Парад настоящего

Европейские театры играют в злободневность и психологию

 

После жаркого и засушливого лета европейский зритель потянулся в театральные залы, где его ждал сюрприз. Режиссеры обратили свое внимание на жгучую современность и попытались решить ее психологические проблемы. Причем используют для этого не только декорации странноприимного дома, но и превращают спектакль в сеанс у психотерапевта. В хитросплетениях современной психологии разбирался Алексей КИСЕЛЕВ.
Великобритания, Лондон

Shakespeare’s Globe

London SE1 9DT

21 New Globe Walk

Bankside

Бедлам в Глобусе

В одном из самых известных театров мира – шекспировском «Глобусе» – впервые автором пьесы выступит женщина. Нелл Лейшон еще пять лет назад была признана самым многообещающим драматургом Англии самой читаемой английской газетой Evening Standard. Режиссером выступила Джессика Суол, сценографом – Соутра Гилмор, композитором – Олли Фокс. Женский коллектив авторов – нонсенс для «Глобуса», театра, в котором и актрис-то до поры не было. Для английского театра вообще крайне важна традиция, и любое ее изменение может восприняться очень чувствительно. Но Лейшон все же создала пьесу в лучших традициях театра Англии.

С 5 сентября пьеса «Бедлам» перенесет зрителя в пестрый Лондон XVIII века, а центральным местом действия будет городская психушка, собственно, Бедлам, своеобразная модель общества. Во главе стоит извращенец доктор Сидни Карью, которого интересует лишь прибыль и власть. В его подчинении – галерея ярких образов врачей и пациентов, среди которых и поэты, и людоеды, и алкоголики, поющие баллады и романсы. Из всего этого рождается и комедия, и драма. Конечно, затем к власти в стране приходит более гуманный и просвещенный монарх, после чего закономерно начинает рушиться злодейская карьера доктора Карью.

Ирландия, Дублин

Проект Центр искусств / Project Arts centre

39 East Essex Street, Temple Bar, Dublin 2, Ireland

Театр для себя

Летний театральный фестиваль в Дублине не прекращает свою работу и в дождливое время года. Те, кто окажется в столице Ирландии в конце сентября, как раз застанут последние спектакли фестиваля. 28-го числа на площадке под названием «Проект Центр искусств» будет показан любопытный моноспектакль «565+».

В главной роли – немолодая школьная учительница Мария О’Рурк, которая играет… саму себя. Концепция режиссера Уны Маккевит состоит в представлении театра повседневной жизни. Это что-то между современным документальным театром и мастер-классом.

Театр для Марии О’Рурк стал заменой всякого рода терапий и лекарств, антидепрессантов и кроссвордов. Семь лет назад она стала ходить в театр по совету врача, с тех пор побывав на более чем 565 спектаклях. Со сцены по режиссерскому заданию, Мария рассказывает о театре, который важнее, чем жизнь, который и есть жизнь.

Германия, Берлин

Дойчес Театр / Deutsches Theater

Schumannstrasse 13a

10117 Berlin

Сегодня в газете – завтра в куплете

Дойчес Театр в своем стремлении быть универсальным всегда имеет в репертуаре место для эксперимента. 9 сентября состоится премьера документального спектакля-исследования «Истории отсюда II: Капитуляция».

Литературной основой для него послужили интервью журналиста Дирка Шнайдера, взятые на улицах Берлина у прохожих. Автора и режиссера спектакля Фрэнка Абта интересует мотивация решений и внутренний конфликт – человек принимает решение каждую секунду своей жизни, делает выбор и часто вынужден капитулировать, сдаться, уступить. Есть такие психологические понятия: «принимать», «получать» и «отпускать». Спектакль заставляет зрителя почувствовать и понять: почему так трудно бывает смириться с неизбежным? Печально это или ,наоборот, оптимистично, но многие из участников интервью рассказывают, как когда-то они отказались от борьбы за неизбежное, «капитулировали», и от этого, по их словам, только выиграли.

Из всего этого складывается театр, в декорациях и костюмах, с сюжетом и конфликтом. Но зритель понимает, что слова эти сочинены не драматургом, а сказаны такими же, как они, и вся эта история – отсюда, из «здесь и сейчас».

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • США: «Занялся строительством макетов деревянного зодчества России»

    Борис Казинец, руководитель Театр русской классики в Вашингтоне, лауреат «Звезды Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом» – о том, как на карантине взял двухтомник «Русское деревянное зодчество» и вспомнил давнее увлечение. ...
  • Турин: «Театр в сети – все равно, что поцелуй через стекло»

    «Театрал» продолжает следить за тем, как и чем в эпоху пандемии живут русские театры за рубежом. Наш сегодняшний собеседник – Ольга Калениченко создатель театра-студии «Балаганчик», который в 2015-м стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом». ...
  • Стокгольм: «В Швеции нет карантина, но мы решили не рисковать»

    Журнал «Театрал» продолжает следить за судьбой русских театров зарубежья, которые по-разному переносят условия борьбы с пандемией, но при этом не теряют оптимизма и ждут встречи со своим зрителем. Сегодня наш собеседник - создатель и руководитель единственного русского театра Швеции «Абырвалг» Татьяна Павлова, которая рассказывает, как и чем живёт её театр-студия в эпоху коронавируса. ...
  • Киев: «Человек живет предчувствиями и потрясениями»

    «Театрал» продолжает следить за тем, как в условиях изоляции существуют русские театры за рубежом. О работе на карантине рассказал художественный руководитель Театра русской драмы им. Леси Украинки Михаил Резникович. ...
Читайте также