Театралы построили мост между Москвой и Нью-Йорком

Чехов и судьба

 

Вечером в пятницу, 6 апреля, в истории театра МОСТ, а также журнала «Театрал» и совсем еще молодого фестиваля «Мир русского театра» началась новая глава. В Москву на гастроли из США приехал русский театр Steps со спектаклем «Спросите Иосифа» произведением, в котором биография Бродского сочетается с чеховской «Чайкой».

Авторы пьесы Слава Степнов и Роман Фрейд (он же исполнитель роли Иосифа) намеренно ушли от развлекательности и наивного популяризаторства. Сюжет о диссиденте Бродском, великом поэте – изгнаннике родины мог бы стать основой драматического хита для русскоязычной публики США (в любой стране есть такой спектакль; подобных примеров – множество), однако драматурги избежали ностальгии и пересказа давно известного сюжета, предложив зрителям пьесу-фантазию, главное в которой – взаимоотношения театра и реальности, правды и вымысла.

С первых минут задается планка предстоящей интеллектуальной игре: звучит монолог Нины Заречной о Мировой душе и позже Заречная, Треплев, Тригорин еще не раз аллюзорно возникнут на сцене рядом с Бродским, которого Роман Фрейд играет, кстати, не столько как поэта, сколько как выдающегося философа. Единство Мировой души сочетается с единством времени. Сюжетные главы, именуемые в спектакле фантазиями, излагаются в статичных декорациях, и лишь ненавязчивыми штрихами обозначается жизнь Иосифа в Петербурге или Нью-Йорке, в раннем детстве или ссылке. Здесь драматурги стремятся показать, что всё это – звенья одной и той же реальности. Иными словами, не бывает «прошлой жизни» или «нынешней жизни». Жизнь одна, пока жива память и никуда не деться от своего прошлого.

В какой-то момент авторы спектакля стремятся сделать и вовсе макрокосмический шаг, показав, что сюжет чеховской «Чайки» (а для Бродского это произведение было, несомненно, памятным) сочетается с биографией творческого человека, не лишенного амбиций и живущего жаждой самореализации. Иными словами, классические персонажи становятся столь же живыми и вполне реальными людьми, словно однажды встречались в твоей жизни. На обсуждении, состоявшемся по окончании, участники спектакля говорили, что для них не столько важна биография Бродского, сколько стремление создать собирательный образ поэта; показать его боль, душевные муки и превратности судьбы.

В финале спектакля, как и в чеховской «Чайке», представлена сцена игры в лото. Вспоминается трагедия Кости Треплева, пытавшегося покончить с собой. Однако в постановке Славы Степнова это конец и для Бродского: здесь осмысляется сердечная боль поэта, которая знаменует собой, конечно, не следствие от перенесенного инфаркта, а конец большой, многогранной личности.

– Фестиваль «Мир русского театра» существует всего лишь второй год, – сказал, предваряя спектакль главный редактор «Театрала» Валерий Яков. – В прошлом году мы собирали в Италии русские театры из семи стран мира. Туда приезжал и Слава Степнов. Театры играли свои постановки. Слава читал пьесу «Спросите Иосифа», которую вы сегодня увидите. И надо сказать, что эта читка завершилась аплодисментами. Тогда у меня возникла мечта привезти спектакль в Москву для того, чтобы столичная публика могла посмотреть, как работают, как живут наши коллеги в разных странах мира. Мне повезло, потому что Россотрудничество пригласило театр Steps на фестиваль «Соотечественники». Поэтому мы благодарны Россотрудничеству, и Steps дважды сыграл этот спектакль в Саранске, а сейчас представляет его в Москве. И я очень рад, что театр МОСТ стал партнером нашего фестиваля. Совместными усилиями нам удалось перебросить мостик из Нью-Йорка в Москву и, надеюсь, что сотрудничество продолжится. Второй фестиваль «Мир русского театра» пройдет с 8 по 12 июня в Берлине. Так что на следующий год, я надеюсь, мы привезем спектакль-победитель в Москву и на площадке этого театра выстроим уже мост Москва-Берлин.

Слава Степнов добавил:
– Вообще эта история с фестивалем «Мир русского театра» – хорошая история. Потому что нам вдалеке очень не хватает вас, вашей поддержки, ваших ответов на наши «сообщения».

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
Читайте также


Читайте также

  • Алла Сигалова готовит премьеру в Русском театре Эстонии

    73-й сезон откроется в Русском театре 5 сентября долгожданной премьерой музыкального спектакля «Моя прекрасная леди» по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» и одноименного фильма Габриэля Паскаля. Спектакль ставит российский хореограф и режиссер Алла Сигалова. ...
  • Беларусь. «Сегодня самое главное – не допустить жертв и насилия»

    «Театрал» продолжает рассказывать о деятельности русских театров за рубежом, и, в связи с событиями, начавшимися после президентских выборов в соседней Республике Беларусь, за развитием которых следят по всему миру, журнал решил выяснить, насколько атмосфера протеста осложняет работу театра. ...
  • Русские театры за рубежом ждут гастролей

    Русскоязычные театры за рубежом, а география их очень широкая и не ограничивается Европой, интересны не только экспатам, но и российским зрителям.   Как показал опрос на сайте и в соцсетях журнала «Театрал», который провела дирекция фестиваля «Мир русского театра», спектакли этих коллективов хотели бы посмотреть более 80% респондентов. ...
  • Таллин. «Зрителей мы встретили уже в августе»

    Журнал «Театрал» продолжает следить за тем, как и с чем приступают к работе в новом театральном сезоне русские театры за рубежом. Сегодня наш собеседник руководитель Русского театра Эстонии/Vene Teater (лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом») Филипп Лось. ...
Читайте также