Владимир Иванов: «Одного таланта недостаточно»

 

Режиссер Владимир ИВАНОВ знаменит не только своими постановками на сцене Вахтанговского театра, но и звездными учениками. Мария Аронова, Дарья Урсуляк, Павел Сафонов, Анна Дубровская, Полина Чернышова, Кирилл Пирогов, Александр Олешко, Нонна Гришаева – вот лишь некоторые имена, ставшие известными благодаря прославленному профессору Щукинского института. Как разглядеть талант, мастер рассказал «Театралу».
 
– Владимир Владимирович, на что вы обращаете внимание, отбирая учеников?
– Темперамент, черты характера, отношение к жизни важны не меньше, чем профессиональная пригодность. Иногда ты видишь одарённого человека, но вместе с тем понимаешь, что это не твой студент. Обычно в таких случаях я советую абитуриенту попробовать другой вуз, найти своего мастера. Важно, чтобы люди совпадали. Помимо таланта, это, наверное, главное.

– Вы слывете довольно строгим педагогом. При этом работаете с ребятами, которые с ранних лет снимаются в сериалах, работают на телевидении, да и вообще считают себя чуть ли не гениями. Как вам удается держать их в узде и при этом не ломать индивидуальность?
– На первом курсе все гении, это факт известный. На втором – талантливые, на третьем – способные, а на четвертом – да бог его знает, как всё сложится. Налет гениальности – это нормально. Еще Евгений Багратионович Вахтангов говорил, что каждый актер желает признания. Жажда успеха лежит в основе любой творческой личности. Если человек выбирает публичную профессию, будь то театр, кино, живопись или литература, в конечном счете его деятельность направлена к аудитории. Просто в театре это ощущение обострено. Художник написал полотно, умер в нищете, через сто лет картину нашли на чердаке – гений. С артистом все сложнее: если он сегодня не получил ответ из зрительного зала, после уже ничего не докажешь.
Что же до сериалов, иногда приходится проявлять твердость: «В этом фильме ты сниматься не будешь». И вот тут начинаются сложности, причем не столько с самим студентом, сколько с его родителями.

– Что для вас является критерием выбора?
– Дело не в критериях, просто если сценарий – помойка, это видно сразу. И не надо в этом участвовать одаренному человеку.

– А вы не боитесь ошибиться?
– Ошибки тоже случаются. Но в мою профессию входит необходимость нести за них ответственность.

– По словам ваших выпускников, вы нередко говорите, что талант – отнюдь не главное.
– Это не совсем верная цитата. Творческий человек без таланта – это нонсенс. Просто одного таланта для успеха недостаточно. Своим ученикам я всегда говорю, что талант – это божий дар; вы к нему никакого отношения не имеете. Природные данные – тоже заслуга не ваша, а родительская. А вот то, как вы со всем этим хозяйством обойдетесь, это вы сами. На своем педагогическом и режиссерском веку я встречал огромное количество одаренных людей, из которых ничего не получилось, и множество людей со средними способностями, которые упорством, целенаправленной работой, пахотой добились в жизни очень многого. Талант может принести плоды, только если человек обращается с ним ответственно.

– Ваши сегодняшние ученики отличаются от предыдущих поколений в стремлении познать вахтанговскую школу?
– В этом смысле не отличаются: как и раньше, они хотят постичь и разобраться. Другое дело, что артиста из студента делает не школа, а сцена.

– А почему вы сами, будучи блестящим актером, отказались от этой стези и отдали предпочтение режиссуре и педагогике?
– После окончания Щукинского училища я один сезон проработал в Театре на Таганке у Юрия Любимова и был распределен на Озрика в том самом «Гамлете», где главную роль играл Владимир Высоцкий. С репетиций этого спектакля я перешел в «Современник», где мой однокурсник Валерий Фокин ставил «Валентина и Валентину». Я начал репетировать Валентина, но в итоге эту роль сыграл Костя Райкин, а я волею судеб оказался в Театре Вахтангова. Так случилось, что те роли, которые предлагал мне театр, были мне неинтересны, сыграть их не составляло труда. А те, которых хотелось, мне не давали. В это самое время тогдашний заведующий кафедрой мастерства актера, блистательный режиссер и педагог Владимир Георгиевич Шлезингер спросил меня, не хочу ли я попробовать себя на педагогическом поприще. Так в 76-м году я впервые переступил порог Щукинского училища в качестве ассистента педагога. Педагогика стала основным делом моей жизни. Что же касается актерства, мне с лихвой заменяют его замечания после репетиций. Вот тут я за всех сыграю – да как здорово! Все аплодируют, смеются… Это для меня главное. Я и режиссер-то актёрский – у меня нет пьес, которые я мечтаю поставить, зато есть любимые артисты. Если я понимаю, что кому-то из них нужна роль, которая позволит осуществить что-то важное, это достаточная причина поставить тот или иной спектакль. И результат не заставляет себя долго ждать. На курсе, который я выпускал два года назад, дипломные спектакли поставили мои ученики из предыдущих выпусков – Павел Сафонов, Кира Пирогов, Ира Пахомова. Это счастье. Надеюсь, через два года, когда я буду выпускать нынешний курс, к этой тройке добавится еще кто-нибудь.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Богомолов опубликовал новые правила Театра на Бронной

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов на своей странице в Instagram рассказал о новых правилах работы театра. Семь пунктов заимствованы у Алвиса Херманиса, худрука Нового Рижского театра, акцент сделан на свободе слова и разнообразии политических взглядов. ...
  • «Золотая Маска» объявила программу онлайн-трансляций

    10 марта стартует проект «Золотая Маска» online. Трансляции четырех спектаклей, отмеченных экспертами театральной премии, пройдут на главной странице портала «Рамблер».  Откроет программу спектакль «Идиот» Новосибирского театра «Старый дом», получивший 11 номинаций на театральную премию «Золотая Маска». ...
Читайте также


Читайте также

  • Елена Яковлева отмечает юбилей

    Прежде, чем отправиться в Москву за своей мечтой стать артисткой, в течение двух лет Елена Яковлева работала библиотекарем, монтажницей, картографом, даже пыталась освоить азы бухгалтерии в институте общепита. В ГИТИС на курс Владимира Андреева поступила сразу. ...
  • Андрей Максимов: «Серебряный век – это жанр»

    В марте Андрей Максимов в Театре Моссовета представит премьеру спектакля «Гроза прошла» по пьесе одного из основателей русского символизма Дмитрия Мережковского. «Театрал» узнал у режиссера подробности предстоящей премьеры. ...
  • Валерий Фокин отмечает 75-летие

    После окончания художественного училища Валерий Фокин работал художником-декоратором, а потом поступил в Театральное училище им. Щукина. Для диплома выбрал «Нос» и «Пышку», которую студенты играли на французском языке. ...
  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
Читайте также