В Москве вышел спектакль памяти Дмитрия Брусникина

 

Союз театральных деятелей и Санкт-Петербургский Pop-up театр представили в Москве премьеру аудиоспектакля Семёна Александровского «Время, которое.». История спасения архива Всеволода Мейерхольда разыгрывается в тех самых стенах, где почти восемьдесят лет назад она происходила на самом деле – в библиотеке СТД на Страстном бульваре. Корреспондент «Театрала» побывала на первом показе. 

В Центральную научную библиотеку СТД я приезжаю в полдень. На входе дежурный выдает мне контрольный листок. «Добро пожаловать на спектакль «Время, которое.». Пожалуйста, следуйте инструкции», – замечаю я на обороте и прохожу в читальный зал. Вокруг обыкновенная библиотечная тишина, которая нарушается разве что скрипом половиц изредка проходящих по залу сотрудников, – и решительно никакого намека на предстоящее действие. Я в растерянности озираюсь: 

– Добрый день. Я вообще-то, на спектакль... 

Дежурный библиотекарь – вопреки стереотипам юная девушка с цветными волосами – с пониманием улыбается и протягивает мне листок требований. Я углубляюсь в алфавитный каталог. Начинаю выдвигать деревянные ящики в поисках карточки с названием спектакля, принимая правила игры: для чего-то весь этот ритуал, видимо, нужен. «Вопрос… Воспоминание…», – я бормочу ключевые слова. Наконец нахожу нужное. Заполняю листок. Семён Александровский. «Время, которое.». Спотыкаюсь о какую-то странную точку в конце фразы. И записываю библиотечный шифр.

Девушка все с той же загадочной улыбкой скрывается за книжными стеллажами и через минуту появляется вновь, неся в руках большую темно-красную папку на завязках. Этакую папку-ящик.

Я направляюсь в глубину читального зала и там вскрываю свое приобретение. Внутри обнаруживается простенький проигрыватель и большие наушники. Похоже, я буду единственным зрителем (а точнее – слушателем) – читальный зал в этот час совершенно пуст. 

Пьесу специально для спектакля написала драматург Ася Волошина. В основе сюжета – история о сотрудницах библиотеки, которые в конце 30-х годов, когда начался судебный процесс над Всеволодом Мейерхольдом, с риском для себя спасли документы о его постановках. Впрочем, эти женщины присутствуют в спектакле лишь мельком. В центре повествования – героиня, чья прабабушка была свидетельницей тех далеких событий и описала их в своем дневнике. Девушка решает найти дневник, угадав его местоположение по единственному сохранившемуся у нее листку с библиотечным шифром. 

Постановка стала одной из последних работ актера, режиссера и педагога Дмитрия Брусникина, чья жизнь трагически оборвалась в начале августа. В спектакле также звучат голоса Алёны Старостиной (Вита), Марии Крыловой (прабабушка Мила), Натальи Теняковой (Мила в конце 90-х), Николая Мартона (читатель библиотеки)... Надевая наушники, я как будто попадаю в сознание других людей. Из-за единства пространства – того, в котором нахожусь я, и того, в котором происходит действие, – погружение в события – почти физическое. 

И речь здесь, в общем, не о Мейерхольде. Точнее, не только о Мейерхольде. Скорее, о судьбах нескольких надломленных поколений – репрессии 30-х годов отпечатались шрамами не только на тех, кто их пережил, но и на тех, кто жил после, на нас всех. На каждом. Вита не из любопытства ищет дневник: то, что в нем изложено, касается и ее тоже. 

История собственной семьи долгие годы оставалась для нее тайной – о лагерном прошлом прабабки (наказание за дневниковые записи) она узнала, когда задать самые болезненные, терзающие вопросы было уже некому. В семье об аресте говорили как-то неохотно. Эти травмы так и не смогли зажить. Хотя чего стыдиться? «Чего стыдиться?», – спрашивает Вита. Стыдиться надо как раз не этого. 

И есть еще кое-что – вроде бы тоже очевидное, но опять же прозвучавшее очень лично: тоталитарная машина не щадила даже «своих». «Хороший советский человек» был беззащитен не меньше, чем члены тайного кружка, которые – страшно сказать – читали Бальмонта и Пастернака. 

Нестерпимо обжигающе звучит финальный монолог: «В лагере я родила девочку. Мне хотелось думать, что это твоя дочь. Но я не могла позволить себе даже этого. В дни допросов меня насиловали несколько раз». В какой-то момент эти слова перестают быть далекой абстракцией, историческим фактом. Они становятся криком. Возникает зверская картина, где человека загоняют в угол. И невозможно спастись, и некуда бежать, и, самое ужасное, бессмысленно бороться. На настоящую жестокость способен только человек. Он способен на осознанную жестокость. 

И снова взгляд упирается в эту странную точку «не по Розенталю»: «Время, которое.». Что это? Время, которое искалечило и раньше срока обрубило миллионы невинных жизней, как эта точка обрубила едва начатую фразу? Время, которое, дай нам бог, чтобы никогда не повторилось. 



Увидеть постановку можно в часы работы библиотеки СТД. Билеты на сайте «Время, которое.».  


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Дорогая Елена Сергеевна» станет второй премьерой «Сатирикона»

    8 октября «Сатирикон» представит премьеру спектакля «Дорогая Елена Сергеевна», имеющего необычную судьбу в истории театра - в связи с карантинными мерами первый показ спектакля пришлось провести онлайн.   Спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской в постановке Владимира Жукова был готов к выпуску как раз в тот момент, когда начался карантин в связи с пандемией. ...
  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
Читайте также