«Табаков не любил разводить бюрократию»

 
Актер Авангард Леонтьев провел для «Театрала» экскурсию по памятным местам МХТ им. Чехова: мы побывали в мемориальном кабинете Немировича-Данченко, в воссозданных гримерках Станиславского и Ефремова, заглянули в гримерку Табакова, увидели уникальные произведения Шехтеля и редкие фотографии старейших актеров.
 

Памятник в Камергерском

У Табакова была идея фикс поставить памятник Немировичу-Данченко, потому что он считал, что Немирович находится в тени Станиславского, а роль его в Художественном театре не меньше, чем у Константина Сергеевича. Но все-таки памятник сделали сразу обоим отцам-основателям. Табаков добился, чтобы этот памятник появился в Камергерском переулке, а на служебном входе в театр установили бюсты Станиславскому, Немировичу и Ефремову.
Кстати, во дворе своего театра на улице Чаплыгина он поставил памятник драматургам, которые сыграли очень большую роль в судьбе «Современника» и Театра Табакова - это Александр Володин, Виктор Розов и Александр Вампилов.
Олег Павлович любил помогать людям при их жизни и заботиться об их памяти после их ухода. 

Гримерка Станиславского

Раньше гримерная Константина Сергеевича находилась на первом этаже закулисной части старого МХАТа, напротив двери на сцену была дверь «к Станиславскому». Когда я был студентом, она всегда была открыта, и мы туда с любопытством заглядывали.

Сейчас -  это воссозданная обстановка, но все вещи здесь подлинные. Эти многочисленные фотографии всегда висели на стенах гримерки: и портрет жены - актрисы Марьи Петровны Лилиной, и фото Владимира Ивановича Немировича-Данченко, и фото Саввы Морозова…


А в шкафу висит мундир Вершинина из «Трех сестер», которого играл Станиславский. Кстати, в эту гримерку приходил Антон Павлович Чехов.



Кабинет Немировича-Данченко

Это мемориальный кабинет Владимира Ивановича Немировича-Данченко, причем, настоящий, а не перенесенный после ремонта в другое место, в отличие от гримерок Станиславского и Ефремова.

Все фотографии на стенах - это подарки Немировичу.  Здесь и фото Чехова, и Саввы Морозова, и Леонида Андреева, и портрет Станиславского, и многих актеров.  Вот любимая актриса Немировича Данченко – Мария Германова.

Люстра и лампа в кабинете – это произведения самого Федора Шехтеля, создателя проекта реконструкции здания театра в Камергерском.
 
Гримерка Леонтьева

В МХТ меня пригласил Табаков в 2004 году, так что я работаю тут 14 лет, а до этого 36 лет я работал в созданном Ефремовым «Современнике». Но будучи еще студентом играл в спектаклях Художественного театра, так что это для меня родной дом.

Гримерка Ефремова

Гримерную Ефремова дважды переносили. Я бывал в его подлинной гримерной, когда преподавал в Школе-студии МХТ, а до этого я два года работал под руководством Олега Николаевича в «Современнике» – с 1968 по 1970-й год. Это были два прекрасных года в моей жизни, потому что Ефремов-руководитель – это отдельная история! Он настолько был интересен как личность! Все, кто с ним общался, очень многому научились у него не только для профессии, но и «для жизни».  Он любил говорить правду. И не любил, когда правду скрывают или боятся ее высказать вслух. В «Современнике», например, проводились демократические собрания, на которых вся труппа принимала самые важные решения – прием пьесы в работу, выпуск спектакля, снятие спектакля с репертуара, прием актера в труппу. Все эти вопросы решались большинством голосов. Труппа тогда была человек 35, и все по кругу высказывались, нельзя было отсидеться и промолчать. Допустим, выпускается спектакль в постановке Ефремова, а он мне не очень понравился, и вот я совсем еще мальчишка, со студенческой скамьи, сижу и думаю, как поступить: обидеть его своим мнением, но сказать правду или сказать полуправду, щадя его чувства как режиссера?! И побеждало в моих внутренних борениях (и думаю, не только в моих) – решение сказать правду, потому что Ефремов такой проницательный, и сразу увидит, что я вру ему в глаза, а это еще страшнее! Ефремов стимулировал честность и открытость в общении людей. Я стараюсь следовать этому и сейчас, хотя бывает трудно.

Зрительское фойе

В преподавательской работе я использовал то, чему научился сам у своих учителей в Школе-студии МХАТ, и мне повезло, что я потом работал в «Современнике», которым руководили тоже выпускники Школы-студии МХАТ. И я, и они – старшие мои товарищи и наставники – Ефремов, Волчек, Табаков – учились у одних и тех же непосредственных учеников Станиславского. Это были люди, которые работали со Станиславским, играли в его спектаклях - Василий Осипович Топорков, Павел Владимирович Массальский и Александр Михайлович Комиссаров. Они были – «дети», а мы – «творческие внуки» Станиславского и Немировича.

Вот мой главный учитель – Павел Владимирович Массальский, руководитель курса, на котором я учился. А это Александр Михайлович Комиссаров, тоже педагог нашего курса, который, кстати, играл Керубино в легендарном спектакле Станиславского «Женитьба Фигаро».


А это Виталий Яковлевич Виленкин - он был секретарем Немировича-Данченко в 1943 году во время создания Школы-студии МХАТ (между прочим, это было во время войны!), и сам был одним из ее основоположников. И всю жизнь там преподавал: сначала «Историю художественного театра», а потом, когда ему стало казаться, что практика Художественного театра слишком разошлась с идейными основами, он стал преподавать «Теорию стиха». Студентов учень любили его уроки.

Приемная перед кабинетом Олега Табакова

Олегу Павловичу приходилось решать тысячу вопросов на рабочем месте – в его кабинете, и не только. Он был человеком очень динамичным и любил решать проблемы на ходу, к нему не надо было записываться на прием, каждый мог к нему обратиться со своими просьбами не только официально – в кабинете, но и в артистической, и в коридоре. Олег Павлович тут же мог начать звонить, помогать. Он любил именно так действовать, чтобы не разводить бюрократию.

Гримерка Табакова

С Олегом Павловичем мы дружили. Когда я пришел в 1968 году в «Современник», Табаков взял надо мной негласное, добровольное наставничество. Иногда он тянул меня на радио или в кино, где можно было подзаработать. И, видимо, он рекомендовал меня с Михалкову в фильм «Несколько дней из жизни Обломова». Так что благодаря Табакову я попал в «кинематограф Михалкова», а это большая жизненная удача!

За этим столиком Олег Павлович гримировался и обычно параллельно что-нибудь ел.

Перед спектаклем Олег Павлович всегда раскладывал этот диван и около часа спал. Когда у него случился инфаркт – ему не было еще 30-ти лет, знаменитый доктор Кассирский (мне это рассказывал сам Табаков) сказал ему, что, если он не будет спать хотя бы 40 минут в середине дня, то он долго не протянет. И с тех пор Олег Павлович придерживался этого правила.




Надеюсь, в гримерной Табакова тоже сделают мемориальное пространство.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Завершилась спецпрограмма ЭХО Большого Детского фестиваля

    Специальная программа ЭХО Большого Детского фестиваля завершила работу 30 января в городе Озерск Челябинской области. За четыре дня здесь провели питчинг творческих проектов, образовательную программу для профессионалов театра, мастер-классы и тренинги для детей из творческих студий, а также лабораторию для молодых режиссеров. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Назначен новый директор театра «Старый дом»

    Новым директором новосибирского театра «Старый дом» назначена Татьяна Ильина, которая раньше была начальником отдела развития Новосибирского музыкального театра. «Очень важно, лично для меня, что в театр «Старый дом» не просто ходят зрители. ...
  • Борис Эйфман готовит киноверсию «Русского Гамлета»

    В Петербурге завершилась съемочная часть работы над пластическим фильмом «Русский Гамлет», пишет Сlassicalmusicnews. Хореограф Борис Эйфман переносит на экран уже девятый спектакль. Киноверсия станет новым сценическим обращением Эйфмана к фигуре императора Павла Первого – человека, чья мечта о власти сбылась слишком поздно и обернулась трагедией. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также