Ростов-на-Дону: танго страсти в Музыкальном театре

 

В Ростовском государственном музыкальном театре состоялась мировая премьера балета «Драма на охоте» по одноименной повести Чехова на музыку Чайковского. Балетмейстером-постановщиком спектакля стал художественный руководитель и главный балетмейстер балетной труппы театра, народный артист России Алексей Фадеечев.
Музыкальную ткань спектакля Фадеечев ткал сам из фрагментов симфоний Чайковского: «Манфред», «Времена года», «Вариации на тему рококо». А либретто к «Драме на охоте» написал профессиональный писатель и драматург Николай Оганесов.

Художник-постановщик спектакля Степан Зограбян лишает сценографию столь модной нынче условности. На сцене – арка, состоящая из сложного переплетения растительных «лесных» мотивов. Смена мест действия (от усадьбы графа Карнеева до графского парка и квартиры Камышева) обозначена задниками, выписанными в духе истинного психологического театра. Но в этой красоте героям спектакля почему-то не живется: они терзают и губят друг друга.

Спектакль выстроен как рассказ судебного следователя Ивана Петровича Камышева о его трагической любви к дочери лесничего Оленьке Скворцовой, в замужестве Урбениной. Постановщик решился на смелый, почти эпатажный ход: первому и второму действиям он предпослал своеобразный пластический эпиграф – юная пара танцует экспрессивное, чувственное аргентинское танго. Танго понадобилось режиссеру как выражение накала страстей, которые Ольга и Камышев подавляют в реальной жизни, а танцующая пара воспринимается как alter ego главных персонажей, их страсти и инстинкты, вытесненные в подсознание. Подсознание человека, если верить психологам, никогда не прекращает своей работы и руководит действиями людей. А шутки с подсознанием, ох, как дурно заканчиваются!

Фадеечев мастерски закольцовывает композицию, перебрасывая смысловой мост к финалу спектакля: после того как полицейские уводят арестованного Урбенина, раздается мелодия танго. Камышев, словно завороженный, идет на чарующие звуки музыки и танцует это танго с погубленной им Оленькой, в точно таком красном платье, которое было на ней в день знакомства с Камышевым. А Ольгу танцует та самая девочка, что исполняла танго в прологе.

Сильная метафора: Камышев танцует с фантомом Ольги, красное платье которой – символ пролитой им крови, а эта «пляска смерти» – символ неизбывности его страсти, вины, угрызений совести.

В первом акте «Драмы на охоте» подробно прописан бытовой фон, на котором развертывается история любви главных героев. Вот сцена ярмарки, проходящей в небольшом уездном городке Тенево. Среди посетителей – персонажи разных чеховских произведений: Анна Сергеевна и Гуров из «Дамы с собачкой», унтер Пришибеев, Толстый и Тонкий, Беликов из «Человека в футляре». Подобная жанрово-бытовая сцена поначалу кажется чужеродной в стилистике «Драмы на охоте», но по мере погружения в драматическое действие понимаешь: она призвана оттенить драму Камышева и Ольги. И сразу вспоминается чеховское: «Люди едят, пьют, а в это время рушатся их судьбы…»

Впрочем, во втором акте подобных «вольностей» нет, оно сконцентрировано на собственно драме героев, идущих к трагической развязке.

«Драма на охоте» – это история личности. Личности сложной, неординарной, наделенной острым умом, мятущейся. Камышев в спектакле заставляет вспомнить пушкинское: «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей». Разлад с собой – главное в этом Камышеве. Несовпадение идеала с реальной жизнью приводит к конфликту, и в итоге – к разрушению личности.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также