Василий Лановой: «Жизнь актера за пределами сцены никого не касается»

В Москве отметили 135-летие Евгения Вахтангова

 

Любимыми цветами Евгения Вахтангова была сирень, однако 13 февраля, в день рождения режиссера, свежую сирень не купишь и потому памятник, установленный в скверике Театрального института им. Щукина, украсили сиренью искусственной, а к подножию поставили корзинку с ландышами.
 
Праздник, посвященный 135-летию со дня рождения Вахтангова, получился коротким, но ярким. Студенты прочитали фрагменты писем Евгения Богратиновича, а педагоги (Павел Любимцев и Михаил Симаков) сказали слова о значении вахтанговской школы. Самым же пронзительным моментом церемонии стало обращение Василия ЛАНОВОГО к студентам. Приводим его слова полностью…
 
– Евгений Вахтангов родился во Владикавказе и мне до сих пор не понятно, какая из культур изначально оказала на него влияние. Но явно на него действовали горы Кавказа, явно на него действовали реки, озера, красоты этого края. В свое время мы были дружны с Расулом Гамзатовичем Гамзатовым, и он однажды сказал: «Вася, я наверное, московскую культуру смогу узнать только на фоне моих гор». Я поинтересовался: «Почему же так грубо?» – «Не грубо. Я каждый раз глубоко потрясаюсь горами, реками, а этого в Москве у тебя нет». И я его понимаю.
 

Евгений Богратионович, как никто из режиссеров русских, нес традиции актеров и актрис, которые являлись его предшественниками. Вот эти традиции для него были самыми важными. Знаете, когда встречаешься с записями великих актеров Малого театра или всевозможных провинциальных трагиков, то понимаешь, как они были похожи главным.

 
Слово звезда тогда тоже было. Но не применялось в отношении сцены, не использовалось в театре, оно относилось только к небосводу. А что творится сейчас? Сыграл в эпизоде и уже звезда. Не было этого в сознании, в крови тех людей, которые занимались с Евгением Богратионовичем Вахтанговым. Им это было смешно, они издевались над этим и были правы, потому что актер должен быть секретом для зрителей. Его жизнь за пределами сцены никого не касается, поскольку оказывает смертельное влияние на творчество.
 
Но что делается сегодня? Вы сами прекрасно видите, как «расцветает» наша эстрада, которая, между прочим, в советские времена была на десятом месте по своей значимости. И наблюдать это очень грустно. Но я счастлив, что мы не эстрадников воспитываем.
 
Вахтангову было 39 лет, когда он ушел из жизни. Даже по нынешним прострельным временам такое страшно себе представить. Но он успел оставить яркий след.
 
То, что он молился на Станиславского, но позволил себе иметь немного другое понимание искусства, – это уже равносильно подвигу. И когда он понял, что Станиславский будет недоволен его спектаклями, отличающимися от стиля МХТ, он решил главную свою деятельность сосредоточить в студии, где его единомышленниками были ученики.
 
Я назову лишь некоторых артистов, которые были настоящими вахтанговцами в своем мастерстве (я ведь работаю в Театре Вахтангова с 1957 года, а в училище поступил в 1953 году), хотя их гораздо больше. Это удивительные люди, потрясающие актеры! Гриценко, Плотников, Астангов, Ульянов, Яковлев, Мансурова, Алексеева. Вы не представляете, какие это были времена и какие это были фигуры в московской сфере искусства.
 
И когда мы в молодом возрасте вместе с ними выходили, играли, иногда стояли в массовках, а потом и начали в больших ролях выступать, то каждый раз я ощущал влияние моего педагога Цецилии Львовны Мансуровой, которая была одной из любимейших учениц Вахтангова.
 
А каких замечательных партнеров дарит Вахтанговская школа! Мы много играли с Юлечкой Борисовой. Сейчас исполнилось 70 лет с того момента, как она работает в театре. И на протяжении всех этих лет какой заряд нравственной, художественной, духовной жизни я получал! И невозможно себе представить, чтобы она куда-то бегала и говорила, какая она замечательная. Это было исключено по тем временам, считалось безнравственным. Вот эти вещи в вахтанговском направлении остаются на веки вечные.
 
И завершая свое короткое выступление, хочу напомнить мою самую любимую фразу Александра Сергеевича Пушкина: «Пируйте же, пока еще мы тут!»


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Наталья Назарова: «Большая тайна, почему умный человек впадает в иллюзию»

    На Малой сцене МХТ им. Чехова состоялась первая премьера сезона – спектакль по мотивам повести Андрея Платонова «Ювенильное море». Режиссер Наталья Назарова рассказала «Театралу» об опасности коллективных иллюзий, роли личной ответственности и информационном мире. ...
  • Шамиль Хаматов: «Несостоявшийся энергетик»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Марк Розовский: «Мальчик, не болей!»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Ольга Кабо: «Моя главная красная дорожка – путь домой после работы»

    В рамках партнерской программы с Радио 1 «Театрал» публикует интервью с заслуженной артисткой России Ольгой Кабо. 7 октября в Чеченском государственном драматическом театре им. Ханпаши Нурадилова прошла премьера нового спектакля «В горы за тобой» с участием Ольги Кабо. ...
Читайте также