«Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Марине Шимадиной, обозревателю «Театрала».
1. В первую очередь хотелось бы отметить беспрецедентный случай с «Гоголь-центром», который весь сезон работает без своего художественного руководителя и, тем не менее, не падает духом и выпускает один спектакль за другим. Первая премьера – «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова по большей части поставлена и отрепетирована самим режиссером, но выпускалась уже без его участия и прозвучала мощно, актуально – как предвестие надвигающейся катастрофы. А танцевальный спектакль «Шекспир» в постановке Евгения Кулагина и Ивана Естегнеева показал, насколько универсальна и пластична труппа «Гоголь-центра», способная справится на приличном уровне даже с contemporary dance.
К безусловным удачам сезона надо отнести «Му-Му» Дмитрия Крымова в Театре наций. Новая, куда более внушительная площадка, дала режиссеру размах и эпическое дыхание для широких обобщений о природе театра.
«Солнечная линия» Виктора Рыжакова в ЦИМе – новая ступень в его долгом и плодотворном сотрудничестве с драматургом Иваном Вырыпаевым, но теперь уже в команде с Юлией Пересильд и Андреем Бурковским, прекрасно освоившим отстраненный вырыпаевский язык.
И еще одна камерная, скромная, но выдающаяся по уровню мастерства постановка – «День рождения Смирновой» Людмилы Петрушевской в постановке Александры Толстошевой во флигеле МТЮЗа. Три отличных женских роли и тонкая, точная работа режиссера.
2. Неудачи случаются у всех, перечислять их не хочется. Не хватило, наверное, солидарности театральных деятелей в ситуации, когда их коллеги стали заложниками следственных органов. Да, были выступления на «Золотой маске», была акция поддержки фигурантов дела «Седьмой студии» в июне 2017 года, но массовый характер они, к сожалению, не приобрели.
3. Тенденция, увы, печальная. Неизвестно, каким будет новое Министерство культуры, но старое показало свою враждебную настроенность по отношению к современному, новаторскому театру, и этот вектор вряд ли изменится в ближайшем будущем. Тем не менее, последний фестиваль «Золотая маска» продемонстрировал, что сегодня режиссеры всерьез заняты анализом недавней истории, ошибок прошлого: главные награды конкурса достались спектаклям «Чук и Гек» Александринского театра и «Страх. Ненависть. Отчаяние» Малого драматического, посвященным главной катастрофе XX века, фашизму и тоталитаризму. Но сможет ли театр удержать свои либеральные позиции в ситуации идеологического давления сверху – большой вопрос.
Читайте также:
Итоги сезона от Павла Руднева
Итоги сезона от Ольги Егошиной
1. В первую очередь хотелось бы отметить беспрецедентный случай с «Гоголь-центром», который весь сезон работает без своего художественного руководителя и, тем не менее, не падает духом и выпускает один спектакль за другим. Первая премьера – «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова по большей части поставлена и отрепетирована самим режиссером, но выпускалась уже без его участия и прозвучала мощно, актуально – как предвестие надвигающейся катастрофы. А танцевальный спектакль «Шекспир» в постановке Евгения Кулагина и Ивана Естегнеева показал, насколько универсальна и пластична труппа «Гоголь-центра», способная справится на приличном уровне даже с contemporary dance.
К безусловным удачам сезона надо отнести «Му-Му» Дмитрия Крымова в Театре наций. Новая, куда более внушительная площадка, дала режиссеру размах и эпическое дыхание для широких обобщений о природе театра.
«Солнечная линия» Виктора Рыжакова в ЦИМе – новая ступень в его долгом и плодотворном сотрудничестве с драматургом Иваном Вырыпаевым, но теперь уже в команде с Юлией Пересильд и Андреем Бурковским, прекрасно освоившим отстраненный вырыпаевский язык.
И еще одна камерная, скромная, но выдающаяся по уровню мастерства постановка – «День рождения Смирновой» Людмилы Петрушевской в постановке Александры Толстошевой во флигеле МТЮЗа. Три отличных женских роли и тонкая, точная работа режиссера.
2. Неудачи случаются у всех, перечислять их не хочется. Не хватило, наверное, солидарности театральных деятелей в ситуации, когда их коллеги стали заложниками следственных органов. Да, были выступления на «Золотой маске», была акция поддержки фигурантов дела «Седьмой студии» в июне 2017 года, но массовый характер они, к сожалению, не приобрели.
3. Тенденция, увы, печальная. Неизвестно, каким будет новое Министерство культуры, но старое показало свою враждебную настроенность по отношению к современному, новаторскому театру, и этот вектор вряд ли изменится в ближайшем будущем. Тем не менее, последний фестиваль «Золотая маска» продемонстрировал, что сегодня режиссеры всерьез заняты анализом недавней истории, ошибок прошлого: главные награды конкурса достались спектаклям «Чук и Гек» Александринского театра и «Страх. Ненависть. Отчаяние» Малого драматического, посвященным главной катастрофе XX века, фашизму и тоталитаризму. Но сможет ли театр удержать свои либеральные позиции в ситуации идеологического давления сверху – большой вопрос.
Читайте также:
Итоги сезона от Павла Руднева
Итоги сезона от Ольги Егошиной