Могила Мочалова нуждается в срочной реставрации

 

Когда хоронили великого трагика Павла Мочалова, в московском университете прервались занятия: многие профессора, студенты вышли из аудиторий и присоединились к церемонии. Над гробом обливался слезами другой, не менее выдающийся артист, Михаил Щепкин. Спустя годы, Станиславский скажет, что предшественником и главным вдохновителем своих реформ считает именно Мочалова, который раньше других заговорил о правде сценического образа, о достоверности актерской игры. То что это был великий актер XIX века, подтверждается многочисленными воспоминаниями современников. Однажды во время спектакля «Керим-Гирей» (1827) Пушкин подскочил в зрительском кресле и воскликнул на весь зал: «Совсем заставил меня забыть, что я в театре». Игрой Мочалова восхищались Лермонтов и Афанасий Фет, писатель Аксаков, офицер и литератор Беклемишев, тенор Бантышев, профессор Московского университета Грановский. Это лишь несколько замечательных современников Мочалова, которые высоко ценили его талант, считали своим другом Лермонтов и поэт Дмитрий Ленский (считается, что именно он и написал эпитафию на надгробном мраморном столбе, которую сегодня, увы, разглядеть невозможно).

Видимо память об артисте умирает вместе с последним зрителем. В 1848 году Мочалова хоронила вся Москва со множеством почестей – недалеко от входа на Ваганьковское кладбище. Сегодня его могила в полном запустении. Ее не сразу найдешь за высокими памятниками недавно ушедших звезд. Да и слово «звезда» к Мочалову явно не подходит. О таких, как он, принято говорить старыми словами: корифей, родоначальник, доблесть русского театра…

В сентябре журнал «Театрал» провел субботник на могиле трагика, удалил заросли, очистил мраморные изваяния от пыли и мха, возложил цветы, но все равно этого очень мало. Надгробье нуждается не в уборке, а в реставрации. Необходимо восстановить золоченые надписи на граните; выкорчевать огромный пень, который корнями разрушил захоронение; отреставрировать кованые решетки XIX века; восстановить бронзовые виньетки и лавровые венки у основания гранитных колонн.

С помощью наших друзей из Благотворительного фонда им. Максима Басюка, мы наконец-то можем опубликовать расчетный счет для перечисления средств на восстановление могилы Мочалова. И теперь важно, чтобы всем миром мы не забыли. Не забыли свою историю, свое прошлое, свои истоки. И правильно расставили знаки препинания в школьном предложении: «Забыть нельзя отреставрировать».

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Театр.doc» собирает собственный архив

    Московский «Театр.doc» объявил о начале собрания собственного архива. Однако без помощи зрителей здесь не обойтись. Коллектив просит оказать посильную помощь – принести или прислать все то, что так или иначе связано с его историей. ...
  • Тряхнуть стариной

    На театральной карте столицы сохранились места, историческое и культурное наследие которых переоценить невозможно. Это самые старые театральные площадки города, на которых зарождалось и развивалось искусство, выступали первые крепостные труппы, познакомились Чехов и Станиславский, а Александр Островский смотрел свои же пьесы. ...
  • Древность не порок

    Какие из ныне действующих театров самые старые? Тверской театр драмы (1745), Волковский театр в Ярославле (1750), Александринский театр (1756), Большой театр (1776)… Но это в России. За рубежом есть у них собратья, которые старше на несколько веков. ...
  • «Ленком» опубликовал редкие фотографии

    В субботу, 23 декабря, исполнилось 100 лет со дня рождения легендарной актрисы Валентины Серовой, которая на протяжении целой эпохи (с 1933 по 1942, с 1943 по 1950 и с 1960 по 1964) играла ведущие роли в Театре им. Ленинского комсомола. По случаю юбилея «Ленком» опубликовал архивные кадры из спектаклей с участием актрисы (см. ...
Читайте также