«С уходом Бутусова Театр Ленсовета и Питер многое потеряли»

 

Увольнение художественного руководителя Театра им. Ленсовета Юрия Бутусова стало одной из самых обсуждаемых новостей театрального мира.

Напомним, 6 марта Юрий Бутусов, назначенный в ноябре 2017 года художественным руководителем Театра Ленсовета (до этого на протяжении семи лет являлся главным режиссером) подал заявление об уходе, которое в тот же день было подписано Комитетом по культуре. Главная претензия Юрия Николаевича заключалась в том, что его попытки внести ряд изменений в административно-менеджерскую структуру коллектива блокируются как директором театра, так и представителями Комитета. В свою очередь, глава Комитета по культуре Константин Сухенко, комментируя инцидент, подчеркнул, что хотел бы видеть в Театре им. Ленсовета «классический театр», репертуар которого «на 80% состоял бы из классических постановок». В качестве положительного ориентира он привел деятельность театров «Русская антреприза им. Андрея Миронова» и «Мастерская Григория Козлова». Кроме того, Константин Сухенко сказал: «Я предложил Юрию Николаевичу поставить хоть один веселый спектакль. Говорю: «Почему вам не посмеяться и не пошутить вместе с людьми?» «Театрал» спросил у театральных деятелей, что они думают об этой ситуации.

Марьяна Спивак, актриса Театра «Сатирикон»
– Мне ужасно жалко артистов Театра Ленсовета, которые были счастливы работать с Юрием Николаевичем, выпускали сильные спектакли под его руководством, надеялись и дальше трудиться в этом направлении... Театр за 7 лет пребывания в нем Бутусова ожил, я не понимаю, как можно этого не замечать. Я сама много раз приезжала на спектакли Юрия Николаевича из Москвы в Петербург, а также ходила на его постановки, когда труппа была в столице с гастролями.

Я завидовала белой завистью ребятам, которые имеют возможность работать с Бутусовым постоянно, быть ЕГО артистами. Мне кажется, с уходом Бутусова Театр Ленсовета и Питер многое потеряют. Я очень переживаю и как зритель, и как друг – ленсоветовские бутусовцы стали мне за это время почти родными.

Павел Руднев, театральный критик
– Предложение в адрес худрука поставить «хоть один веселый спектакль» является свидетельством непонимания системы отношений между двумя важными составляющими театра – чиновниками и художником. Во-первых, нужно помнить, что чиновники распоряжаются не собственными средствами, а деньгами налогоплательщиков, многие из которых активно ходили в Театр Ленсовета. Это один из самых посещаемых театров в Петербурге – полные залы поклонников. Если зрители готовы покупать билеты на спектакли Бутусова, то такой театр имеет право существовать.

Во-вторых, Юрий Николаевич является одним из тех режиссеров, которые тонко чувствуют природу иронии, сарказма. На его спектаклях в зале нередко раздается смех, поэтому упрекнуть Бутусова в том, что у него мрачные спектакли, я не могу. Некоторые из его спектаклей, например «Бег», который идет в Театре Вахтангова в Москве, действительно обладают мрачной эстетикой, но это является художественно оправданным. Кроме того, многие постановки Бутусова полны танцевальных, песенных элементов и построены на предельной эмоциональности актерского присутствия.

В-третьих, я хотел бы сказать о природе творчества в целом. Когда мы идем в галерею, кино или театр, мы хотим увидеть, каким образом художник воспринимает вселенную. Спектакль – это, в первую очередь, проявление личности художника. Сияние гения увлекает, талант завораживает. Художник берет нас в полон и подчиняет себе нашу волю. А нам предлагают прийти к Моцарту и сказать: «Почему ты не Бетховен?». Моцарт потому и не Бетховен, что он Моцарт.

Максим Обрезков, главный художник Театра им. Вахтангова
– У Бутусова своеобразная интересная эстетика, и ты либо принимаешь ее, либо нет – вкусы у всех разные. Кому-то нравятся трагедии, кому-то комедии, кто-то в театр вообще не ходит, а смотрит кино... Кто-то любит Бутусова, а кто-то не любит.

То, что Бутусов художник и творец – это уже доказано и не обсуждается, а водить рукой мастера и говорить «пририсуйте здесь то, что я хочу» просто нелепо. Либо ты доверяешь человеку, либо не доверяешь. Если это изначально спектакль под заказ, то детали могут обсуждаться – многие великие живописцы создавали шедевры, работая по заказу. Но это всегда выбор художника – работать под заказ или нет.

Ирина Алпатова, театральный критик
– Режиссер, который входит в пятерку лучших постановщиков в стране, может сам определять, в каком направлении ему развиваться. А также в каком направлении следует двигаться вверенной ему труппе. Обратите внимание, сейчас Театр Ленсовета считается одним из лучших российских коллективов – полные залы, постоянные гастроли, участие в фестивалях, награды.

Я считаю, что неправильно диктовать художнику, что ему делать – это касается не только Бутусова. Художник не может быть игрушкой в руках чиновников. И если вы его назначили художественным руководителем, то этим уже выразили ему свое доверие, в том числе дали ему право решать, по какому пути вести театр. Чиновники должны доверять людям, которых назначают на посты. А то, получается, назначили, и тут же стали диктовать условия. Я понимаю, что чиновники тоже радеют за театр, но, тем не менее, художник вправе сам решать, что ему делать.

У любого крупного художника один единственный заказчик – его собственное миропонимание. Художник творит в соответствии со своими творческими ценностями, приоритетами, собственным взглядом на театр, жизнь и взаимоотношения со зрителями. Не думаю, что у режиссера может получиться что-то стоящее, если ему придется идти против себя ради заказа сверху.

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Богомолов опубликовал новые правила Театра на Бронной

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов на своей странице в Instagram рассказал о новых правилах работы театра. Семь пунктов заимствованы у Алвиса Херманиса, худрука Нового Рижского театра, акцент сделан на свободе слова и разнообразии политических взглядов. ...
  • «Золотая Маска» объявила программу онлайн-трансляций

    10 марта стартует проект «Золотая Маска» online. Трансляции четырех спектаклей, отмеченных экспертами театральной премии, пройдут на главной странице портала «Рамблер».  Откроет программу спектакль «Идиот» Новосибирского театра «Старый дом», получивший 11 номинаций на театральную премию «Золотая Маска». ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Николай Коляда: «Пока справимся своими силами»

    На волне пандемии и пресловутых ограничений страдают в первую очередь частные, авторские, независимые театры, чей основной доход формировался прежде всего на основе продажи билетов. Одним из первых пострадавших коллективов оказался «Коляда-театр», расположенный в Екатеринбурге. ...
  • Нью-Йорк спас Москву от Этуша

    Муниципальные депутаты Пресненского округа столицы приняли революционное решение – они выступили против возведения памятника народному артисту и герою войны Владимиру Этушу, защищая москвичей от монументов. Жители города ещё не успели узнать об этом заботливом депутатском решении, а из далекого Нью-Йорка уже донеслось: «Мы победили! ...
  • Софья Апфельбаум: «Такого периода в жизни театра не было еще никогда»

    Свой нынешний сезон коллектив РАМТа проводит в череде побед и тревог. С одной стороны, театр выпустил ряд премьер и готовится к новым, но с другой – вынужден работать в атмосфере многочисленных ограничений. Ситуация особенно усложняется на фоне предстоящего столетнего юбилея, который театр отметит в 2021 году. ...
Читайте также