Мурзики солируют

Животные – полноправные партнеры театральных звезд

 

Животные на сцене драматических театров – не редкость. Лошади, ослы, кролики, козы, голуби, кошки и собаки давно составляют конкуренцию людям. Вот идет первый акт спектакля РАМТа «Инь и Ян», героиня выходит на сцену, прижимая к груди пушистого белого кролика внушительных размеров. Зрители всматриваются – игрушка или живой зверь? Но вот кролик испуганно перебирает лапами, и зал завороженно смотрит на животное.
Дайте актеру овса

Считается, что первыми на драматическую сцену животных вывели Станиславский и Немирович-Данченко. В 1902 году в спектакле «Власть тьмы» по Толстому лошадь сначала провели по сцене, а потом она стояла в декорациях стойла и мирно жевала сено. Зрители и критики благосклонно отнеслись к такому новаторству, и с тех пор понеслось… Представители фауны стали полноправными участниками драматических постановок, без которых спектакль теряет изюминку, а порой и смысл. Вот пример: еще свежа в памяти драма, разыгравшаяся в Малом драматическом театре – Театре Европы, когда перед гастролями пропала исполнительница главной роли в спектакле «Муму»: дворняжка по кличке Ромашка. Десять лет Ромашка талантливо играла трагедию тургеневской псины. Но однажды во время прогулки испугалась огромного грузовика и рванула вдоль по набережной. Заменить актрису в кратчайший срок было просто невозможно. Но, к счастью, через три дня собака нашлась и, подлечив нервы после перенесенного стресса, к радости зрителей, вернулась на сцену.

Практически в каждом спектакле театра «Эрмитаж» присутствуют животные, что прежде всего обосновано художественным смыслом. Там работали кошка, петух, голуби, собаки, обезьяна, а еще замечательный гусь по имени Иван Иванович, а в «Ким-танго» по сцене бегают аж двенадцать такс.

Сейчас уже невозможно представить пеший выход Дон Кихота в Большом театре или героиню балетного варианта «Дамы с собачкой» без белого шпица. Любая Шарлотта из «Вишневого сада» появляется на сцене с дрессированным пуделем. Дрессированные голуби воркуют в спектакле Анатолия Васильева «Плач Иеремии» и в «Малороссийских песнях» Александра Огарева, большая овчарка выходит на сцену в спектакле «Три товарища» в «Современнике». В «Ленкоме» в течение девяти лет в спектакле «Поминальная молитва» был занят конь терской породы по кошачьей кличке Барсик. Он жил в отдельной постройке во дворе театра, в персональном деннике. Когда по ходу действия спектакля Евгению Леонову говорили: «Ты иди, с конем поговори…», Барсик, который в это время был на сцене, тихонько похрапывал в ответ и замирал, слушая Евгения Павловича...

Почти детская неожиданность

Животное может украсить постановку. Но может и погубить ее, если его появление на сцене не запланировано.

Как-то во МХАТе во время спектакля «Кабала святош», где никакие кошки не предусмотрены, во время диалога Олега Ефремова и Иннокентия Смоктуновского, с двух сторон сцены вышли две кошки и, важно ступая, пошли навстречу друг другу, не обращая никакого внимания на людей. Актеры не сразу заметили пушистых нарушительниц и поняли, что что-то не так, когда в зале начался гомерический хохот. И, поскольку все внимание зрителей сосредоточилось на кошках, Ефремов со Смоктуновским были вынуждены взять паузу и продолжили диалог только после того, как кошки ушли.

Как анекдот рассказывают историю о том, как режиссер Леонид Трушкин в своем «Вишневом саде» решил по ходу действия руками злобного лакея убить собаку, введенную в спектакль. Но ей так понравилось чувствовать себя актрисой, что через какое-то время после «смерти» она вернулась на сцену и, высунув язык, сделала стойку. Можно себе представить бурную реакцию зрителей, увидевших «покойницу» в полном здравии.

И все-таки животные на сцене – они артисты или просто хорошо дрессированные животные? И действительно ли перетягивают на себя внимание зрителей?

В одном из своих интервью главный режиссер театра «Эрмитаж» Михаил Левитин заметил, что «артист ошибается, если считает, что животное его переиграет. Нет, оно не играет, а что-то собой являет». Действительно, театр – иллюзия, прекрасный обман, и порой необходимо, чтобы на сцене было нечто абсолютно реальное.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Владимир Андреев: «Между Кандинским поздним и ранним»

    «Это два эскиза Кандинского: поздний и ранний, где он чистый импрессионист! – сразу увлекает нас в экскурсию своему кабинету президент Ермоловского театра Владимир АНДРЕЕВ. – У меня даже есть работа Кандинского, на которой Ивана-царевича с царевной, несет серый волк. ...
  • Практический опыт

    По традиции, в новогодние праздники напоминаем лучшие тексты минувшего сезона. В нашей подборке – закулисье театра «Практика» (материал из июльского номера, вышедший в рамках спецпроекта «Театрала»). На первый взгляд закулисье этого театра напоминает подводную лодку или бункер. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Пространство без границ

    Переступив порог Театра Олега Табакова, зрители тянутся за телефонами. Не сделать здесь фото невозможно: от пола до потолка стены покрыты зеркалами самых разных размеров и форм. Идея нового пространства Сцены на Сухаревской принадлежит художественному руководителю Владимиру Машкову. ...
Читайте также