«Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Павлу Рудневу, доценту ГИТИСа, зам. худрука МХТ им. Чехова по спецпроектам (мнения других экспертов читайте в ближайшие дни).
1. Актерские удачи – это Мария Смольникова в роли Ларисы в «Безприданнице» Дмитрия Крымова («Школа драматического искусства») – аномальная актриса, сумевшая в классической роли сыграть современную тему эксплуатации человека при попустительстве общества, вперившегося в телевизор. Это дуэт Андрея Бурковского и Юлии Пересильд в «Солнечной линии» Виктора Рыжакова в ЦИМе – два артиста, претендующие на лидерство в профессии, сумевшие за короткий срок вырасти над собой, сменить амплуа, могущие играть интеллектуальную драму при неистовой, экстатической, манкой телесности.
«День рождения Смирновой» в МТЮЗе. Режиссер Александра Толстошева предложила новую театральность для пьес Людмилы Петрушевской, в которой постановщик может не опираться на советский быт. «Проза» Владимира Раннева в Электротеатре – постановка, которая еще раз доказывает, что новая музыка и композитор в современном театре могут стать самостоятельной величиной, обогатить постановочную культуру; музыка может быть формой режиссуры. «Коновалов» Олега Долина в РАМТе показывает один из действенных выходов из постмодернистского дискурса. Быть может, цель нового искусства – поднять и хорошенечко отмыть слова с большой буквы, которые были уничтожены и разбиты людоедскими тоталитарными системами XX века; здесь снова, в чистоте, звучит мысль о высокой миссии интеллигенции. «Черная коробка» в ЦИМе режиссера Никиты Бетехтина – ответ на попытку советизации, спектакль-антиутопия, в которой ведется диспут о том, как сможет существовать современный человек в мире советизма. Очень сильный спектакль у Романа Виктюка – «Мандельштам» с мощными актерскими работами Игоря Неведрова и Александра Дзюбы, который играет образ Сталина, способного звонить нам, в наше время; мертвый Сталин тут постоянно звонит мертвому Мандельштаму.
Из спектаклей за пределами Москвы хочется отметить «Оптимистическую трагедию» Виктора Рыжакова в Александринском театре – спектакль о том, как живут идеи революционной пьесы в XX веке, сделавшем истребление человека своей главной «миссией». Спектакль Сойжин Жамбаловой в Бурятском национальном театре «Полет. Бильчирская история», где с помощью технологии вербатим артисты рассказали о бурятской части истории затопления деревень, описанной Распутиным в «Прощании с Матерой». Спектакль «Папин след» Константина Рехтина в городе Тара Омской области – страшный и трогательный спектакль об истреблении русских немцев во время Второй мировой войны.
Из современной пьесы хочется отметить новые пьесы Дмитрия Данилова, написанные в жанре неоабсурда, – «Сережа очень тупой» и «Свидетельские показания». Пьеса «Тот самый день», написанная Ярославой Пулинович саркастично и язвительно на феминистские темы. Жуткий хоррор о подростковом одиночестве и мученичестве – пьеса Игоря Яковлева «На Луне».
Донецкий автор Алексей Куралех, находясь над схваткой, двух станов не боец, правдиво, гуманистически и с опорой на миф описал русско-украинскую войну на Донбассе в пьесе «Перемирие». Дана Сидерос написала чуткую, тревожную историю про школу в пьесе «Всем кого касается». Последние три пьесы стали сенсацией драматургического конкурса «Ремарка-2018».
2. Русский театр потерял в этом сезоне свои опоры, людей, которые определяли тренды и позиции, – Олега Табакова, Михаила Угарова и Елену Гремину.
3. Любые разговоры меркнут перед делом «Седьмой студии». И каким будет будущее российского театра, напрямую зависит от того, как скоро и насколько справедливо будет оно разрешено. Чем дольше длится процесс, тем все больше ощущение, что это суд над всей театральной системой, восходящий к вообще разговору о том, нужен ли театр обществу и государству и какой нужен.
Будущее театра будет прекрасным, если ему не свернут шею, что является сегодня реальной угрозой. Не только в Москве, но и в целом в России процесс наблюдается с конца 2000-х. Театр сделал огромный прорыв к реальности, он изучает реальность, локальную культуру, локальные сообщества, разговаривает о проблемах, которые волнуют сегодня страну.
Театр лучше, чем телевизор, газеты и даже кино, знает о том, чем живет страна здесь и сейчас. В театр сегодня вернулся серьезный, интеллектуальный зритель, который отшатнулся от него в 1990-е из-за бульваризации, коммерциализации репертуара. Сегодня театр способен предложить умному зрителю существенное художественное высказывание, и он призывает к диалогу – часто прямому.
1. Актерские удачи – это Мария Смольникова в роли Ларисы в «Безприданнице» Дмитрия Крымова («Школа драматического искусства») – аномальная актриса, сумевшая в классической роли сыграть современную тему эксплуатации человека при попустительстве общества, вперившегося в телевизор. Это дуэт Андрея Бурковского и Юлии Пересильд в «Солнечной линии» Виктора Рыжакова в ЦИМе – два артиста, претендующие на лидерство в профессии, сумевшие за короткий срок вырасти над собой, сменить амплуа, могущие играть интеллектуальную драму при неистовой, экстатической, манкой телесности.
«День рождения Смирновой» в МТЮЗе. Режиссер Александра Толстошева предложила новую театральность для пьес Людмилы Петрушевской, в которой постановщик может не опираться на советский быт. «Проза» Владимира Раннева в Электротеатре – постановка, которая еще раз доказывает, что новая музыка и композитор в современном театре могут стать самостоятельной величиной, обогатить постановочную культуру; музыка может быть формой режиссуры. «Коновалов» Олега Долина в РАМТе показывает один из действенных выходов из постмодернистского дискурса. Быть может, цель нового искусства – поднять и хорошенечко отмыть слова с большой буквы, которые были уничтожены и разбиты людоедскими тоталитарными системами XX века; здесь снова, в чистоте, звучит мысль о высокой миссии интеллигенции. «Черная коробка» в ЦИМе режиссера Никиты Бетехтина – ответ на попытку советизации, спектакль-антиутопия, в которой ведется диспут о том, как сможет существовать современный человек в мире советизма. Очень сильный спектакль у Романа Виктюка – «Мандельштам» с мощными актерскими работами Игоря Неведрова и Александра Дзюбы, который играет образ Сталина, способного звонить нам, в наше время; мертвый Сталин тут постоянно звонит мертвому Мандельштаму.
Из спектаклей за пределами Москвы хочется отметить «Оптимистическую трагедию» Виктора Рыжакова в Александринском театре – спектакль о том, как живут идеи революционной пьесы в XX веке, сделавшем истребление человека своей главной «миссией». Спектакль Сойжин Жамбаловой в Бурятском национальном театре «Полет. Бильчирская история», где с помощью технологии вербатим артисты рассказали о бурятской части истории затопления деревень, описанной Распутиным в «Прощании с Матерой». Спектакль «Папин след» Константина Рехтина в городе Тара Омской области – страшный и трогательный спектакль об истреблении русских немцев во время Второй мировой войны.
Из современной пьесы хочется отметить новые пьесы Дмитрия Данилова, написанные в жанре неоабсурда, – «Сережа очень тупой» и «Свидетельские показания». Пьеса «Тот самый день», написанная Ярославой Пулинович саркастично и язвительно на феминистские темы. Жуткий хоррор о подростковом одиночестве и мученичестве – пьеса Игоря Яковлева «На Луне».
Донецкий автор Алексей Куралех, находясь над схваткой, двух станов не боец, правдиво, гуманистически и с опорой на миф описал русско-украинскую войну на Донбассе в пьесе «Перемирие». Дана Сидерос написала чуткую, тревожную историю про школу в пьесе «Всем кого касается». Последние три пьесы стали сенсацией драматургического конкурса «Ремарка-2018».
2. Русский театр потерял в этом сезоне свои опоры, людей, которые определяли тренды и позиции, – Олега Табакова, Михаила Угарова и Елену Гремину.
3. Любые разговоры меркнут перед делом «Седьмой студии». И каким будет будущее российского театра, напрямую зависит от того, как скоро и насколько справедливо будет оно разрешено. Чем дольше длится процесс, тем все больше ощущение, что это суд над всей театральной системой, восходящий к вообще разговору о том, нужен ли театр обществу и государству и какой нужен.
Будущее театра будет прекрасным, если ему не свернут шею, что является сегодня реальной угрозой. Не только в Москве, но и в целом в России процесс наблюдается с конца 2000-х. Театр сделал огромный прорыв к реальности, он изучает реальность, локальную культуру, локальные сообщества, разговаривает о проблемах, которые волнуют сегодня страну.
Театр лучше, чем телевизор, газеты и даже кино, знает о том, чем живет страна здесь и сейчас. В театр сегодня вернулся серьезный, интеллектуальный зритель, который отшатнулся от него в 1990-е из-за бульваризации, коммерциализации репертуара. Сегодня театр способен предложить умному зрителю существенное художественное высказывание, и он призывает к диалогу – часто прямому.