Далеко от Парижа

Итоги и математика Авиньонского фестиваля

 

Во французском Авиньоне состоялся 64-й Международный театральный фестиваль, придуманный после Второй мировой реформатором театра Жаном Виларом вместе с художниками и поэтами.
Идея развития искусства в регионах, в России только осознаваемая, во Франции уже полностью себя оправдала: театралы устремляются в маленькие красивые города, просыпающиеся всерьез только на время своего фестиваля, и эти посещения полезны обоюдно: театралу дарят удовольствие от культурного туризма, а у города значительно пополняется бюджет.

В этом году в Авиньоне было показано 250 спектаклей и продано 116 000 билетов на 122 000 места – речь, конечно, идет только об официальной программе, в океане «оффа» счет идет на тысячи показов за те же три недели. Однако, была и тенденция: спектакли, так или иначе повествующие о религии и церкви.

Карманный папа

Знаток оперы, парадоксалист и умница Кристоф Марталер сделал для Авиньона спектакль, который только в сети и можно теперь увидеть: «Папперлапапп» (с немецкого «Бла-бла-бла») тонко вышучивает историю Авиньона как второго Рима: в XIV веке сюда из Ватикана переехали папы. Наслаждались кухней и винными погребами Прованса и обслуживали французский трон, который был тогда в силе. Лежа в мраморных гробницах, папы высокопарно рассуждают о природе истины, и можно понять иронию Марталера насчет «бла-бла-бла»: как раз в авиньонский период папы были «карманными», подчиненными светской власти: из-за отказа Ватикана платить налоги французскому королю Филиппу Красивому папский престол и был переведен в Авиньон. Насмешливая позиция расстроила многих: нечего оценивать историю французского католицизма – это хотели сказать режиссеру сотни хлопнувших креслами зрителей. Но как божественно пели псалмы жены с бутербродами в руках у гробниц своих названых пап! Еще один его спектакль, страшный и глубокий, «Защита от будущего», о нацистской евгенике в 1940-х годах и опытах венской психиатрии был показан в пустующей летом католической школе Авиньона. Его посмотрели отборщики крупных российских театральных фестивалей, и есть шанс, что он будет показан в Москве.

Красота в смирении

После 18-летнего перерыва до Авиньона доехала бельгийка Анна Тереза де Кеерсмакер, известная в России благодаря своей брюссельской школе P.A.R.T.S., в которой учились многие российские танцовщики. Новая работа «В ожидании» вдохновлена доренессансной церковной музыкой XIV века – ее могли исполнять в авиньонских церквях как раз во времена папского правления. Начало показа было обусловлено временем заката, чтобы спектакль закончился в густых сумерках, шел при рассеянном свете уходящего дня и не нуждался в искусственном освещении. Во внутреннем дворике церкви Селестинок танцевали как будто современную хореографию: ломаные линии, широкие взмахи рук, жесткие падения на землю, разбитые в кровь коленки и стоптанные кеды. Но танцевальные фразы были пропитаны духом Средневековья, его смирением и стремлением к небесной чистоте.

P.S. Проведение следующего фестиваля, особенно «офф-программы», под угрозой: французское правительство снижает финансирование культуры в бюджете 2011–2013 годов и собирается лишить покровительства региональных властей и маленькие коллективы. Франция – единственная страна в мире, где в пользу людей театра в течение 50 лет совершенствовалось законодательство и сохранялось достойное финансирование работников и временных безработных. Правительство Саркози намерено урезать бюджет на культуру, и директор Авиньона-2011, хореограф Борис Шармац уже сделал по этому поводу резкое высказывание во французской прессе.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • США: «Занялся строительством макетов деревянного зодчества России»

    Борис Казинец, руководитель Театр русской классики в Вашингтоне, лауреат «Звезды Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом» – о том, как на карантине взял двухтомник «Русское деревянное зодчество» и вспомнил давнее увлечение. ...
  • Турин: «Театр в сети – все равно, что поцелуй через стекло»

    «Театрал» продолжает следить за тем, как и чем в эпоху пандемии живут русские театры за рубежом. Наш сегодняшний собеседник – Ольга Калениченко создатель театра-студии «Балаганчик», который в 2015-м стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом». ...
  • Стокгольм: «В Швеции нет карантина, но мы решили не рисковать»

    Журнал «Театрал» продолжает следить за судьбой русских театров зарубежья, которые по-разному переносят условия борьбы с пандемией, но при этом не теряют оптимизма и ждут встречи со своим зрителем. Сегодня наш собеседник - создатель и руководитель единственного русского театра Швеции «Абырвалг» Татьяна Павлова, которая рассказывает, как и чем живёт её театр-студия в эпоху коронавируса. ...
  • Киев: «Человек живет предчувствиями и потрясениями»

    «Театрал» продолжает следить за тем, как в условиях изоляции существуют русские театры за рубежом. О работе на карантине рассказал художественный руководитель Театра русской драмы им. Леси Украинки Михаил Резникович. ...
Читайте также