Театр.doc осиротел

Умерла Елена Гремина

 

Эта весна стала для театрального сообщества временем тяжелых потерь и потрясений. Не успели мы обрадоваться за Алексея Малобродского, освобожденного из СИЗО, как пришло новое страшное известие. Скончалась Елена Гремина. Умерла спустя 1,5 месяца после мужа, Михаила Угарова, и тоже от сердечного приступа. У них обоих было слишком большое и неравнодушное сердце, в котором всегда стучал «пепел Клааса».
 
 Ушли оба создателя и бессменных руководителя Театра.doc, который стал для России совершенно новым культурным явлением – местом свободы, местом гражданского высказывания и сопротивления. Местом, где рождалась и вставала на ноги молодая драматургия. Маленький частный театр, сначала ютившийся в подвале на Трехпрудном, доказал, что театр может существовать без госфинансирования, на общественном договоре со зрителем, и быть при этом центром культурной жизни. Тут всегда происходило что-то важное: читки, фестивали, лаборатории… Мало того, что театр внес в наш обиход понятие документальной драмы и техники verbatim, которая теперь где только не применяется, мало того, что он стал стартовой площадкой для многих авторов и режиссеров, теперь работающих по всей стране, да и в Европе тоже, он выработал свой этический кодекс, ставший его формой и содержанием:  здесь говорят правду, только правду и ничего, кроме правды.
      
Сюда приходила молодежь, искавшая живого слова, контакта с реальностью и осмысленности дела. И Театр.doc, действительно, стал своим делом для очень многих людей – драматургов, артистов, режиссеров, критиков. Елена Гремина по-матерински принимала всех, окружала заботой и вниманием, а Михаил Угаров по-отцовски учил, воспитывал, вправлял мозги… Зрители, приходившие сюда, тоже быстро становились своими – членами братства, так что зал и сцена были заодно. Да и не было никакой сцены и зала: было общее пространство, где люди сидели на полу, на подоконниках. Можно было бы сказать – висели на люстрах, но люстр в этом театре тоже никогда не было.
 
Это был настоящий театр-дом, о котором так громко говорили с высоких трибун защитники традиционного искусства. Но он уже давно покинул их мертвые академические стены с колоннами и поселился в тесной каморке у Миши и Лены. И когда пришла беда и театр выгнали из родного подвала, который до  сих пор стоит опечатанным и никому не нужным, новое помещение искали, расчищали и ремонтировали всем миром. Елена Гремина говорила, что тот первый переезд из Трехпрудного её подкосил, стал ударом, от которого она так до конца и не оправилась. Хотя потом был и домик на Разгуляе, и целых два зала на Курской… Они шутили, что Док стал театром, который переезжает. И еще – театром, который не сдается. Ни отказы арендодателей, ни рейды полицейских с собаками, ни регулярные визиты пожарной охраны, считавшей своим долгом прицепиться к каждой лампочке, лишь бы найти повод оштрафовать, а еще лучше закрыть неугодный театр, не останавливали Гремину и Угарова. Они занимались тем, чем считали нужным, делали то, что диктовала совесть.
 
Они единственные в нашем театре говорили о замученном в тюрьме Сергее Магнитском, об узниках Болотного дела, о событиях на Украине и в Беслане. Они не боялись прямого гражданского высказывания – ни в эстетическом, ни в политическом смысле. И судя по тому, как настойчиво власть старалась закрыть этот маленький упрямый театр, чья аудитория несравнима с огромной телевизионной, его голос, тем не менее, очень хорошо слышали.

Не представляю, как Док будет жить теперь, через пару месяцев ему снова предстоит переезд в неизвестность. Так что пока он работает, сходите на спектакли, поставленные Еленой Греминой и Михаилом Угаровым, это лучший способ их помянуть.
 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Соблазнять, чтобы выжить

    «Соблазнять, чтобы выжить: проектирование будущего» - так называлась онлайн-лекция голландского архитектора Виллема ван Генугтена, которую устроила архитектурная школа «МАРШ».   И это, скажу откровенно, было лучшее, что я видел за долгое время моего постоянного отслеживания сетевых арт-вещаний. ...
  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
  • Даниил Крамер: «Нация с пустой душой - это катастрофа»

    Одним из самых ярких номеров на церемонии вручения премии «Звезда Театрала» стало выступление пианиста, народного артиста России Даниила КРАМЕРА. Воспользовавшись случаем, корреспондент «Театрала» пообщался с музыкантом и узнал, какие проблемы современного общества его особо волнуют. ...
  • «Театр для себя»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными культурными и общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. На этот раз гостем журнала стал писатель Денис ДРАГУНСКИЙ. – С давних пор девочки писали сами себе любовные записки и громко возмущались на весь класс: «Кто этот нахал? ...
Читайте также