Андрей Мягков давно не снимается в кино, не играет спектаклей, не дает интервью, но, к счастью, народная любовь к его таланту не меркнет. По случаю юбилея «Театрал» попросил друзей и коллег Мягкова сказать о юбиляре несколько слов.
Марина Брусникина, режиссёр, актриса МХТ им. Чехова:
– Я поступила на курс Ефремова, а педагогом был Андрей Васильевич. Он педагог по призванию. Это редчайший дар и мне обидно, что он так мало занимался педагогической деятельностью. После нас он выпустил ещё один курс, в котором был уже руководителем и ушел из этой профессии. Любой человек, учившийся у Мягкова, гордится, что был его учеником. Мы его просто обожали, хотя до второго курса он был с нами чрезвычайно строг, зато на третьем, четвёртом курсах появилось много общения помимо учёбы. Прекрасное время, свободное.
Он вообще по натуре человек очень закрытый и дом у них закрытый, но в тот период всё было иначе. Общение было всегда творческое интересное и довольно близкое. Мы часто бывали у них. Анастасия Валентиновна Вознесенская, его супруга, прекрасная хозяйка. Какие застолья нам устраивались, как нас принимали, сколько было разговоров, как много мы от них узнавали! Они оба влюблённые в литературу люди. Мы в то время многих писателей и не знали. Они нас познакомили с их произведениями.
Первой моей ролью, когда я пришла во МХАТ, была Маша в «Чайке». Спектакль уже шёл, и нас (меня, Рому Козака и Лену Майорову) вводил Андрей Васильевич Мягков. Я до сих пор помню, что он говорил, как разбирал, как помогал. В «Чайке» мы вместе играли, потом в театре довольно долго тесно существовали. Он меня воспитал, и это осталось со мной на всю жизнь. В судьбе любого из нас есть люди, от которых зависит то, кем человек становится. В моей жизни один из таких людей, конечно, Андрей Васильевич. Мне бесконечно жаль, что он в последнее время изолировался, что мы почти не общаемся, но это не мешает мне любить его и желать ему здоровья.
Валентина Теличкина, киноактриса:
– Мы снимались с ним в картине «Кто приходит в зимний вечер?» Это телевизионный фильм. От этой работы у меня остались самые приятные воспоминания. Актёр он прекрасный, партнёр изумительный. Играть с ним было одно удовольствие. Всегда собран, всё чувствует, откликается на импровизацию, легко реагирует на партнёра. Человек он не конфликтный, но своего мнения придерживается.
Со мной у него никаких разногласий не было, может быть потому, что я тоже человек не конфликтный. Люблю, когда на площадке царит спокойная атмосфера. Для меня это очень важно.
Когда я вижу на экране картины с его участием, непременно смотрю и посылаю ему приветы и самые добрые пожелания. Он очень талантливый. Может быть смешным, нелепым, серьёзным, даже резким, но всегда естественным и очень органичным. Я желаю ему крепкого здоровья, долгих лет жизни и может быть, он ещё порадует нас своими работами. Это у него получается великолепно.
Кристина Бабушкина, актриса МХТ им. Чехова:
– Я, начинающая артистка, получила в спектакле «Мещане» роль Татьяны, дочери главного героя Бессеменова, которого играл Андрей Васильевич. Была назначена утренняя репетиция. Я просыпаюсь, а на часах час дня. Представляете, с каким чувством я ехала в театр, да еще и по пробкам? Влетаю в репетиционный зал вся в слезах. Режиссёр спектакля Кирилл Серебренников, проведя воспитательную работу, снимает меня с роли. Я, рыдая, выхожу в коридор. Через какое-то время открывается дверь, входит Андрей Васильевич и говорит: «Кажется, нам надо выпить шампанское!» И всё – он снял напряжение, разрядил обстановку, мне вернули роль, и мы продолжили репетицию.
Оказывается, когда я вышла, Андрей Васильевич вместе с Аллой Борисовной Покровской заступились за меня. В этом весь Андрей Васильевич. Я так счастлива, что меня судьба свела с ним, что мы играли в одном спектакле, что он играл моего отца. Он восхитительный мастер. Он общался с удовольствием, ему было интересно, он подключался, учил. Такие нюансы, такие тонкости, такие филигранные штучки мне подсказывал. Я помню, он говорит: «Ну, что ты на выдохе всё воспринимаешь, ну, что ты всё время удивляешься, а ты попробуй на вдохе. Вдохни глубоко и вот тебе, пожалуйста!» Замечательно было с ним работать. Это счастье, что я, молоденькая, практически цыплёнок сразу попала в руки к такому мастеру.

– Я поступила на курс Ефремова, а педагогом был Андрей Васильевич. Он педагог по призванию. Это редчайший дар и мне обидно, что он так мало занимался педагогической деятельностью. После нас он выпустил ещё один курс, в котором был уже руководителем и ушел из этой профессии. Любой человек, учившийся у Мягкова, гордится, что был его учеником. Мы его просто обожали, хотя до второго курса он был с нами чрезвычайно строг, зато на третьем, четвёртом курсах появилось много общения помимо учёбы. Прекрасное время, свободное.
Он вообще по натуре человек очень закрытый и дом у них закрытый, но в тот период всё было иначе. Общение было всегда творческое интересное и довольно близкое. Мы часто бывали у них. Анастасия Валентиновна Вознесенская, его супруга, прекрасная хозяйка. Какие застолья нам устраивались, как нас принимали, сколько было разговоров, как много мы от них узнавали! Они оба влюблённые в литературу люди. Мы в то время многих писателей и не знали. Они нас познакомили с их произведениями.
Первой моей ролью, когда я пришла во МХАТ, была Маша в «Чайке». Спектакль уже шёл, и нас (меня, Рому Козака и Лену Майорову) вводил Андрей Васильевич Мягков. Я до сих пор помню, что он говорил, как разбирал, как помогал. В «Чайке» мы вместе играли, потом в театре довольно долго тесно существовали. Он меня воспитал, и это осталось со мной на всю жизнь. В судьбе любого из нас есть люди, от которых зависит то, кем человек становится. В моей жизни один из таких людей, конечно, Андрей Васильевич. Мне бесконечно жаль, что он в последнее время изолировался, что мы почти не общаемся, но это не мешает мне любить его и желать ему здоровья.

– Мы снимались с ним в картине «Кто приходит в зимний вечер?» Это телевизионный фильм. От этой работы у меня остались самые приятные воспоминания. Актёр он прекрасный, партнёр изумительный. Играть с ним было одно удовольствие. Всегда собран, всё чувствует, откликается на импровизацию, легко реагирует на партнёра. Человек он не конфликтный, но своего мнения придерживается.
Со мной у него никаких разногласий не было, может быть потому, что я тоже человек не конфликтный. Люблю, когда на площадке царит спокойная атмосфера. Для меня это очень важно.
Когда я вижу на экране картины с его участием, непременно смотрю и посылаю ему приветы и самые добрые пожелания. Он очень талантливый. Может быть смешным, нелепым, серьёзным, даже резким, но всегда естественным и очень органичным. Я желаю ему крепкого здоровья, долгих лет жизни и может быть, он ещё порадует нас своими работами. Это у него получается великолепно.

– Я, начинающая артистка, получила в спектакле «Мещане» роль Татьяны, дочери главного героя Бессеменова, которого играл Андрей Васильевич. Была назначена утренняя репетиция. Я просыпаюсь, а на часах час дня. Представляете, с каким чувством я ехала в театр, да еще и по пробкам? Влетаю в репетиционный зал вся в слезах. Режиссёр спектакля Кирилл Серебренников, проведя воспитательную работу, снимает меня с роли. Я, рыдая, выхожу в коридор. Через какое-то время открывается дверь, входит Андрей Васильевич и говорит: «Кажется, нам надо выпить шампанское!» И всё – он снял напряжение, разрядил обстановку, мне вернули роль, и мы продолжили репетицию.
Оказывается, когда я вышла, Андрей Васильевич вместе с Аллой Борисовной Покровской заступились за меня. В этом весь Андрей Васильевич. Я так счастлива, что меня судьба свела с ним, что мы играли в одном спектакле, что он играл моего отца. Он восхитительный мастер. Он общался с удовольствием, ему было интересно, он подключался, учил. Такие нюансы, такие тонкости, такие филигранные штучки мне подсказывал. Я помню, он говорит: «Ну, что ты на выдохе всё воспринимаешь, ну, что ты всё время удивляешься, а ты попробуй на вдохе. Вдохни глубоко и вот тебе, пожалуйста!» Замечательно было с ним работать. Это счастье, что я, молоденькая, практически цыплёнок сразу попала в руки к такому мастеру.