Волны Леты-Ангары

В «Мастерской» Григория Козлова играют «Живи и помни»

 
Повесть Валентина Распутина «Живи и помни» режиссер Григорий Козлов прочитал как народную заплачку. Деревня Атамановка, притулившаяся на правом берегу Ангары в спектакле «Мастерской» - заповедное место, которое везде и нигде. Разве лодка Харона довезет до ее берегов (стоящая по центру лодка – главный декорационный элемент спектакля). Начинает сказ хор, выстроившийся на авансцене, – сказ о жизни, любви и гибели Андрея – деревенского мужика, солдата-дезертира и его жены Настены.
 
В основе повести Валентина Распутина – извечный трагический конфликт долга и чувства. Ушедший на Отечественную войну Андрей после ранений и госпиталя так заскучал по жене, что вместо воинской части поехал в другую сторону. Вчерашний герой в одночасье стал дезертиром. Жена Настена, тосковавшая по мужу, – счастлива, что он жив, но отчетливо понимает, что теперь никогда сама не может посмотреть прямо в глаза подружкам, потерявшим на войне мужей. 

В античной трагедии вину героев судил монолитный хор. В спектакле Григория Козлова хор – собрание индивидуальностей – деревенских баб и мужиков, среди которых соседи, друзья, подруги, родные. Те, на чьих глазах прошла жизнь. Те, кто помнят и первый день молодоженов, приехавших после свадьбы в Атамановку, и проводы Андрея на войну, и жизнь Настены в военную пору.

Семеро актеров «Мастерской» (Алена Артемова, Ольга Афанасьева, Ксения Морозова, Илья Борисов, Константин Гришанов, Дмитрий Житков, Евгений Шумейко) виртуозно соединяют бытовую правду образов и приподнятость сказовой интонации, историческую точность и песенный лад повествования. У каждого есть свой «крупный план»: и у счетовода Иннокентия Ивановича (Илья Борисов), и у разбитной жалостливой Надьки (Ксения Морозова), и у дождавшейся покалеченного мужа Лизы (Алена Артемова), и у мучающегося отца Андрея (Константин Гришанов). В упор глядя на невестку, отец Андрея глухо просит сказать: где прячется сын? Где стервец схоронился и почему не пришел взглянуть в глаза опозоренному отцу?

Алексей Ведерников играет Андрея Гуськова тем шалым русским мужиком, которого и на подвиг, и на подлость может толкнуть свободолюбивый и неукротимый дух. Дикое сердце не слушается головы. А когда опамятовался «что же я делаю?» - выпрямлять судьбу уже поздно. Опасливые движения загнанного зверя, ни в чем не знающего меры: ни в любви, ни в ненависти. Он обещает: «Предашь – мертвый приду язык вырвать» так, что его герою верится. Такой и любит изо всех жил, но и убьет без раздумий, если волна накатит. Гибель живет где-то рядом с этим героем, и как ни хлопочи жена, – такого не спасешь, не сохранишь. 

«Чисто леший» – заливисто смеется Настена-Арина Лыкова, разглядывая своего непутевого мужа. И в смехе и радость, и боль, и предчувствие краткости отпущенного времени вдвоем. Иконописное лицо, тихий голос, редкие всплески усталости и страха, и – стальной стержень внутри. Не согнуть, не сломать.

Русские женщины – лучшее, что Россия подарила миру. Героиня Арины Лыковой обладает той нравственной силой, рядом с которой тушуются самые могучие герои. И готова взять на себя вину любимого, разделить ее с ним. Готова вынести презрение и ненависть, готова терпеть и страдать.  Она стоит на краю лодки, поддерживая руками свой тяжелый живот (долгожданный сын!), смотрит на преследователей и в воды Ангары. И ступает за борт осторожно-осторожно, чтобы не потревожить ни ребенка во чреве, ни матери-реки…

И – скорбной эпитафией звучит эпилог. Хор прощается с героиней, отпускает ей грехи, оплакивая погибшую дочь Атамановки. И качаются над сценой – деревянные люльки памятью о нерожденном младенце.

Спектакль, сыгранный на малой сцене, звучит отнюдь не камерно. Он входит в недлинный, но такой важный ряд постановок по деревенской прозе, среди которых и «Три мешка сорной пшеницы» Георгия Товстоногова, и «Деревянные кони» Юрия Любимова, и конечно «Братья и сестры» Льва Додина, - спектакли, сохранившие поэзию и правду русской деревни, ее высокие минуты и тяжкие провалы, то чем спасаются и от чего гибнут.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы
 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Лабиринты современной хореографии

    На Новой сцене Большого театра состоялась премьера трех одноактных балетов под общим названием «Лабиринт». Этот вечер современной хореографии – очередной проект компании MuzArts с участием артистов первой сцены страны. ...
  • «Передать дух, настроение и тепло Дома Вахтангова»

    Кирилл Крок анонсировал завершение реконструкции Дома Вахтангова во Владикавказе к весне 2023 года. Совсем скоро там закончится финальная отделка и начнётся детальное воссоздание интерьеров, которые будут близки к историческим. ...
  • На Фрунзенской открылся театр «Маска»

    24 ноября состоялось торжественное открытие нового театра Московского Дворца Молодёжи «Маска», на котором гостям провели экскурсию и показали праздничный спектакль. Дресс-код на мероприятии был кэжуал или греческий хитон, фуршет изобиловал не только национальными закусками родины театра, но, конечно же, и всеми любимыми конфетами «маска». ...
  • «L’impression.Сад» покажут ученики Константина Райкина

    26 ноября на сцене Высшей школы сценических искусств покажут спектакль «L’impression.Сад» – версию «Вишневого сада» молодого режиссера Мурата Абулкатинова.  L’impression – по-французски «впечатление, ощущение», а «L’impression. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также