Открытый урок на Васильевском

 

В Петербурге прошел фестиваль «Театральный остров», который получил второе название – «Зачет по мастерству». В течение недели известные педагоги двух столиц вели открытые занятия с актерами Театра Сатиры на Васильевском острове и показывали спектакли своих студентов.

Как сказал один известный театральный деятель, «последнее время наши театральные вузы выпускают каких-то Буратино – деревянные голоса, негнущиеся конечности…» Проблема школы – одна из острейших проблем сегодняшней сцены. И состоит она из двух взаимосвязанных задач. Первая: как научить студента основам профессии? И вторая: как сделать профессиональный тренинг постоянной составляющей актерской жизни? Нельзя представить себе музыканта, не упражняющегося ежедневно за своим инструментом. Певца без ежедневных гамм, балерину – без ежедневного станка. Драматические актеры, выходя из стен вуза, быстро «забывают» о необходимости постоянного тренинга речи, танца, движений. Проходит несколько лет – и тело теряет гибкость, голоса грубеют и садятся, теряется диапазон. Художественный руководитель фестиваля «Театральный остров» Ольга Никифорова утверждает, что для нее «одной из важнейших задач фестиваля была возможность привести в театр крупнейших российских педагогов и дать возможность актерам Театра Сатиры и недавно набранному курсу студентов ощутить горизонты профессии. А возникла идея, когда на прошлом фестивале актеры датской группы GITIS SKANDINAVIA THEATRE COMPANY показывали спектакль, в ходе которого они танцевали, играли на музыкальных инструментах, садились на шпагат, демонстрировали навыки сценического боя. Стало завидно и захотелось доказать, что и наши так могут!»

На фестивале известные театральные педагоги России – Андрей Дрознин, Вениамин Фильштинский, Андрей Щукин, мастера театра «АХЕ» Максим Исаев и Яна Тумина и др. – проводили открытые мастер-классы и показывали работы своих студентов.

Лариса Грачева, доцент СПГАТИ, показывала методики расширения эмоционального и психофизиологического диапазона актера. От самых простых заданий – энергично растереть руки, ноги, тело, чтобы разогреть его для работы, – она постепенно переходила ко все более сложным. Закрыть глаза и отдаться ведущему, который «поведет» тебя внутри движущейся толпы таких же пар. Медленная ходьба, быстрее, еще быстрее. Темп нарастает. И кто-то, не выдерживая, подсматривает. «Расслабьтесь и научитесь полностью доверять партнеру – без этих двух важнейших умений на сцене делать нечего». Наконец, двое людей долго смотрят друг другу в глаза. Один должен послать другому сигнал на подсознательном уровне (встать, или поднять руку, или кивнуть головой). Второй должен угадать желание первого. Из шести пар у одной получилось! Победа!

Создатели инженерного театра «АХЕ» пытаются продемонстрировать аудитории, что такое «существовать пустым на сцене, не замечая зрителей, полностью сосредоточившись на решении конкретных задач». В ушах испытуемых торчат наушники плеера, в котором голос одну за одной дает команды: встать, повернуться, достать спички, подойти к стене и т.д. Сосредоточившись на голосе, студенты почти отрешаются от желаний «сыграть на публику», что-то «изобразить». Они входят в действенное и измененное состояние сознания простейшим способом. Когда-нибудь им придется достигать его в условиях куда более жестких.

Как показывает наблюдение на тренингах, в театре часто за процессом (даже столь интимным, как тренинг) часто следить интереснее, чем за результатом. Недаром одним из наиболее обаятельных спектаклей фестиваля стал «Урок в стиле джаза», родившийся из занятий сценическим танцем. Собранная из придуманных студентами танцевальных этюдов, постановка Юрия Василькова стала историей одной танцплощадки, где встречаются и расстаются пары, выясняются отношения.

Практически все участники фестиваля еще только делают первые шаги на профессиональной сцене, усваивая первые уроки профессии. И в ходе фестивальной программы постигают главное: театральная сцена только кажется ровной и гладкой – устоять на ней не легче, чем на палубе корабля во время бури.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также