В ночь на 2 октября на 80-м году жизни скончался Роман Карцев. В память о народном артисте России «Театрал» приводит фрагменты из интервью, опубликованные на наших страницах несколько лет назад, но не утративших актуальности.
Молодежь сегодня не знает произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Бабеля или того же Жванецкого. А на этом юморе мы учились. Мы вышли из него, а Comedy Club вышел из Америки. Это американская программа, где выступают люди с улицы, ругаются матом, и все жутко хохочут. Такой юмор теперь плодится на всех телеканалах. И лишь изредка появляются хорошие передачи.
* * *
Я редко появляюсь на телевидении. Меня воспитал Райкин, который создавал свои номера по всем законам драматического театра. Поэтому его миниатюры – золотая страница отечественной эстрады. Там ведь четко выстроена логика каждого персонажа, мы понимаем, из какой он социальной среды и над какими человеческими недостатками смеется мастер. Да и вообще прошлое поколение эстрадников работало по законам театра. Театр Райкина, Одесский театр миниатюр, Московский театр миниатюр. Каждый наш спектакль был эстрадным, но все же это спектакль, объединенный общей идеей, написанный хорошим автором. Сегодня в каждой передаче сидят шесть или восемь человек и пишут номера для юмористов. Теперь их модно называть скетчами. «Это ты?» – «Это я» – «Не может быть!» – «Это ты?» – «Да» – «А ну-ка, повернись… О, какая у тебя задница». И публика хохочет.
* * *
Во МХАТе главными авторами были Горький и Чехов, в Малом театре – Островский, в «Ленкоме» – Горин. Также и на эстраде. Для меня главным стал Жванецкий, для Геннадия Хазанова – Хайт и Городинский. А потом Хайт умер, Городинский уехал, и Хазанов остался без авторов. Я его очень уважаю: в столь непростой момент он оставил эстраду и перешел в драматический театр, но не уподобился «Аншлагу». То есть не остановился в развитии, и театр открыл еще одну грань его таланта. Кстати, Хазанов всегда был к себе ужасно требовательным.
* * *
В последние годы на телевидении помногу раз повторяют юмористические передачи. Но это ведь то же самое, что бесконечно рассказывать один и тот же анекдот. Я думаю, что придет время (правда, не знаю, застану ли я его) – и вернется тот юмор, которым можно было бы гордиться: смешной, грустный, фарсовый, но юмор. А не такой, чтобы задницу показать. Я очень обижаюсь на ту публику, которая ходит на них и хохочет. У телевидения есть указ, что показывать, что не показывать. Какие-то острые вещи убирают, а вот абсолютную пошлость оставляют.
* * *
На концертах иногда просят исполнить «Раков». Но я этот монолог давно не читаю, потому что всему свое время. Да и как исполнять? Вчера видел раков по 583 рубля за килограмм. Это большие. А сегодня маленькие – по 240. Не совпадают цены. Но все равно приятно, что люди помнят, и не только «Раков». «Собрание на ликероводочном заводе» долго помнили или «Наш человек на складе», «Где ты был с 8 до 11». Но «Раки» и «А вас?», конечно, побили все рекорды. Это заслуга Жванецкого.
* * *
Я люблю выступать в Петербурге, в Одессе, в Израиле, в Америке, но играю спектакли и в Ереване. Иногда ко мне подходят на улице: «А вы еще выступаете?» Просто у нас менталитет такой: если человека нет на телевидении, то, значит, он умер или спился.
Подписывайтесь на официальный в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
Молодежь сегодня не знает произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Бабеля или того же Жванецкого. А на этом юморе мы учились. Мы вышли из него, а Comedy Club вышел из Америки. Это американская программа, где выступают люди с улицы, ругаются матом, и все жутко хохочут. Такой юмор теперь плодится на всех телеканалах. И лишь изредка появляются хорошие передачи.
* * *
Я редко появляюсь на телевидении. Меня воспитал Райкин, который создавал свои номера по всем законам драматического театра. Поэтому его миниатюры – золотая страница отечественной эстрады. Там ведь четко выстроена логика каждого персонажа, мы понимаем, из какой он социальной среды и над какими человеческими недостатками смеется мастер. Да и вообще прошлое поколение эстрадников работало по законам театра. Театр Райкина, Одесский театр миниатюр, Московский театр миниатюр. Каждый наш спектакль был эстрадным, но все же это спектакль, объединенный общей идеей, написанный хорошим автором. Сегодня в каждой передаче сидят шесть или восемь человек и пишут номера для юмористов. Теперь их модно называть скетчами. «Это ты?» – «Это я» – «Не может быть!» – «Это ты?» – «Да» – «А ну-ка, повернись… О, какая у тебя задница». И публика хохочет.
* * *
Во МХАТе главными авторами были Горький и Чехов, в Малом театре – Островский, в «Ленкоме» – Горин. Также и на эстраде. Для меня главным стал Жванецкий, для Геннадия Хазанова – Хайт и Городинский. А потом Хайт умер, Городинский уехал, и Хазанов остался без авторов. Я его очень уважаю: в столь непростой момент он оставил эстраду и перешел в драматический театр, но не уподобился «Аншлагу». То есть не остановился в развитии, и театр открыл еще одну грань его таланта. Кстати, Хазанов всегда был к себе ужасно требовательным.
* * *
В последние годы на телевидении помногу раз повторяют юмористические передачи. Но это ведь то же самое, что бесконечно рассказывать один и тот же анекдот. Я думаю, что придет время (правда, не знаю, застану ли я его) – и вернется тот юмор, которым можно было бы гордиться: смешной, грустный, фарсовый, но юмор. А не такой, чтобы задницу показать. Я очень обижаюсь на ту публику, которая ходит на них и хохочет. У телевидения есть указ, что показывать, что не показывать. Какие-то острые вещи убирают, а вот абсолютную пошлость оставляют.
* * *
На концертах иногда просят исполнить «Раков». Но я этот монолог давно не читаю, потому что всему свое время. Да и как исполнять? Вчера видел раков по 583 рубля за килограмм. Это большие. А сегодня маленькие – по 240. Не совпадают цены. Но все равно приятно, что люди помнят, и не только «Раков». «Собрание на ликероводочном заводе» долго помнили или «Наш человек на складе», «Где ты был с 8 до 11». Но «Раки» и «А вас?», конечно, побили все рекорды. Это заслуга Жванецкого.
* * *
Я люблю выступать в Петербурге, в Одессе, в Израиле, в Америке, но играю спектакли и в Ереване. Иногда ко мне подходят на улице: «А вы еще выступаете?» Просто у нас менталитет такой: если человека нет на телевидении, то, значит, он умер или спился.
Подписывайтесь на официальный в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.