В нынешнем году в «Мастерской Петра Фоменко» отмечают двойной юбилей – 25-летие театра и 85-летие его легендарного основателя. По словам художественного руководителя Евгения Каменьковича, празднование обещает быть масштабным. О грядущих событиях театр расскажет позднее, а пока в Доме-музее Михаила Щепкина открылась выставка о тайнах закулисья.
– Среди замечательных московских театров «Мастерская Фоменко» выделяется неповторимой доверительной атмосферой. Таким же был и дом Михаила Семеновича Щепкина, человека хлебосольного, отзывчивого, чей стол всегда ломился от угощений для многочисленных гостей, – рассказал на церемонии открытия директор Музея им. Бахрушина Дмитрий Родионов. – Так что пространство мы выбрали неслучайно: теплота и уют роднят его с этим замечательным театром.
Бахрушинский музей не в первый раз принимает «Мастерскую Фоменко» в своих стенах: 25 лет назад знаменитый спектакль Петра Наумовича «Волки и овцы» игрался в другом филиале – Доме-музее Марии Ермоловой.
– Тогда театр только начинал свою жизнь, и у него не было ни собственных помещений, ни декораций, – поясняет директор «Мастерской Фоменко» Андрей Воробьев. – В небольшом зале Дома Ермоловой «Волки и овцы» показывали для пяти десятков зрителей. Это потом спектакль объехал прославленные сцены мира, собирая тысячные залы. А тогда все только начиналось. Четверть века спустя мы снова возвращаемся в Бахрушинский музей, на этот раз с необыкновенно красивой экспозицией.
По замыслу авторов, выставка приоткрывает дверь в мир закулисья. В залах, на лестнице, в коридорах и переходах кураторы воссоздали знаковые места «Мастерской», обычно скрытые от зрительских глаз.
– Здание дивное, оно так и дышит стариной. В то же время экспозиционные пространства довольно невелики, попытка вписать в них театр стала настоящим вызовом, – отмечает куратор Анастасия Сергеева. – Например, в этом помещении расположился репертуарный отдел, где гостей встречает фотография Петра Наумовича, а также совместное фото артистов, стоявших у истоков театра.
Лестницу в верхний этаж украшают афиши спектаклей, которые вывозились на гастроли.
Поднявшись, зрители попадают в актерское фойе, где артисты ожидают выхода на сцену. В театре его называют Зеленой комнатой, поскольку стены окрашены в зеленый цвет. Здесь находится стол для реквизита.

Маршрут завершается в зале, который символизирует мастерскую режиссера и художника:
– В этой комнате рождаются спектакли, поэтому все завалено книгами, бумагами, карандашами, макетами и эскизами. На большом экране можно посмотреть записи с репетиций.
Как отметила Анастасия Сергеева, выставка призвана передать атмосферу и дух театра:
– Нам хотелось, чтобы люди приходили не в «экспозиционное пространство», а к нам домой, в гости. Кстати, именно поэтому мы решили не подписывать снимки – дома это обычно не делают.
– Если вы пройдетесь по внутренним коридорам театра, то убедитесь, что стен действительно не видно под фотографиями. Где бы ты ни находился, видишь себя и своих коллег в каких-то особенных, не всегда репетиционных, обстоятельствах. Приятно, что устроители выставки уловили эту особенность, – отметил Евгений Каменькович.
По словам директора Дома-музея Щепкина Натальи Пивоваровой, небольшие выставочные пространства не помеха интересным проектам:
– Чтобы дом жил полноценной жизнью, мне кажется необходимым совмещать историческую часть экспозиции с дыханием новой жизни, современными персонажами и темами.
Театр Фоменко был принципиально важен для нас не столько в связи с юбилейными датами, сколько из-за того, что он помог всем нам выжить в 90-е. Ориентиры, ценности – все это громкие слова, но, тем не менее, этому театру удалось сохранить что-то очень важное. И вскоре он совершенно неожиданно зазвучал в полный голос. Это заслуга и Петра Фоменко, который ставил гениальные спектакли, и педагогов Евгения Каменьковича и Сергея Женовача, которые вместе с Петром Наумовичем собрали уникальную труппу, команду единомышленников и вместе с тем людей разного менталитета и разной актерской природы.
Сегодняшняя выставка нравится мне тем, что в ней, как и в самом Театре Фоменко, есть тайна. Когда мы пересматриваем любимые спектакли, перечитываем любимые книги, мы каждый раз открывая новые смыслы. Вот и здесь хочется снова и снова возвращаться к началу. Для меня экспозиция привлекательна тем, что она живая, в ней есть дыхание театра.
Кем был для вас Петр Фоменко?
Евгений Каменькович, режиссер, художественный руководитель театра:
– Среди замечательных московских театров «Мастерская Фоменко» выделяется неповторимой доверительной атмосферой. Таким же был и дом Михаила Семеновича Щепкина, человека хлебосольного, отзывчивого, чей стол всегда ломился от угощений для многочисленных гостей, – рассказал на церемонии открытия директор Музея им. Бахрушина Дмитрий Родионов. – Так что пространство мы выбрали неслучайно: теплота и уют роднят его с этим замечательным театром.

– Тогда театр только начинал свою жизнь, и у него не было ни собственных помещений, ни декораций, – поясняет директор «Мастерской Фоменко» Андрей Воробьев. – В небольшом зале Дома Ермоловой «Волки и овцы» показывали для пяти десятков зрителей. Это потом спектакль объехал прославленные сцены мира, собирая тысячные залы. А тогда все только начиналось. Четверть века спустя мы снова возвращаемся в Бахрушинский музей, на этот раз с необыкновенно красивой экспозицией.

– Здание дивное, оно так и дышит стариной. В то же время экспозиционные пространства довольно невелики, попытка вписать в них театр стала настоящим вызовом, – отмечает куратор Анастасия Сергеева. – Например, в этом помещении расположился репертуарный отдел, где гостей встречает фотография Петра Наумовича, а также совместное фото артистов, стоявших у истоков театра.



Маршрут завершается в зале, который символизирует мастерскую режиссера и художника:
– В этой комнате рождаются спектакли, поэтому все завалено книгами, бумагами, карандашами, макетами и эскизами. На большом экране можно посмотреть записи с репетиций.

– Нам хотелось, чтобы люди приходили не в «экспозиционное пространство», а к нам домой, в гости. Кстати, именно поэтому мы решили не подписывать снимки – дома это обычно не делают.

По словам директора Дома-музея Щепкина Натальи Пивоваровой, небольшие выставочные пространства не помеха интересным проектам:
– Чтобы дом жил полноценной жизнью, мне кажется необходимым совмещать историческую часть экспозиции с дыханием новой жизни, современными персонажами и темами.


Кем был для вас Петр Фоменко?
Евгений Каменькович, режиссер, художественный руководитель театра:
– Мне кажется, для меня он был старшим товарищем. Он умудрялся распространить свое влияние, ничего не запрещая и практически не делая замечаний. Он просто размышлял вслух. Если ты придумал что-то неправильно, ты всегда понимал это сам. Петр Наумович был такой невероятный мудрец. И, я твердо уверен, при всем высочайшем поэтическом уровне, на котором при нем находился театр, это был самый веселый человек на земле. Он много и тяжело работал, но для него это был не каторжный труд, а дело, которым хотелось заниматься каждый день. Жить без Петра Наумовича – тяжело и печально. Для большинства людей, которые работают в театре, он был учителем. Но мы держимся вот уже шесть лет, а значит, жизнь продолжается.
