Реконструкция мифа

 

Большой театр поставил галочку в отчетной ведомости: к столетию легендарных «Дягилевских сезонов» на главной сцене страны «возобновили» балет Игоря Стравинского «Петрушка», созданный Александром Бенуа и Михаилом Фокиным в 1911 году.
Премьера «русских потешных сцен в четырех картинах» когда-то произвела сенсацию в Париже и неизменно на протяжении вот уже почти ста лет появляется на афишах крупнейших театров мира. Парадокс в том, что помимо новых оригинальных версий различных хореографов – от Мориса Бежара до Олега Виноградова – периодически с маниакальной настойчивостью зрителям являют якобы «образец»: различные реконструкции и реставрации оригинала Бенуа-Фокина. На деле все эти «образцы» довольно сильно различаются.

Суровая действительность балетной истории в том, что если хореография не существует в неприкосновенном виде на протяжении длительного времени, то потери и искажения неизбежны.

Мифологический изначальный «Петрушка» умер вместе с дягилевской антрепризой. И трагический заглавный герой Вацлава Нижинского, и волоокая Балерина Тамары Карсавиной канули в лету вместе с полным текстом и деталями постановки Фокина.

В советской России, благословенно не ведавшей об авторском праве, фокинский шедевр несколько раз предъявляли публике, иногда упоминая имя автора, а иногда и нет. Сейчас пришло время «вернуться к истокам», благо с Большим театром продуктивно сотрудничает модный «реставратор» Сергей Вихарев.

Музыка аутентична, оформление тоже: декорации изготовлены без применения новомодных «современных технологий». Хореография… А вот хореография представляет собой микст из всех известных редакций балета по эксклюзивному рецепту Вихарева сообразно его «видению» стиля и содержания спектакля Михаила Фокина. Здесь и фрагменты опозоренной балетмейстером постановки Опера де Пари, и виртуозные «приветы» от Константина Боярского, и даже столь не любимые Фокиным симметричные построения a la Петипа.

Одного нельзя отнять у Сергея Вихарева – умения работать с танцовщиками и добиваться от них самоотдачи и заинтересованности в происходящем на сцене. Масленичная толпа на сцене Большого – живая, она дышит. Самые незначительные эпизодические появления персонажей не пропадают, они характерны и заметны – колоритные Полицмейстер Алексея Лопаревича и Балаганный дед Александра Петухова, бесшабашные и озорные конюхи Егора Евланова и Игоря Цвирко.

Обаятельна и лукава Кормилица Анны Леоновой. Нелеп до смешного и трогателен Арап талантливого Дениса Савина. Несомненная удача спектакля – Петрушка Вячеслава Лопатина, сумевшего пробиться через нагромождения невнятицы «редакторских» текстов и подняться до трагедийного финала. А вот Анастасия Сташкевич в очередной раз «провалила» свою партию, ее Балерина – главное разочарование спектакля. Объединяет все огрехи «реконструкции» и актерские удачи мистический Фокусник Геннадия Янина, царящий на сцене и дергающий за нитки людских душ и судеб.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Малый театр отметит День библиотек вместе с РГБИ

    27 мая - День библиотек – Российская государственная библиотека искусств отметит премьерами онлайн. Впервые за почти 100 лет своего существования крупнейшая российская библиотека в области искусства, бывшая знаменитая Театральная библиотека,  профессиональный праздник отметит при закрытых читальных залах, без обычных читателей. ...
  • Зальцбургский фестиваль состоится в августе

    Зальцбургский летний фестиваль, который в 2020-м отмечает свое 100-летие, пройдет в сокращенном формате. Реализовать юбилейную программу в полном объеме не удастся.  С 1 по 30 августа – по решению совета фестиваля, который созвали сразу, как только власти Австрии издали указ, допускающий проведение массовых мероприятий – вместо 200 концертов дадут 90, вместо 16 концертных залов задействуют максимум шесть. ...
  • Алена Бабенко попала в больницу

    Актрисы театра и кино Алена Бабенко и Дарья Мороз, участвовавшие в популярном шоу «Танцы со звездами» заразились коронавирусом. Алена Бабенко проходит лечение в больнице, об этом она написала на своей странице в Instagram в воскресенье, 24 мая. ...
  • Афиша онлайн-трансляций на сегодня: что и где смотреть 25 мая

    В ежедневной подборке «Театрала» – все самое интересное, что российские и зарубежные театры предлагают в онлайн-формате.  ДЕТИ  Tеатр «Et Cetera». «Звездный мальчик» (8+) по мотивам сказки О. ...
Читайте также