Опасные страсти

На Симоновской сцене Вахтанговского театра поставили новеллы Цвейга

 
Стефан Цвейг не писал пьес, но его новеллы просятся на сцену. Современник и соотечественник Зигмунда Фрейда в своих необыкновенных историях он бесстрашно проникал в тайники души персонажей, вскрывая страсти, которые порой трудно заподозрить в заурядном человеке.

Для исполнителей важно сыграть испытание страстью, тем более что внутренние бури нынче на подмостках стали непривычны. Люди обедают, просто обедают, играют в лото, а потом почему-то стреляются за кулисами, словно стесняясь своих страхов.  У Цвейга все напоказ и сыграть предстоит, не таясь, в открытую. Вот уж кто требует от актера «полной гибели всерьез». Сыграть страсть заманчиво, но это стало просто немодно.

Новеллы Стефана Цвейга «Лепорелла», «Принуждение», «Незримая коллекция» и знаменитая «Шахматная новелла» поставлены в рамках Парада премьер Симоновской сцены театра имени Вахтангова. Автор, а затем и режиссер-постановщик новеллы «Лепорелла» Гульназ Балпеисова вовлекает зал в события довольно странные. Кто же не писал про шуры-муры барина со служанкой! Но в данном случае интрижки нет, загадочная девица подчиняет его своей воле, тихой сапой она вовлекает в преступления, наслаждаясь не любовью, а властью. Героиня самоутверждается через злодейства, сюжет проникновенно сыгранный актрисой Марией Бердинских выходит за рамки причудливых отношений мужчины и женщины. Парафраз мольеровского «Дон Жуана» выворачивает наизнанку нутро обоих. Рокировка позиции выдвигает на первый план служанку. В исполнении Марии Бердинских главное портрет – жалкий и устрашающий, похожий на других героинь Цвейга, искалеченных страстью.

В новеллах писатель ставил свой диагноз общественного сознания, автор чуждался политики, но проницательно заметил, как нацизм пробуждал волю к власти, мобилизуя на службу в гестапо тех, кого считали отбросами общества.

Об этом же и его шедевр – знаменитая «Шахматная новелла» и соответственно лучший эпизод спектакля, поставленный Хуго Эрикссеном.

Страсть к шахматам – исконный литературный сюжет. В новелле Цвейга узник гестапо в одиночке вчитывается в учебник игры, ибо для него это единственный способ сохранить свое «я». Но как на сцене представить его поединок с чемпионом мира? Помогают те, кто наблюдает за игрой, бурно реагируя на каждый ход соперника. Поединок за шахматной доской вызывает кипение страстей, рассказчик, а вслед за ним болельщики бурно реагируют, потому что страсть к шахматам в этой коллизии – единственный способ защитить себя. В зале возникает ощущение присутствия на шахматном поединке. Побеждает слабый, что дает надежду на более важную победу.

В новеллах, выбранных для постановки, жизнь притворяется розыгрышем, но лицедейство персонажей и актеров то и дело заставляет взглянуть правде в глаза. Впрочем, применительно к «Незримой коллекции» (постановка Владимира Бельдияна) это не совсем так. Владелец гравюр Дюрера, Рембрандта и других гениев сделать этого не может: он ослеп и обнищал. Война и инфляция разрушили вчерашнее благополучие.

«Незримая коллекция» - одна из любимых новелл Стефана Цвейга, что и не удивительно: он сам был страстным коллекционером. Свое увлечение он передал владельцу «незримой коллекции» лейтенанту, кавалеру ордена Железного креста, которого играет Олег Форостенко. Владелец работ знаменитых мастеров производит жалкое впечатление. Дело не в том, что послевоенная инфляция лишила его шедевров и что еще страшнее – зрения.

Разорившийся слепец жалок несмотря на свою гордыню. По сути ему не столь важно видеть свою коллекцию, его тщеславие в том, что творения гениев принадлежат ему.  Поражение кавалера Железного креста не столько в его лишениях, сколько в том, что ему нанесен смертельный удал по честолюбию, как и всей кайзеровской империи.
Мастерство писателя, а вслед за ним и постановщиков в том, что в сугубо частном казусе вскрыто историческое поражение нации.

Спектакль вахтанговцев сугубо камерный, но в нем нетрудно разглядеть не просто биографию героев, но и беды их жизни. Громкоголосие слышится только в новелле «Принуждение» (постановка Анатолия Шульева), где наиболее откровенно выражен антивоенный протест австрийского классика.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также