музее МХАТ пройдет бесплатная вечерняя экскурсия «Тайны ночного особняка» по Дому-музею Станиславского в Леонтьевском переулке.   «Ранее посетителям не удавалось побродить по темным комнатам и залам этого старинного особняка, но в рамках акции «Ночь в музее» каждому представится возможность узнать истории о владельцах особняка, о его соседях и бывавших тут гостях, увидеть оживающий реквизит театральных постановок Московского Художественного театра,» – говорится в соцсетях музея. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Римас Туминас о провокации пранкеров: «Это превратили в расправу надо мной»

    В социальных сетях и на некоторых интернет-ресурсах появились публикации разговора режиссера Римаса Туминаса с известными российскими пранкерами, которые свой розыгрыш превратили в провокацию. От имени министра культуры Украины они пригласили режиссера в Киев ставить спектакль «Мой друг Бандера», а беседу смонтировали в негативном для Туминаса ключе. ...
  • Театр Вахтангова прекращает сотрудничать с Римасом Туминасом

    Сегодня, 6 мая, стало известно, что Театр Вахтангова прекращает сотрудничество с Римасом Туминасом. Об увольнении режиссера и художественного руководителя сообщается в соцсетях театра.  «Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве. ...
  • Кирилл Крок: «Теперь за театр отвечаем только мы с вами»

    Директор Вахтанговского театра обратился к своим коллегам по театру в связи со сложившейся ситуацией. Дорогие вахтанговцы! Мы в 101-м нашем театральном сезоне переживаем очень сложные, я бы сказал трагические времена. Я уверен, что вы всё читаете, видите и знаете. ...
  • 20 фильмов о Великой отечественной войне

    «Театрал»  ко Дню победы составил список из двадцати лучших отечественных фильмов о Великой отечественной войне. «А зори здесь тихие» (1972). Режиссер Станислав Ростоцкий. Экранизация одноименной повести писателя-фронтовика Бориса Васильева. ...
Читайте также