Стефан Цвейг не писал пьес, но его новеллы просятся на сцену. Современник и соотечественник Зигмунда Фрейда в своих необыкновенных историях он бесстрашно проникал в тайники души персонажей, вскрывая страсти, которые порой трудно заподозрить в заурядном человеке.
Для исполнителей важно сыграть испытание страстью, тем более что внутренние бури нынче на подмостках стали непривычны. Люди обедают, просто обедают, играют в лото, а потом почему-то стреляются за кулисами, словно стесняясь своих страхов. У Цвейга все напоказ и сыграть предстоит, не таясь, в открытую. Вот уж кто требует от актера «полной гибели всерьез». Сыграть страсть заманчиво, но это стало просто немодно.
Новеллы Стефана Цвейга «Лепорелла», «Принуждение», «Незримая коллекция» и знаменитая «Шахматная новелла» поставлены в рамках Парада премьер Симоновской сцены театра имени Вахтангова. Автор, а затем и режиссер-постановщик новеллы «Лепорелла» Гульназ Балпеисова вовлекает зал в события довольно странные. Кто же не писал про шуры-муры барина со служанкой! Но в данном случае интрижки нет, загадочная девица подчиняет его своей воле, тихой сапой она вовлекает в преступления, наслаждаясь не любовью, а властью. Героиня самоутверждается через злодейства, сюжет проникновенно сыгранный актрисой Марией Бердинских выходит за рамки причудливых отношений мужчины и женщины. Парафраз мольеровского «Дон Жуана» выворачивает наизнанку нутро обоих. Рокировка позиции выдвигает на первый план служанку. В исполнении Марии Бердинских главное портрет – жалкий и устрашающий, похожий на других героинь Цвейга, искалеченных страстью.
В новеллах писатель ставил свой диагноз общественного сознания, автор чуждался политики, но проницательно заметил, как нацизм пробуждал волю к власти, мобилизуя на службу в гестапо тех, кого считали отбросами общества.
Об этом же и его шедевр – знаменитая «Шахматная новелла» и соответственно лучший эпизод спектакля, поставленный Хуго Эрикссеном.
Страсть к шахматам – исконный литературный сюжет. В новелле Цвейга узник гестапо в одиночке вчитывается в учебник игры, ибо для него это единственный способ сохранить свое «я». Но как на сцене представить его поединок с чемпионом мира? Помогают те, кто наблюдает за игрой, бурно реагируя на каждый ход соперника. Поединок за шахматной доской вызывает кипение страстей, рассказчик, а вслед за ним болельщики бурно реагируют, потому что страсть к шахматам в этой коллизии – единственный способ защитить себя. В зале возникает ощущение присутствия на шахматном поединке. Побеждает слабый, что дает надежду на более важную победу.
В новеллах, выбранных для постановки, жизнь притворяется розыгрышем, но лицедейство персонажей и актеров то и дело заставляет взглянуть правде в глаза. Впрочем, применительно к «Незримой коллекции» (постановка Владимира Бельдияна) это не совсем так. Владелец гравюр Дюрера, Рембрандта и других гениев сделать этого не может: он ослеп и обнищал. Война и инфляция разрушили вчерашнее благополучие.
«Незримая коллекция» - одна из любимых новелл Стефана Цвейга, что и не удивительно: он сам был страстным коллекционером. Свое увлечение он передал владельцу «незримой коллекции» лейтенанту, кавалеру ордена Железного креста, которого играет Олег Форостенко. Владелец работ знаменитых мастеров производит жалкое впечатление. Дело не в том, что послевоенная инфляция лишила его шедевров и что еще страшнее – зрения.
Разорившийся слепец жалок несмотря на свою гордыню. По сути ему не столь важно видеть свою коллекцию, его тщеславие в том, что творения гениев принадлежат ему. Поражение кавалера Железного креста не столько в его лишениях, сколько в том, что ему нанесен смертельный удал по честолюбию, как и всей кайзеровской империи.
Мастерство писателя, а вслед за ним и постановщиков в том, что в сугубо частном казусе вскрыто историческое поражение нации.
Спектакль вахтанговцев сугубо камерный, но в нем нетрудно разглядеть не просто биографию героев, но и беды их жизни. Громкоголосие слышится только в новелле «Принуждение» (постановка Анатолия Шульева), где наиболее откровенно выражен антивоенный протест австрийского классика.
Подписывайтесь на официальный в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
Для исполнителей важно сыграть испытание страстью, тем более что внутренние бури нынче на подмостках стали непривычны. Люди обедают, просто обедают, играют в лото, а потом почему-то стреляются за кулисами, словно стесняясь своих страхов. У Цвейга все напоказ и сыграть предстоит, не таясь, в открытую. Вот уж кто требует от актера «полной гибели всерьез». Сыграть страсть заманчиво, но это стало просто немодно.
Новеллы Стефана Цвейга «Лепорелла», «Принуждение», «Незримая коллекция» и знаменитая «Шахматная новелла» поставлены в рамках Парада премьер Симоновской сцены театра имени Вахтангова. Автор, а затем и режиссер-постановщик новеллы «Лепорелла» Гульназ Балпеисова вовлекает зал в события довольно странные. Кто же не писал про шуры-муры барина со служанкой! Но в данном случае интрижки нет, загадочная девица подчиняет его своей воле, тихой сапой она вовлекает в преступления, наслаждаясь не любовью, а властью. Героиня самоутверждается через злодейства, сюжет проникновенно сыгранный актрисой Марией Бердинских выходит за рамки причудливых отношений мужчины и женщины. Парафраз мольеровского «Дон Жуана» выворачивает наизнанку нутро обоих. Рокировка позиции выдвигает на первый план служанку. В исполнении Марии Бердинских главное портрет – жалкий и устрашающий, похожий на других героинь Цвейга, искалеченных страстью.

Об этом же и его шедевр – знаменитая «Шахматная новелла» и соответственно лучший эпизод спектакля, поставленный Хуго Эрикссеном.

В новеллах, выбранных для постановки, жизнь притворяется розыгрышем, но лицедейство персонажей и актеров то и дело заставляет взглянуть правде в глаза. Впрочем, применительно к «Незримой коллекции» (постановка Владимира Бельдияна) это не совсем так. Владелец гравюр Дюрера, Рембрандта и других гениев сделать этого не может: он ослеп и обнищал. Война и инфляция разрушили вчерашнее благополучие.

Разорившийся слепец жалок несмотря на свою гордыню. По сути ему не столь важно видеть свою коллекцию, его тщеславие в том, что творения гениев принадлежат ему. Поражение кавалера Железного креста не столько в его лишениях, сколько в том, что ему нанесен смертельный удал по честолюбию, как и всей кайзеровской империи.
Мастерство писателя, а вслед за ним и постановщиков в том, что в сугубо частном казусе вскрыто историческое поражение нации.

Подписывайтесь на официальный в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.