Превращают ли технологии искусство в банальное развлечение или, наоборот, обогащают опыт зрителя и создают новые формы общения с аудиторией? Пока любители и эксперты вели спор, прогресс прочно занял свое место в большинстве театральных залов.
Без видеомэппинга и светового шоу не обходится сегодня ни один городской праздник, на крупнейших мировых музыкальных событиях среди артистов легко увидеть голограмму (чего стоит “выступление” Майкла Джексона на вручении престижной музыкальной премии Billboard Music Awards в Лас-Вегасе в 2014 году). Никогда не знаешь, чем удивит новая театральная постановка: экспериментальный звук, масштабная видеопроекция, сцена-трансформер, технология отслеживания движений, трансляция спектакля через цифровые каналы, влияние зрителя на ход событий в онлайн-режиме. Некоторые критики называют новую форму “технодрама”, а актуальные технологические инструменты легко позволяют создавать “смешанную реальность” (от англ. mixed reality – объединение виртуальной и дополненной реальностей), где цифровые и физические объекты сосуществуют и взаимодействуют в настоящем времени.
За последние двадцать лет отношения инноваций и художников развивались стремительно, но не всегда шли гладко. Излишнее доверие технике подводило режиссеров самых маститых. Так, в 1996 году не состоялся спектакль Робера Лепажа “Эльсинор” (моноспектакль по пьесе “Гамлет”), открывающий юбилейный пятидесятый Международный фестиваль в Эдинбурге. Декорации для замка Эльсинор — в канадском моноспектакле это были компьютеры, неоновые табло и летающая тарелка, на которой Розенкранц и Гильденстерн прибывают из Виттенберга, — банально не влезли в отведенный под представление Королевский театр. На открытии того же фестиваля, но уже в 2006 году, представление трагикомедии Шекспира «Троил и Крессида» в постановке прославленного немца Петера Штайна было остановлено посередине – сломалась машина, превращающая бронзовую, отполированную до блеска стену в наклонное поле боя. Второй акт зрители увидели только на следующий день.
В одном из самых сложных сценических искусств – опере – где на зрителя воздействуют одновременно вокал, театральная игра, пластика исполнителей, декорации, свет и, конечно, оркестр, подготовка проектов требует профессионализма и хирургической точности всех служб, участвующих в разработке спектакля. Команда специалистов художественно-технического комплекса Большого театра во главе с руководителем, заместителем генерального директора Андреем Николаевичем Проничевым, за несколько лет сумела стать одной из лидирующих не только в России, но и в мире. Их новая разработка – аппаратно-программный комплекс для системы 3D-визуализации (АПКВ) спектаклей Большого театра, презентованный на международных выставках технического оборудования JTSE в Париже и берлинской Stage|Set|Scenery в 2017 году, – собрала на своем стенде большое количество посетителей из различных театров мира и получила десятки высоких профессиональных отзывов международных специалистов. Решение состоит из мощной аппаратной части (сервера) и специально разработанного программного обеспечения. Главным требованием к проекту была точность, поэтому специалисты отдела визуализации привлекли геодезическую службу, изучили поэтажные планы строений и провели многократные детальные замеры, чтобы создать точные 3D-модели Исторической и Новой сцен театра, которые легли в основу комплекса.
Знаменитая кукла из "Манон Леско" была смоделирована задолго до ее изготовления. Модель повторяла внешний вид и движения реальной декорации, а система 3D-визуализации помогла рассчитать ее оптимальное расположение и пропорции
В год в Большом может быть до восьми премьер — в основном, масштабные и сложные по оформлению постановки. Сценического времени на репетиции не хватает: когда-то для монтировок отводилось 20 дней, сейчас – 10, а то и 5. АПКВ экономит время, силы и средства: с его помощью можно сделать виртуальный прогон и, например, определить, не произойдет ли коллизии декорационного оформления. Функционал коллизии, который, задавая расстояние для двух взаимодействующих декораций, позволяет проверить их совместимость и избежать столкновения – ноу-хау, на котором (среди прочих) построен комплекс. Помимо этого, он дает художнику и режиссеру возможность увидеть максимально приближенную к реальности модель сцены, визуальную и инженерную, произвести расчет совместной работы света, механики сцены, видео, разместить световое и звуковое оборудование оптимальным образом, записать партитуры в пульт управление, — список доступных функций постоянно растет.
Удобен комплекс и при дистанционной работе: так, для итальянской постановочной группы спектакля “Бал-маскарад”, который появится в репертуаре театра в апреле (оперу Верди поставят дирижер Джакомо Сагрипанти и режиссер Давиде Ливерморе), служба визуализации записала и отправила постановочной группе видео с точной визуализацией мизансцен, что позволит им войти в сценический период подготовленными.
“Наш комплекс – это следующий шаг после разработки чертежей в процессе подготовки и выпуска спектакля на сцене. Мы делаем 3D-модели декораций и вносим их в нашу систему, которая дает уникальные возможности: в онлайн-режиме по запросу режиссера тестировать все возможные перестановки, рассчитать тайминг мизансцены, подключать световые приборы, которые внесены в библиотеку программного обеспечения и проводить полноценные виртуальные прогоны спектакля в 3D-пространстве сцены,” – рассказывает Галина Журова, начальник отдела подготовки спектаклей, которая ведет проект по разработке и усовершенствованию системы.
Как и к любой новелле, к инновационному комплексу относятся по-разному: некоторые молодые режиссеры продолжают работать в своих студиях, используя привычные инструменты, а кого-то система приводит в полный восторг. “Идиот” Вайнберга – крайне сложная с технической точки зрения постановка, предполагающая движение множества больших конструкций, для подготовки которой художественной группе явно не хватало сценического времени. Режиссер Евгений Арье (рожденный в середине прошлого века и никогда прежде не работавший с компьютерами) и его творческая группа всего за неделю работы в зале моделирования отработали и выстроили все технические детали: размещение, скорости, местоположение декораций и людей, отдав должное простоте и эффективности системы.
Зарубежные эксперты называют систему опередившей своё время и перенимают опыт. Впрочем, АПКВ – не единственный инструмент из инновационного арсенала театра. Художественно-производственный комплекс театра вызывает у коллег не меньший интерес. Так, основные декорации и костюмы для беспрецедентного проекта Большого и Metropolitan Opera – трех копродукций («Аида» Верди, «Саломея» Рихарда Штрауса и «Лоэнгрин» Вагнера) с Анной Нетребко в главной роли, намеченных на 2019-2022 гг – будут произведены в Москве. Здесь по словам генерального менеджера Met Питера Гелба “делают это шикарно”.
Подписывайтесь на официальный в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы
Без видеомэппинга и светового шоу не обходится сегодня ни один городской праздник, на крупнейших мировых музыкальных событиях среди артистов легко увидеть голограмму (чего стоит “выступление” Майкла Джексона на вручении престижной музыкальной премии Billboard Music Awards в Лас-Вегасе в 2014 году). Никогда не знаешь, чем удивит новая театральная постановка: экспериментальный звук, масштабная видеопроекция, сцена-трансформер, технология отслеживания движений, трансляция спектакля через цифровые каналы, влияние зрителя на ход событий в онлайн-режиме. Некоторые критики называют новую форму “технодрама”, а актуальные технологические инструменты легко позволяют создавать “смешанную реальность” (от англ. mixed reality – объединение виртуальной и дополненной реальностей), где цифровые и физические объекты сосуществуют и взаимодействуют в настоящем времени.
За последние двадцать лет отношения инноваций и художников развивались стремительно, но не всегда шли гладко. Излишнее доверие технике подводило режиссеров самых маститых. Так, в 1996 году не состоялся спектакль Робера Лепажа “Эльсинор” (моноспектакль по пьесе “Гамлет”), открывающий юбилейный пятидесятый Международный фестиваль в Эдинбурге. Декорации для замка Эльсинор — в канадском моноспектакле это были компьютеры, неоновые табло и летающая тарелка, на которой Розенкранц и Гильденстерн прибывают из Виттенберга, — банально не влезли в отведенный под представление Королевский театр. На открытии того же фестиваля, но уже в 2006 году, представление трагикомедии Шекспира «Троил и Крессида» в постановке прославленного немца Петера Штайна было остановлено посередине – сломалась машина, превращающая бронзовую, отполированную до блеска стену в наклонное поле боя. Второй акт зрители увидели только на следующий день.
В одном из самых сложных сценических искусств – опере – где на зрителя воздействуют одновременно вокал, театральная игра, пластика исполнителей, декорации, свет и, конечно, оркестр, подготовка проектов требует профессионализма и хирургической точности всех служб, участвующих в разработке спектакля. Команда специалистов художественно-технического комплекса Большого театра во главе с руководителем, заместителем генерального директора Андреем Николаевичем Проничевым, за несколько лет сумела стать одной из лидирующих не только в России, но и в мире. Их новая разработка – аппаратно-программный комплекс для системы 3D-визуализации (АПКВ) спектаклей Большого театра, презентованный на международных выставках технического оборудования JTSE в Париже и берлинской Stage|Set|Scenery в 2017 году, – собрала на своем стенде большое количество посетителей из различных театров мира и получила десятки высоких профессиональных отзывов международных специалистов. Решение состоит из мощной аппаратной части (сервера) и специально разработанного программного обеспечения. Главным требованием к проекту была точность, поэтому специалисты отдела визуализации привлекли геодезическую службу, изучили поэтажные планы строений и провели многократные детальные замеры, чтобы создать точные 3D-модели Исторической и Новой сцен театра, которые легли в основу комплекса.

В год в Большом может быть до восьми премьер — в основном, масштабные и сложные по оформлению постановки. Сценического времени на репетиции не хватает: когда-то для монтировок отводилось 20 дней, сейчас – 10, а то и 5. АПКВ экономит время, силы и средства: с его помощью можно сделать виртуальный прогон и, например, определить, не произойдет ли коллизии декорационного оформления. Функционал коллизии, который, задавая расстояние для двух взаимодействующих декораций, позволяет проверить их совместимость и избежать столкновения – ноу-хау, на котором (среди прочих) построен комплекс. Помимо этого, он дает художнику и режиссеру возможность увидеть максимально приближенную к реальности модель сцены, визуальную и инженерную, произвести расчет совместной работы света, механики сцены, видео, разместить световое и звуковое оборудование оптимальным образом, записать партитуры в пульт управление, — список доступных функций постоянно растет.
Сцена из спектакля “Манон Леско”
Удобен комплекс и при дистанционной работе: так, для итальянской постановочной группы спектакля “Бал-маскарад”, который появится в репертуаре театра в апреле (оперу Верди поставят дирижер Джакомо Сагрипанти и режиссер Давиде Ливерморе), служба визуализации записала и отправила постановочной группе видео с точной визуализацией мизансцен, что позволит им войти в сценический период подготовленными.
“Наш комплекс – это следующий шаг после разработки чертежей в процессе подготовки и выпуска спектакля на сцене. Мы делаем 3D-модели декораций и вносим их в нашу систему, которая дает уникальные возможности: в онлайн-режиме по запросу режиссера тестировать все возможные перестановки, рассчитать тайминг мизансцены, подключать световые приборы, которые внесены в библиотеку программного обеспечения и проводить полноценные виртуальные прогоны спектакля в 3D-пространстве сцены,” – рассказывает Галина Журова, начальник отдела подготовки спектаклей, которая ведет проект по разработке и усовершенствованию системы.
В спектакле “Осуждение Фауста” использовался сложный видеомэппинг и , без выверенных с помощью системы 3D-визуализации движений декораций проекция перекрывалась бы ими
Как и к любой новелле, к инновационному комплексу относятся по-разному: некоторые молодые режиссеры продолжают работать в своих студиях, используя привычные инструменты, а кого-то система приводит в полный восторг. “Идиот” Вайнберга – крайне сложная с технической точки зрения постановка, предполагающая движение множества больших конструкций, для подготовки которой художественной группе явно не хватало сценического времени. Режиссер Евгений Арье (рожденный в середине прошлого века и никогда прежде не работавший с компьютерами) и его творческая группа всего за неделю работы в зале моделирования отработали и выстроили все технические детали: размещение, скорости, местоположение декораций и людей, отдав должное простоте и эффективности системы.
А это выполненная в системе визуализации модель той же сцены, которую сложно отличить от настоящей фотографии.
Подписывайтесь на официальный в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы