«Театр - это «живой продукт»

В ГИТИСе будут изучать будущее

 

Для футурологического исследования российских театров в ГИТИСе создается «Лаборатория будущего театра». Подробно об этом проекте будет рассказано на пресс-конференции в среду, 29 августа, но «Театрал» накануне побеседовал с одним из руководителей проекта - экспертом, доцентом РАНХиГС Олегом ИВАНОВЫМ.
 
– Олег Валентинович, расскажите о том, почему такое направление было решено открыть в ГИТИСе?
-  Мы считаем, что исследования – это то, что должно быть непосредственно совмещено с образованием. Если мы занимаемся исследованиями, то и студенты тоже должны вовлекаться в эту работу.   Мы с Григорием Заславским будем принимать участие в работе лаборатории на общественных началах, - он как ректор, а я как независимый исследователь. Еще с нами в работе этой лаборатории принимает участие режиссер Эдуард Бояков. Я буду курировать направление, связанное непосредственно с исследованиями, а Бояков будет заниматься тем, что связанно с экспериментами и разработкой новых форм. Планируется, что каждый год работы лаборатории будет завершаться фестивалем и изданием альманаха, которые будут демонстрировать результаты нашей работы.

– Раньше театр не входил в сферу ваших исследований?
- В течение двух лет я возглавлял «Роскультпроект» – это организация подведомственная Министерству культуры, которая занимается статистикой и оценкой того, что происходит в сфере культуры в целом.

Что касается театра, то, можно сказать, что это, в принципе, совершенно неизведанная область, потому что Министерство культуры интересуется только театрами, которые получают бюджетное финансирование. Это те театры, которые поддерживаются на федеральном уровне, на уровне регионов и муниципальных образований.

По тем цифрам, которые звучали официально, всегда получалось, что у нас около шестисот театров. Некоторые театры относятся не к Минкульту. Например, как Театр российской армии, который относится у Министерству обороны.  Любом случае, официально количество театров не добиралось до семисот. Но каждый знает, что и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других городах существуют множество коллективов, которые работают не на бюджетном финансировании, также существует большое количество антреприз.

Поэтому прежде чем изучать, что произойдет с театрами в будущем, нужно понять, что с ними происходит сегодня.  Выяснить сколько их, какие они и где размещены, какой репертуар они показывают. Нужно разобраться в сегодняшней театральной ситуации. И это одна из задач нашей лаборатории.

– Какие еще планируются векторы исследования?
– За последние десять лет я не помню ни одного значимого исследования зрительской аудитории. А с театральной публикой происходят сейчас очень серьезные изменения. Во-первых, в театр пошел молодой зритель. Кроме публики, которая существовала во все времена (так называемые театралы), сейчас аудитория начала быстро омолаживаться.  Во-вторых, в театр стали приходить люди, которые раньше вообще в театр никогда не попадали. Особенно это касается гастролей столичных театров в провинции. Из-за высокой цены билетов на показы спектаклей приходят люди, которые способны заплатить. И раньше это была очень небольшая часть, а сейчас эти люди составляют существенную часть театральной аудитории.
Так что нужно изучать зрителя, понимать, что его интересует и с точки зрения репертуара, и с точки зрения театральной формы.  И все эти вопросы мы задаем себе, во-первых, для того, чтобы понять, как это устроено сегодня, а, во-вторых, для того, чтобы понять, как это может изменяться в будущем.

– Планируется ли в ГИТИСе открыть набор абитуриентов на ваше направление?
– Это будет не кафедра, а лаборатория, которая нужна для того, чтобы проводить исследования и заниматься разработкой экспериментального продукта. Нам бы очень хотелось впоследствии, чтобы студенты, которые будут вовлекаться в работу лаборатории создавали какие-то экспериментальные спектакли и уезжали с ними в регионы. Не хотелось бы чтоб деятельность лаборатории заканчивалась в пределах Садового кольца. Нам кажется, самое важное – это работать в провинции.

Величайшим достоянием русского театра является репертуарный театр, который во все времена существовал и продолжает существовать и поныне. И эта форма воспроизводится, развивается и привлекает внимание зрителя. В то же время появляются новые театральные формы, в частности, иммерсивные постановки.

С точки зрения взгляда в будущее мы полагаем, что те студенты, которые сегодня учатся сегодня в театральных вузах, через двадцать лет будут формировать театральный продукт и создавать соответствующие тренды. Вместе со студентами мы будем размышлять и фантазировать по поводу того, каким будет театр будущего.

- И каким, по-вашему, он будет?
- В любом случае театр сохранит классические формы, которые существуют во все времена. Как известно, ни кино, ни телевизор не смогли конкурировать с театром, потому что это «живой продукт». И люди всегда будут стремиться в театр и выбирать, что больше им по душе и по тематике, и по репертуару, и по исполнению.

Взгляд в будущее не лишен смысла хотя бы потому, что размышления об этом позволяют увидеть какие-то тенденции и что-то постепенно менять.  Например, столичные театры очень активно экспериментируют и с формой, и с театральным пространством, и взаимодействуют со зрителем. Такие эксперименты важны с одной стороны, для того, чтобы театр развивался, с другой стороны, они закладывают изменения, которые могут произойти не только в столице, но и в провинции, ведь провинциальные театры – это наше богатство. Но, к сожалению, им, особенно тем, которые не получают государственного финансирования уделяется крайне мало внимания и со стороны государства, и это буквально выживание на грани банкротства.

Вопрос театральной экономики очень важен, потому что от того, каким образом государство будет реализовывать культурную политику в театральном деле, очень многое зависит.  И главное, при этом не должен страдать зритель - в любом городе, где достаточно населения, должны быть свои театры.



  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Кирилл Серебренников выступит на «Любимовке»

    В рамках образовательной программы фестиваля «Любимовка» пройдут встречи с Кириллом Серебренниковым, драматургами Михаилом Дурненковым, Евгением Казачковым и Родионом Белецким, куратором музея современного искусства «Гараж» Ильмирой Болотян и первым заместителем художественного руководителя-директора МХТ им. ...
  • «Свияжская АРТель» покажет на острове-граде три проекта

    С 18 по 23 августа состоится театральная лаборатория «Свияжская АРТель», посвященная направлению сайт-специфик. Ежегодно она проходит в разных местах острова Свияжск и делает конкретные объекты, от монастыря до тюрьмы и психушки, неотъемлемой частью эскизов. ...
  • Валерий Фокин снимет фильм после 20-летнего перерыва

    Валерий Фокин приступил к съемкам фантастического триллера «Петрополис» о многолетней связи лидеров сверхдержав с инопланетной цивилизацией. Картина основана на повести Кирилла Фокина «Огонь», ранее адаптированной для постановки «Сегодня. ...
  • Вышел тизер нового фильма Ренаты Литвиновой

    Первая за семь лет полнометражная картина, где Литвинова выступает как режиссер-постановщик и сценарист, станет продолжением одноименного спектакля «о Севере, Смерти и Любви» в МХТ им. Чехова. В фильме «Северный ветер» – фантасмагории о нескольких поколениях состоятельной семьи фабрикантов и крушении матриархата – снялась сама Рената Литвинова, а также ее дочь Ульяна Добровская (сейчас она учится на актерском факультете в Лондоне), Светлана Ходченкова, которая является близкой подругой актрисы, а также Софья Эрнст, Антон Шагин, Галина Тюнина, Максим Суханов и Михаил Ефремов. ...
Читайте также