19 июля народному артисту России, художественному руководителю Театра сатиры Александру Ширвиндту исполнилось 86 лет. Дата некруглая, но внушительная. Как говорит именинник, «когда произносишь эту цифру, то в речи еще проскакивает, но на бумаге хочется заклеить».
– Главный его талант – гипнотическое воздействие на зрителей, – говорил Марк Захаров. – Он может довести до гомерического хохота огромное пространство, заполненное людьми. Я присутствовал на таких «акциях», когда Александр Анатольевич доводил всех до эпилептического состояния, публика хохотала навзрыд, до слез, не могла прийти в себя, и это был феерический поток импровизаций. У него редкостный дар. С первых дней знакомства меня удивлял этот образ веселого, иронического мышления. Например, я оказался однажды дома у Ширвиндта (к тому времени его мама Раиса Самойловна уже ослепла), но Александр Анатольевич ей говорил: «Мама, не горюй, совершенно не на что смотреть».
В 2017 году Александр Ширвиндт стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в почетной номинации «Легенда сцены» (единственная номинация, победители которой определяются не путем народного интернет-голосования, а решением дирекции премии). Награду Александр Анатольевич получил на большой торжественной церемонии в Театре Вахтангова.
– Я прикинулся интеллигентом и заглянул в словарь Даля, – сказал он, появившись на сцене. – «Легенда» – это притча о необыкновенно светлом явлении. Светлое явление налицо, но притча…
65 лет назад (ужас, да?) я на этой сцене вместе со своим курсом играл в массовке, в Соловьевской пьесе «Великий государь». Мы в огромных страшных боярских, пропахших чем угодно, тулупах, еще времен Мольера, вот здесь стояли в углу. И вот мы ждали потрясающего Иосифа Моисеевича Толчанова, который играл Великого царя. Мы играли два года, на словах: «Великий государь!», мы плюхались на эти страшные пыльные (сейчас-то их вымыли) подмостки.
Выходил Иосиф Моисеевич, и говорил: «Бояре!..», а мы начинали отсчитывать про себя: «Раз-два-три-четыре». – «Я пришел…» Мы: «Раз-два-три-четыре». «… Чтоб сказать…» И за эти два года он ни разу не сбился с ритма. На сцене была огромная светелка царя, и на весь задник сооружалось окно. А за этим окном небо и маленькие московские купола из фанерочки, подсвеченные.
Но кончилось наше пребывание в этом спектакле тем, что наш староста, замечательный актер Вадик Грачев, отыграв эти ужасные поклоны Толчанову, подоткнув свой длинный кафтан, в семейных трусах, тихонечко, чтоб не спугнуть действие пошел из одной кулисы в противоположную, думая, что он за занавесом. Он крался голый по пояс, аккуратно придерживая луковицы церквей…
Это были первые ростки той режиссуры, которая сейчас расцвела таким прекрасным цветом, о чем сейчас так взволнованно говорили мои любимые руководители театра…
«Театрал» сердечно поздравляет Александра Анатольевича с днем рождения. Желает здоровья, радости, успехов и новых ролей! Особенно гордимся тем, что уже не первый год нашу редакцию и актера связывают творческие отношения. Напомним читателям, что Александр Ширвиндт ведет в «Театрале» рубрику «Промежутки между…»
– Главный его талант – гипнотическое воздействие на зрителей, – говорил Марк Захаров. – Он может довести до гомерического хохота огромное пространство, заполненное людьми. Я присутствовал на таких «акциях», когда Александр Анатольевич доводил всех до эпилептического состояния, публика хохотала навзрыд, до слез, не могла прийти в себя, и это был феерический поток импровизаций. У него редкостный дар. С первых дней знакомства меня удивлял этот образ веселого, иронического мышления. Например, я оказался однажды дома у Ширвиндта (к тому времени его мама Раиса Самойловна уже ослепла), но Александр Анатольевич ей говорил: «Мама, не горюй, совершенно не на что смотреть».
Я говорил ему не раз, что он, наверное, никакой не актер. И тем более не режиссер. Если спросить, кто он такой, отвечу: профессия у него уникальная. Он – Ширвиндт.
В 2017 году Александр Ширвиндт стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в почетной номинации «Легенда сцены» (единственная номинация, победители которой определяются не путем народного интернет-голосования, а решением дирекции премии). Награду Александр Анатольевич получил на большой торжественной церемонии в Театре Вахтангова.

Я тут вспомнил совершенно замечательный анекдот, как старая кляча ввозит во двор подводу с дровами, и молодой возница орет: «Я дрова привез!» Кляча оборачивается и говорит: «Он, блин, привез!» Я как старый мерин, получая эту награду, вспоминаю, во-первых, о том, что эта сцена, где я сейчас стою, – это, так сказать, моя «альма-матерь».
65 лет назад (ужас, да?) я на этой сцене вместе со своим курсом играл в массовке, в Соловьевской пьесе «Великий государь». Мы в огромных страшных боярских, пропахших чем угодно, тулупах, еще времен Мольера, вот здесь стояли в углу. И вот мы ждали потрясающего Иосифа Моисеевича Толчанова, который играл Великого царя. Мы играли два года, на словах: «Великий государь!», мы плюхались на эти страшные пыльные (сейчас-то их вымыли) подмостки.
Выходил Иосиф Моисеевич, и говорил: «Бояре!..», а мы начинали отсчитывать про себя: «Раз-два-три-четыре». – «Я пришел…» Мы: «Раз-два-три-четыре». «… Чтоб сказать…» И за эти два года он ни разу не сбился с ритма. На сцене была огромная светелка царя, и на весь задник сооружалось окно. А за этим окном небо и маленькие московские купола из фанерочки, подсвеченные.
Но кончилось наше пребывание в этом спектакле тем, что наш староста, замечательный актер Вадик Грачев, отыграв эти ужасные поклоны Толчанову, подоткнув свой длинный кафтан, в семейных трусах, тихонечко, чтоб не спугнуть действие пошел из одной кулисы в противоположную, думая, что он за занавесом. Он крался голый по пояс, аккуратно придерживая луковицы церквей…
Это были первые ростки той режиссуры, которая сейчас расцвела таким прекрасным цветом, о чем сейчас так взволнованно говорили мои любимые руководители театра…
«Театрал» сердечно поздравляет Александра Анатольевича с днем рождения. Желает здоровья, радости, успехов и новых ролей! Особенно гордимся тем, что уже не первый год нашу редакцию и актера связывают творческие отношения. Напомним читателям, что Александр Ширвиндт ведет в «Театрале» рубрику «Промежутки между…»