Удачи и поражения

Итоги сезона от Марины Шимадиной

 
«Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Марине Шимадиной, обозревателю «Театрала».

1. В первую очередь хотелось бы отметить беспрецедентный случай с «Гоголь-центром», который весь сезон работает без своего художественного руководителя и, тем не менее, не падает духом и выпускает один спектакль за другим. Первая премьера – «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова по большей части поставлена и отрепетирована самим режиссером, но выпускалась уже без его участия и прозвучала мощно, актуально – как предвестие надвигающейся катастрофы. А танцевальный спектакль «Шекспир» в постановке Евгения Кулагина и Ивана Естегнеева показал, насколько универсальна и пластична труппа «Гоголь-центра», способная справится на приличном уровне даже с contemporary dance.

К безусловным удачам сезона надо отнести «Му-Му» Дмитрия Крымова в Театре наций. Новая, куда более внушительная площадка, дала режиссеру размах и эпическое дыхание для широких обобщений о природе театра.

«Солнечная линия» Виктора Рыжакова в ЦИМе – новая ступень в его долгом и плодотворном сотрудничестве с драматургом Иваном Вырыпаевым, но теперь уже в команде с Юлией Пересильд и Андреем Бурковским, прекрасно освоившим отстраненный вырыпаевский язык.

И еще одна камерная, скромная, но выдающаяся по уровню мастерства постановка – «День рождения Смирновой» Людмилы Петрушевской в постановке Александры Толстошевой во флигеле МТЮЗа. Три отличных женских роли и тонкая, точная работа режиссера.
 
2. Неудачи случаются у всех, перечислять их не хочется. Не хватило, наверное, солидарности театральных деятелей в ситуации, когда их коллеги стали заложниками следственных органов. Да, были выступления на «Золотой маске», была акция поддержки фигурантов дела «Седьмой студии» в июне 2017 года, но массовый характер они, к сожалению, не приобрели.
 
3. Тенденция, увы, печальная. Неизвестно, каким будет новое Министерство культуры, но старое показало свою враждебную настроенность по отношению к современному, новаторскому театру, и этот вектор вряд ли изменится в ближайшем будущем. Тем не менее, последний фестиваль «Золотая маска» продемонстрировал, что сегодня режиссеры всерьез заняты анализом недавней истории, ошибок прошлого: главные награды конкурса достались спектаклям «Чук и Гек» Александринского театра и «Страх. Ненависть. Отчаяние» Малого драматического, посвященным главной катастрофе XX века, фашизму и тоталитаризму. Но сможет ли театр удержать свои либеральные позиции в ситуации идеологического давления сверху – большой вопрос.

Читайте также:
Итоги сезона от Павла Руднева
Итоги сезона от Ольги Егошиной



Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Новый Рижский театр отменил премьеру с Чулпан Хаматовой

    В Новом Рижском театре отменили премьеру Gogolis. Nature Morte, где одну из ролей в должна была сыграть Чулпан Хаматова. Отмену объяснили «творческой неудачей». За более чем тридцатилетнюю историю театра под руководством Алвиса Херманиса это первый подобный случай. ...
  • Премьера «Тихий Дон» готовится в театре «Русская песня»

    4 и 5 марта в театре «Русская песня» состоится премьера спектакля «Тихий Дон». Режиссер Дмитрий Петрунь отразил в трехчасовой постановке самые яркие моменты жизни героев легендарного романа Михаила Шолохова. ...
  • Фотообъективная история: Андрей Миронов

    7 марта  –  82 года со дня рождения выдающегося советского актера театра и кино Андрея Миронова. Журнал «Театрал» решил напомнить историю фотографа Владимира Машатина, связанную со съемками артиста. ...
  • Эмилия Спивак: «Для папы театр – это всё!»

    Актриса театра и кино Эмилия СПИВАК – дочь худрука Молодежного театра на Фонтанке Семена Спивака – впервые вышла на сцену в 12 лет с «Письмом Татьяны», впрочем, становиться артисткой поначалу не собиралась. Но в итоге выбрала актерскую профессию и не жалеет об этом. ...
Читайте также