«Как дела у Мойши?»

Иосиф Райхельгауз поставил спектакль с одесским акцентом

 

В «Школе современной пьесы», временно ютящейся в помещении Дома культуры на Пресненском валу, вышел спектакль «Умер-шмумер, лишь бы был здоров». В анонсе сказано, что для своей постановки Иосиф Райхельгауз отобрал 250 анекдотов, высказываний, афоризмов и парадоксов. Проверить эту цифру почти невозможно, но загорается свет над сценой, в одесском дворике наступает утро и… понеслось:
 
– Роза, вы не против вкусно сегодня поужинать?
– С удовольствием!
– Тогда ровно в семь у вас.
 
* * *
– Сима, почему вы носите обручальное кольцо не на той руке?
– Вышла замуж не за того человека.
 
* * *
– Яша, какие у тебя красивые часы!
– Это мне отец перед смертью продал.
 
* * *
– Хаим, что вы читаете?
– Исторический роман.
– Но ведь это порнографический журнал.
– Для тебя он порнографический, а для меня – исторический.
 
Зал подключается сразу. Анекдот как самый легкодоступный жанр – всегда вне конкуренции. Сатирически-бытовая окраска, остроумная концовка (в еврейском фольклоре – непременно парадоксальная) придает привлекательность даже самым хрестоматийным историям. Иосиф Райхельгауз отсортировал их по темам и увязал единым сюжетом. Действие начинается на рассвете в одесском дворе всевозможными перепалками между соседями. Далее – поликлиника, пляж, синагога, встречи на улицах и, конечно же, вечер в одесских домах, где супружеские пары разных темпераментов и возрастов говорят о наболевшем.
 
И ничего, что сегодня почти не осталось шумных одесских дворов с широкими балконами коммунальных квартир и что к ребе за советом уже не приходит Рабинович, а Фира Львовна, бросив взгляд на замороженных кур на прилавке, не восклицает: «Почём эти синенькие?» Одесский фольклор разошелся по миру, укоренился в легендах и воспоминаниях настолько, что любой турист, отправляющийся нынче в Одессу, все равно желает услышать что-нибудь вроде:
 
– Яша, иди домой!
– Мама, я что – замерз?
– Нет, ты проголодался.
 
 
* * *
– Абрам, я слышал, тебя вчера избили на станции.
– Я тебя умоляю, что там за станция! Маленький полустаночек…
 
* * *
– Доктор, как фамилия того немца, от которого я без ума?
– Альцгеймер.
 
Есть в одесском фольклоре целый пласт анекдотов, примечательную черту которых составляет горечь. Исторические, политические, бытовые обстоятельства жизни в границах оседлости накладывали свой особенный отпечаток. Однако парадоксальность мышления проявлялась и тут – как в финале горинской пьесы «Поминальная молитва»:
– Почему смех, Тевье?
– А что нам еще остается в этой жизни.
 
И в той же стилистике есть старый анекдот: пожилому портному Рабинович принес перешить свои брюки. Портной говорит:
– Приходите через месяц.
– Почему так долго? Господь сотворил мир всего за шесть дней.
– Вы посмотрите на этот мир и на эти брюки!
 
В безысходности положения спасались юмором, согревались шуткой. Леонид Утесов говорил, что юмор не прекращался даже в годы Великой Отечественной войны: у веселого человека раны быстрее заживают. И горький пласт, наверное, мог бы составить отдельную тему спектакля со своим «вторым планом» и щемящей под сердцем болью, однако Иосиф Райхельгауз намеренно не пошел по этому пути. Для него анекдот – это прежде всего легкость и юмор, гротеск и парадоксальность мышления, яркое свидетельство одесской жизни. Не страшно, что сегодня Одесса уже не та. В народном фольклоре она предстает столь же шумной, пестрой и солнечной, как в спектакле «Умер-шмумер», в название которого, кстати, вошла строчка из старого анекдота:
 
– Как дела у Мойши?
– Мойша умер.
– Умер-шмумер, лишь бы был здоров.
 
Елена Санаева, Владимир Шульга, Джульетта Геринг, Ольга Гусилетова, Иван Мамонов и другие артисты «Школы современной пьесы» быстро меняют маски, органично переходят от одной сцены (а фактически – сценки) к другой.
 
Чехов писал: «Нет такого предмета, который не подошел бы еврею для фамилии». То же самое и с анекдотами. Фактически любая житейская ситуация обросла своей остроумной историей и показать это в одном спектакле – задача равносильная творческому эксперименту. Но если по законам жанра, любой анекдот обычно рассказывается «на тему», то здесь перед постановщиком стояла иная цель это спектакль – на тему анекдотов. Внешне сюжет напоминает мозаику, но в этом – режиссерский ход, поскольку в пестроте поставленных скетчей выдержана главная сюжетная канва, которая, впрочем, не исключает дополнений и «вставных конструкций».
 
– Приходите в другой раз, – сказал на поклонах Иосиф Райхельгауз. – Будут новые анекдоты.
 
И зал эту реплику воспринял, конечно, как еще одну шутку. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Миронов и Хаматова снимутся в сериале «Горбачёв»

    Евгений Миронов и Чулпан Хаматова сыграют главные роли в многосерийном фильме «Горбачев», съемки которого онлайн-кинотеатр ivi запустит в следующем, 2022 году. 20-серийная историческая драма о первом президенте СССР Михаиле Горбачеве и его жене будет сниматься в Ставрополе, Москве, Рейкьявике, Вашингтоне, Берлине и Лондоне. ...
  • Принят закон о бесплатном втором высшем образовании в области искусств

    Сегодня, 9 июня, Госдума в заключительном чтении приняла законопроект о праве граждан, имеющих высшее образование, бесплатно получать второе или последующее высшее образование.      Так, в законе появится возможность для имеющих высшее образование получать на конкурсной основе второе или последующее высшее образование за счет средств федерального бюджета по образовательным программам в области искусств. ...
  • Елена Мироненко: «Наш театр – инвестиция в человеческий капитал»

    Сегодня Елену Мироненко знают как молодого и успешного директора Театра на Бронной, но за плечами этой красивой, хрупкой женщины почти 20-летний стаж работы в сфере культуры. Будучи выпускницей факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, ей посчастливилось стажироваться в крупнейших музейных центрах Нью-Йорка, Вашингтона и Лондона, а затем несколько лет работать в должности министра культуры Красноярского края. ...
  • В Большом появится балет «Чайка» в постановке Молочникова

    Александр Молочников ставит в Большом театре балет «Чайка». Мировая премьера запланирована на 1 июля. Либретто Молочников написал в соавторстве с Ольгой Хенкиной, которая принимала участие и в первых его постановках в МХТ им. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Бывших Дон Жуанов не бывает»

    Дмитрий Крымов поставил в «Мастерской Петра Фоменко» свой «театральный роман», свой спектакль-манифест, где стыкует музыку и меланхолию Моцарта с вызывающим юмором, божественное пение – с серией немыслимых провокаций. ...
  • На-Крови или на-Любви?

    В переломные времена художники часто обращаются к классике, ища в ней вопросы и комментарии к дню сегодняшнему. Молодые постановщики – Хуго Эрикссен, Семен Серзин, Андрей Калинин, – обратились к произведениям русских писателей XIX и ХХ веков, проверяя коллизиями и персонажами давнего прошлого вызовы современности. ...
  • Так рождаются театры: современники – «Современнику»

    Спустя месяц после официальной даты, считающейся днём рождения «Современника», состоялся премьерный и единственный показ документального спектакля «Вечно живые. История в лицах» по пьесе Михаила Дурненкова, написанной специально к 65-летнему юбилею театра. ...
  • Вышел в свет июньский «Театрал»

    24 МАЯ 2021 ГОДА ВЫШЕЛ В СВЕТ ИЮНЬСКИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА «ТЕАТРАЛ». На страницах первого летнего номера вы прочтете: какие сюрпризы Алексей Франдетти готовит для любителей мюзиклов; что заставило Александра Калягина заступиться за зрителей 65+; о чем мечтает Евгений Марчелли; почему Виталий Манский не смог отстоять «Артдокфест»; как поддержать кумира: «Звезда Театрала» отвечает на вопросы зрителей; зачем Владимир Панков обратился к Моэму; почему памятник Владимиру Этушу открыли не в Москве: колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; кому Дмитрий Крымов посвятил свой новый спектакль; чем заинтересовал Марка Розовского Григорий Распутин; какие недостатки Сергей Безруков разглядел в чеховских персонажах; как Александр Ширвиндт шутил над Михаилом Державиным; что Алексей Бородин считает в творчестве самым главным; какие проекты, посвященные истории Театра им. ...
Читайте также