«Документальный театр – это то, что происходит вокруг нас»

 

В Москве завершился Всемирный конгресс Международной ассоциации университетских театров (AITU–IUTA), одно из мероприятий которого посвящалось «Образному решению документального театра». Дискуссия с таким названием состоялась в Деловом центре республики Беларусь, в ней приняли участие представители театра МОСТ, «Театра.doc» и фестиваля «Любимовка».

«Насколько нам самим интересна наша повседневность?» – вот, пожалуй, основной вопрос, вокруг которого строилась дискуссия.

«Если документальный театр – это то, что происходит вокруг, то не получится ли так, что персонаж окажется просто серым листком бумаги?» - задали вопрос режиссеру «Театра.doc» Юрию Шехватову.

Как выяснилось, работать с современным материалом, несмотря на его, казалось бы, видимую доступность, зачастую труднее, чем с историческим материалом.

Драматург, арт-директор фестиваля «Любимовка» Михаил Дурненков сказал: «Историю принца датского все знают, его хоть женщиной на сцене сделай – всё можно! Все поймут, о чем это, потому что у всех в голове есть классический текст, а современную историю мы обязаны пересказать дословно!»

«Актерская игра в документальном спектакле – это совсем другая история, - убежден режиссер театра МОСТ Георгий Долмазян. – Здесь не работают привычные режиссерские примочки, которые сработают, условно, при постановке «Бесприданницы». Удивительно, но факт - иной раз кажется, что ты лучше знаешь Князя Мышкина, чем современного человека!».

Есть проблемы иного порядка, более сложные, о чем говорила, например, актриса «Театра.doc» Наргиз Абдуллаева: «Документальный театр предполагает участие в спектаклях подлинных персонажей. Но это всегда нелегко. Как рассказать о жизни тувинцев? Это ведь довольно закрытые люди. Мне удалось их разговорить, даже написать пьесу, но играть на сцене самих себя они отказались».

С другой стороны, в работе с современным материалом есть и безусловные преимущества. Прежде всего, богатство и разнообразие исходного материала.

В основу спектакля может быть взят, в принципе, любой текст, например, интервью с донорами.

«Любой спектакль – это решение документального материала, – говорит Юрий Шехватов. – Мы берем документ и читаем его со сцены. Документальный материал – это основа. Документальный материал, прочитанный со сцены моим голосом, – это уже спектакль, это искусство».

«Немаловажно в работе современного режиссера и то, что всегда есть возможность прямого контакта с драматургом – он жив, а вот с Чеховым не встретиться, не поговорить», – считает Михаил Дурненков.

«И уж тем более легко встретиться с персонажем-современником, поговорить, узнать, о чем он думает, как думает, дойти до сути, – дополняет Дмитрий Кривочуров. – Смысл театра в том, чтобы рассказывать истории. Документальный театр – это история сегодня и это интересней, чем жизнь сто лет назад».

О том, как ведутся поиски современных авторов, рассказал Евгений Казачков: «Ежегодно нам на фестиваль «Любимовка» присылают 500-700 пьес. Автор может быть из любой точки мира. Условий всего два: автор должен быть не старше 45 лет и писать на русском языке. Из этих 500-700 отбирают 30 пьес, распределяют среди режиссеров и идут читки, дискуссии. Мы ищем автора, а не пьесу! Мы взращиваем авторов, вкладываемся в авторов, стараемся печать их тексты в журналах, следим за их судьбой».

Подводя итог, модераторы дискуссии сказали, что задача современной драматургии – изучить обычного человека, найти художественную внутреннюю составляющую, и создать образ, который поможет зрителю заглянуть за серый фасад. Потому что серый цвет – тоже характеристика человека, а если это новый тип психики скрывается за простотой? Вдруг, это вызов? Может быть шекспировская трагедия за серым фасадом?!


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Урин остается гендиректором Большого театра

    Владимир Урин остается на посту генерального директора Большого театра еще на 5 лет. Его полномочия продлены распоряжением премьер-министра РФ Михаила Мишустина, опубликованном сегодня, 21 января, на сайте кабмина. Большой театр Владимир Урин возглавил в июле 2013 года, оставив руководство МАМТом им. ...
  • Богомолов сыграет в своем спектакле «Дядя Лёва»

    26 и 27 января Константин Богомолов выйдет на сцену Театра на Бронной, чтобы сыграть одну из главных ролей в своем спектакле «Дядя Лёва». С момента выпуска премьеры по пьесе Леонида Зорина «Покровские ворота» режиссер и худрук периодически играл разные роли. ...
  • Акция протеста «Театральный парикмахер» прошла в Нидерландах

    Десятки театров и музеев в Нидерландах приняли участие в акции протеста, которую назвали «Театральный парикмахер». В ответ на решение правительства не снимать ковид-ограничения с учреждений культуры они на день превратились в салоны красоты. ...
  • Власти Великобритании снимают ковид-ограничения

    С 27 января в Великобритании снимают практически все ограничения, усиленные в декабре в связи с распространением штамма «омикрон». В общественных местах не потребуется предъявлять COVID-сертификаты (или паспорта вакцинации) и носить маски, которые будут необязательны даже в общественном транспорте. ...
Читайте также