«Как дела у Мойши?»

Иосиф Райхельгауз поставил спектакль с одесским акцентом

 

В «Школе современной пьесы», временно ютящейся в помещении Дома культуры на Пресненском валу, вышел спектакль «Умер-шмумер, лишь бы был здоров». В анонсе сказано, что для своей постановки Иосиф Райхельгауз отобрал 250 анекдотов, высказываний, афоризмов и парадоксов. Проверить эту цифру почти невозможно, но загорается свет над сценой, в одесском дворике наступает утро и… понеслось:
 
– Роза, вы не против вкусно сегодня поужинать?
– С удовольствием!
– Тогда ровно в семь у вас.
 
* * *
– Сима, почему вы носите обручальное кольцо не на той руке?
– Вышла замуж не за того человека.
 
* * *
– Яша, какие у тебя красивые часы!
– Это мне отец перед смертью продал.
 
* * *
– Хаим, что вы читаете?
– Исторический роман.
– Но ведь это порнографический журнал.
– Для тебя он порнографический, а для меня – исторический.
 
Зал подключается сразу. Анекдот как самый легкодоступный жанр – всегда вне конкуренции. Сатирически-бытовая окраска, остроумная концовка (в еврейском фольклоре – непременно парадоксальная) придает привлекательность даже самым хрестоматийным историям. Иосиф Райхельгауз отсортировал их по темам и увязал единым сюжетом. Действие начинается на рассвете в одесском дворе всевозможными перепалками между соседями. Далее – поликлиника, пляж, синагога, встречи на улицах и, конечно же, вечер в одесских домах, где супружеские пары разных темпераментов и возрастов говорят о наболевшем.
 
И ничего, что сегодня почти не осталось шумных одесских дворов с широкими балконами коммунальных квартир и что к ребе за советом уже не приходит Рабинович, а Фира Львовна, бросив взгляд на замороженных кур на прилавке, не восклицает: «Почём эти синенькие?» Одесский фольклор разошелся по миру, укоренился в легендах и воспоминаниях настолько, что любой турист, отправляющийся нынче в Одессу, все равно желает услышать что-нибудь вроде:
 
– Яша, иди домой!
– Мама, я что – замерз?
– Нет, ты проголодался.
 
 
* * *
– Абрам, я слышал, тебя вчера избили на станции.
– Я тебя умоляю, что там за станция! Маленький полустаночек…
 
* * *
– Доктор, как фамилия того немца, от которого я без ума?
– Альцгеймер.
 
Есть в одесском фольклоре целый пласт анекдотов, примечательную черту которых составляет горечь. Исторические, политические, бытовые обстоятельства жизни в границах оседлости накладывали свой особенный отпечаток. Однако парадоксальность мышления проявлялась и тут – как в финале горинской пьесы «Поминальная молитва»:
– Почему смех, Тевье?
– А что нам еще остается в этой жизни.
 
И в той же стилистике есть старый анекдот: пожилому портному Рабинович принес перешить свои брюки. Портной говорит:
– Приходите через месяц.
– Почему так долго? Господь сотворил мир всего за шесть дней.
– Вы посмотрите на этот мир и на эти брюки!
 
В безысходности положения спасались юмором, согревались шуткой. Леонид Утесов говорил, что юмор не прекращался даже в годы Великой Отечественной войны: у веселого человека раны быстрее заживают. И горький пласт, наверное, мог бы составить отдельную тему спектакля со своим «вторым планом» и щемящей под сердцем болью, однако Иосиф Райхельгауз намеренно не пошел по этому пути. Для него анекдот – это прежде всего легкость и юмор, гротеск и парадоксальность мышления, яркое свидетельство одесской жизни. Не страшно, что сегодня Одесса уже не та. В народном фольклоре она предстает столь же шумной, пестрой и солнечной, как в спектакле «Умер-шмумер», в название которого, кстати, вошла строчка из старого анекдота:
 
– Как дела у Мойши?
– Мойша умер.
– Умер-шмумер, лишь бы был здоров.
 
Елена Санаева, Владимир Шульга, Джульетта Геринг, Ольга Гусилетова, Иван Мамонов и другие артисты «Школы современной пьесы» быстро меняют маски, органично переходят от одной сцены (а фактически – сценки) к другой.
 
Чехов писал: «Нет такого предмета, который не подошел бы еврею для фамилии». То же самое и с анекдотами. Фактически любая житейская ситуация обросла своей остроумной историей и показать это в одном спектакле – задача равносильная творческому эксперименту. Но если по законам жанра, любой анекдот обычно рассказывается «на тему», то здесь перед постановщиком стояла иная цель это спектакль – на тему анекдотов. Внешне сюжет напоминает мозаику, но в этом – режиссерский ход, поскольку в пестроте поставленных скетчей выдержана главная сюжетная канва, которая, впрочем, не исключает дополнений и «вставных конструкций».
 
– Приходите в другой раз, – сказал на поклонах Иосиф Райхельгауз. – Будут новые анекдоты.
 
И зал эту реплику воспринял, конечно, как еще одну шутку. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
  • «МХТ порадует новыми названиями и известными именами»

    До открытия театрального сезона в МХТ им. Чехова остается совсем немного времени. 7 сентября на традиционном сборе труппы Сергей Женовач объявит о творческих планах на новый сезон. А сегодня о готовности театра к встрече со зрителями рассказывает первый заместитель художественного руководителя-директора Марина Андрейкина. ...
Читайте также


Читайте также

  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
  • Театр на Юго-Западе начал сезон премьерой спектакля «Тиль»

    Театр на Юго-Западе открыл 44 театральный сезон премьерой – спектаклем по пьесе Григория Горина «Тиль», режиссер-постановщик Наталия Бухальцева.   Впервые пьеса Горина была поставлена в 1974 году на сцене «Ленкома» и стала началом возрождения театра под руководством Марка Захарова. ...
  • «Идеальных людей не существует»

    Владимир Машков и Алена Лаптева представили новые спектакли по Агате Кристи и Александру Вампилову первым зрителям. Премьера «Старшего сына состоится 7 сентября (Сцена на Чаплыгина), а детектива «И никого не стало» – 10 сентября (Сцена на Сухаревской). ...
  • Отравленное время

    Театр Романа Виктюка 1 сентября открывает 24-й сезон премьерой - художественный руководитель театра представит знаковую пьесу Серебряного века «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Главные роли в новом спектакле исполняет звёздный актёрский дуэт - Людмила Погорелова и Дмитрий Бозин. ...
Читайте также