Детская драма

 

Удивительное сочетание довлатовского «Заповедника» и кэрролловской «Алисы в Зазеркалье» на поверку оказывается вполне закономерным – если только представить себе маленькую девочку, которой уже точно известно, что «Завтра никогда не бывает сегодня». Довольно тоскливая картинка, что уж там!..
В основе нового табакерского спектакля «Wonderland-80» – отличная литература, превращенная Богомоловым, по образованию не только режиссером, но и филологом, в качественный и странный текст, который превращается в не менее странное и неоднозначное зрелище.

На сцене тщательно выстроен бытовой мир. Фибровые чемоданы и фотоаппарат «ФЭД», телефонный автомат, кастрюли, тазы, тарелки и чашки (ностальгический возглас из зала: «Ой, у меня такая была!»). Все эти платья и костюмы, рубашки и пиджаки, жестяные рукомойники и пивные кружки, голос Аллы Пугачевой, и прочая, и прочая – отчетливые восьмидесятые.

В этом мире, где женщины красят друг другу волосы на рабочем месте и с трепетом рассматривают немецкий журнал с выкройками, существует семья: он – писатель, она – красивая, у них – маленькая дочь в шубке. Он – пьющий, она – мечтает о чем-то большем, чем немецкий журнал и бумажная колбаса: об Америке (куда в результате эмигрирует и сам Довлатов).

В сюжет «Заповедника», где герой переживает семейную драму, за ним ухаживают скучающие женщины псковского музея «Пушкинские горы», а КГБ следит за его пьяной трагедией, вплетаются с детства знакомые, милые сердцу строки из «Алисы». И про безумное чаепитие, и про иголку, которой надо уколоться уже после слез, и про Брандашмыга… Безумие, пьяный бред, страшный сон, сатира на канувшую в небытие Страну Советов?

Критика, рецензируя вышедший в межсезонье спектакль, пишет об отрицании советского прошлого, о политике и эпохе застоя, о беспросветной серости и тоске по лучшей жизни. Но порой начинает казаться, что портрет Брежнева и ретромузыка только фон для истории куда более вечной, чем правление конкретного генсека с бровастым лицом.

Кажется, что вовсе не Борис такой-то (сыгранный отменно Дмитрием Куличковым), пьющий писатель с тонкой душевной организацией, играет здесь главную роль. И не важны вовсе его душевные метания, его бесконечные пьянки (от обычной чекушки к ведру с водкой), его проблемы с гэбистом в мерзкой растянутой синей майке. Не в них дело.

Дело в одном персонаже, который практически не покидает сцену, ухитряясь менять костюмы и обличья с головокружительной быстротой. То-ли-Алиса-то-ли-Маша, то-ли-Пушкин-то-ли-Птица, и просто Ангел (в этой роли – Яна Сексте). Маленькая дочка двух людей, рушащих свою любовь, через призму страшноватой сказки про убитое время и Белую Королеву, пытается пережить свою детскую драму. Переживет ли? Неизвестно. «Жизнь невозможно повернуть назад», – рассказывает голос примы советской эстрады.

И совершенно не важно, какой именно правитель вещает в телевизоре. Ибо, как писал еще один эмигрант, поэт Бродский, если историю делают тела, то искусство – лишь одно тело. И одна трагедия, которая в своей малости стоит всех генсеков вместе взятых.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также