Выигранная партия

 

Это лучшая из всех случившихся в нынешнем году «Алис». Почему? – спросите вы, как все Алисы. Потому, ответим мы легко и с удовольствием, что режиссер и команда художников создали пространство спектакля, в котором каждому зрителю уютно и увлекательно вспомнить и создать свою зазеркальную чепуху и свое безумное чаепитие. Им удалось это чудо, представляете?
Кэрролловские логика и поэзия получили сценический язык. Вот режиссер серьезного спектакля «Улисс» Юрий Буторин скачет Черным Конем, вот уже прыгает, как За и Атс, – о, постойте, а вот он уже Черепаха Квази. Мгновенно меняя наряды и образы, Болванс Чик, Устрицы и Овцы скользят по сну Алисы Лидделл, строго следуя тексту Чарлза Лютвиджа Доджсона, в литературе известного как Льюис Кэрролл. Мальки учатся почитанию, давлению, искажению, лживописи и натюрмордам. Мяуканье неуловимой кошки Дины, под чье мурлыканье начинается поход в Зазеркалье, под зрительскими креслами здесь как улыбка Чеширского кота. Маленький оркестрик замирает, уважая мяуканье, пианист приподнимает цилиндр, флейтист откидывает капюшон длинного монашеского плаща: все в восхищении… И в ужасе, в полном ужасе, когда Лев и Единорог устраивают битву на высоченных ходулях прямо в зрительном зале!

Зазеркалье благодаря художникам – очень красивая страна. Много голубой прохладной гаммы, войти в цвет приглашают опрокидыванием зеркальной амальгамной глади из золотой рамы в глубь сцены. Голубая вода плещется на стенах зрительного зала с мурлыкающим прибоем – или это кошка Дина ищет Снежинку между кресел?

Но. что бы стоили все усилия художников, если бы в театре не было Алисы. Вера Строкова – Алиса, которой веришь. Одетая в нежно-голубое, чопорно-английское и девичье-нежное (постоянный художник Поповски, Ангелина Атлагич, снова поражает смелостью мысли, любовью к роскоши и вкусом), Вера Строкова смела, серьезна, забавна, она удивляется тихонько и про себя, но так, чтобы мы тоже оценили странность происходящего. Она идет себе по Зазеркалью, мелькая рукавами-фонариками, бормоча текст: педагог по речи Вера Камышникова придумала ей внятно бормотать, как мы обычно бормочем себе под нос озарения, которые нам кажутся важными. Тру-ля-ля и Тра-ля-ля, Рыцарь на Коне и тем более Устрицы, скоро съеденные Моржом, своей нелепостью только подчеркивают учтивость Алисы, ее доверчивость и мечтательную убежденность, ее свежесть восприятия и целеустремленность – ведь она идет за тот ручеек, где станет Королевой.

Взрослые оценят тонкую работу с пространством Зазеркалья, в котором сами не раз и не два оказывались: утром проснулся, а ты уже в другой стране, она опять «обратилась» и «вывернулась». И сколько Синих Гусениц с вопросом «Кто ты такая?» встретится еще в жизни! Чем раньше начинешь выдумывать для них ответы, тем лучше!

Актеры «Мастерской» выдерживают ту грань серьезности и абсурда, которая и составляет прелесть нонсенса англосаксонской литературы и которую Демурова, переводчик канонических текстов не только Кэрролла, но и Диккенса, и Честертона, и По, так полно передала. Наджа Мэр – идеальная Черная Королева, тощая, язвительная и слегка не в себе. Игорь Войнаровский такой Труляля, что лучше не бывает. Все они отлично знают, как важно быть серьезным.

Иван Поповски с командой художников научит еще не одного ребенка – и даже не одного взрослого – любить театральное волшебство и верить ему.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также