Театр.doc осиротел

Умерла Елена Гремина

 
Эта весна стала для театрального сообщества временем тяжелых потерь и потрясений. Не успели мы обрадоваться за Алексея Малобродского, освобожденного из СИЗО, как пришло новое страшное известие. Скончалась Елена Гремина. Умерла спустя 1,5 месяца после мужа, Михаила Угарова, и тоже от сердечного приступа. У них обоих было слишком большое и неравнодушное сердце, в котором всегда стучал «пепел Клааса».
 
 Ушли оба создателя и бессменных руководителя Театра.doc, который стал для России совершенно новым культурным явлением – местом свободы, местом гражданского высказывания и сопротивления. Местом, где рождалась и вставала на ноги молодая драматургия. Маленький частный театр, сначала ютившийся в подвале на Трехпрудном, доказал, что театр может существовать без госфинансирования, на общественном договоре со зрителем, и быть при этом центром культурной жизни. Тут всегда происходило что-то важное: читки, фестивали, лаборатории… Мало того, что театр внес в наш обиход понятие документальной драмы и техники verbatim, которая теперь где только не применяется, мало того, что он стал стартовой площадкой для многих авторов и режиссеров, теперь работающих по всей стране, да и в Европе тоже, он выработал свой этический кодекс, ставший его формой и содержанием:  здесь говорят правду, только правду и ничего, кроме правды.
      
Сюда приходила молодежь, искавшая живого слова, контакта с реальностью и осмысленности дела. И Театр.doc, действительно, стал своим делом для очень многих людей – драматургов, артистов, режиссеров, критиков. Елена Гремина по-матерински принимала всех, окружала заботой и вниманием, а Михаил Угаров по-отцовски учил, воспитывал, вправлял мозги… Зрители, приходившие сюда, тоже быстро становились своими – членами братства, так что зал и сцена были заодно. Да и не было никакой сцены и зала: было общее пространство, где люди сидели на полу, на подоконниках. Можно было бы сказать – висели на люстрах, но люстр в этом театре тоже никогда не было.
 
Это был настоящий театр-дом, о котором так громко говорили с высоких трибун защитники традиционного искусства. Но он уже давно покинул их мертвые академические стены с колоннами и поселился в тесной каморке у Миши и Лены. И когда пришла беда и театр выгнали из родного подвала, который до  сих пор стоит опечатанным и никому не нужным, новое помещение искали, расчищали и ремонтировали всем миром. Елена Гремина говорила, что тот первый переезд из Трехпрудного её подкосил, стал ударом, от которого она так до конца и не оправилась. Хотя потом был и домик на Разгуляе, и целых два зала на Курской… Они шутили, что Док стал театром, который переезжает. И еще – театром, который не сдается. Ни отказы арендодателей, ни рейды полицейских с собаками, ни регулярные визиты пожарной охраны, считавшей своим долгом прицепиться к каждой лампочке, лишь бы найти повод оштрафовать, а еще лучше закрыть неугодный театр, не останавливали Гремину и Угарова. Они занимались тем, чем считали нужным, делали то, что диктовала совесть.
 
Они единственные в нашем театре говорили о замученном в тюрьме Сергее Магнитском, об узниках Болотного дела, о событиях на Украине и в Беслане. Они не боялись прямого гражданского высказывания – ни в эстетическом, ни в политическом смысле. И судя по тому, как настойчиво власть старалась закрыть этот маленький упрямый театр, чья аудитория несравнима с огромной телевизионной, его голос, тем не менее, очень хорошо слышали.

Не представляю, как Док будет жить теперь, через пару месяцев ему снова предстоит переезд в неизвестность. Так что пока он работает, сходите на спектакли, поставленные Еленой Греминой и Михаилом Угаровым, это лучший способ их помянуть.
 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
Читайте также