Михаил Заец: «Для театра границ не существует»

 
С 13 по 21 октября в Ростове-на-Дону будет проходить международный театральный фестиваль «Минифест», программа которого объединит яркие постановки как зарубежного, так и российского театра. Подробнее об этом в интервью «Театралу» рассказал главный режиссер Ростовского молодежного театра Михаил ЗАЕЦ.
 
Михаил, «Минифесту» почти уже 30 лет и за все эти годы его программа менялась не раз. Напомним читателям, что фестиваль зарождался с той целью, чтобы продемонстрировать творчество молодежных театров мира. Но сейчас, судя по афише, в Ростов приедут и российские театры. Какой принцип отбора?
– Принцип простой: мы берем хорошие спектакли, а плохие не берем!  «Минифест» – один из самых старых международных фестивалей новой России. И вот этот принцип, заложенный еще бывшим худруком Ростовского ТЮЗа Владимиром Чигишевым, мы стараемся сохранять. Во-первых, у нас все-таки юг, а юг славится теплотой и гостеприимством. А во-вторых, фестиваль объединяет людей, стирает границы. И когда приезжаешь сегодня в какую-нибудь страну или в российский регион, то часто приходится слышать: «Вы из Ростова? Мы были у вас на «Минифесте»! Это был шикарный фестиваль».

Вот ради такой незримой связи между людьми мы и продолжаем это дело.

– Это, наверное, сложно?
– Не скрою, несколько лет назад для «Минифеста» были не лучшие времена (время тучных коров закончилось – наступило время худых коров). Но вот сейчас мы пытаемся возродить фестиваль. Директор Карина Сердюченко и я возглавили этот театр 6 лет назад, и мы проводим «Минифест» уже второй раз (а вообще он тринадцатый).

От чего зависит его регулярность?
– Он всегда проводился раз в два года, но из-за того, что Ростов стал одним из городов Чемпионата мира, в прошлом году его решили не проводить, а дождаться 2018 года.

Самый трудный вопрос связан, конечно, с финансированием. Тут, наверное, как в песне: «каждый раз у вас как в первый раз»?
– К счастью, нам выделили больше средств, чем на предыдущий фестиваль, что позволило значительно расширить географию. В этом году у нас будут спектакли из Германии, Бельгии, Италии, Хорватии, Эстонии, Франции, Швейцарии, Китая, Финляндии, Чехии. И плюс российская программа. Вы спросили о том, каков принцип отбора. Так вот главное для нас – многожанровость. Широкая палитра, чтобы продемонстрировать разные направления современного театра.

Благодаря АССИТЕЖ (ASSITEJ – Association Internationale du Théâtre de l’Enfance et la Jeunesse / международная ассоциация театров для детей и молодежи. – «Т») мы получили много заявок, ездили на фестивали и шоу-кейсы в Финляндию, в Грузию, в Швецию, в Бельгию, отсматривали спектакли. Это дало нам возможность увидеть вживую и выбрать именно то,, что как нам кажется будет интересно нашему зрителю. На нынешнем «Минифесте» несколько постановок затрагиваю тему войны. Об этом, например, бельгийский спектакль «Картофельный суп» или французский «Песня мин».  

«Картофельный суп» – это моноспектакль, в котором актриса бельгийского театра Agora рассказывает о здоровом питании для малышей. Её героине – даме из министерства поручено рассказать о преимуществах хорошего супа. Но рецепт, который она получила, слишком простой, поэтому она решает приготовить суп с другими ингредиентами, которые напоминают ей о далеком детстве, когда на ее родину пришла война, и ей пришлось бежать. От запаха кипящего супа в памяти всплывают давно забытые истории, связанные с тем временем.

Привозим мы и спектакль из Донецка. Он, возможно, немного отличается от зарубежных постановок, но для нас главное, что он сделан людьми, которые работают в очень нелегких, почти военных условиях. А потом мы проведем круглый стол с участием специалистов из разных стран (вести его будут американцы), которые занимаются театром в горячих точках. Главные его темы: какова роль театра там где есть конфликт, как театр может строить мосты там, где они разрушены, или никогда не существовали – между поколениями, народами, религиями…
Кроме того, мы плотно сотрудничаем с городами-побратимами Ростова-на-Дону. Приедет театр из Дортмунда (Германия) со спектаклем «Чик». Он открывает фестиваль. Самое интересное, что у нас в стране эту пьесу о двух подростках уже ставят. Она блестяще отражает проблемы современного общество, которое, подвергшись глобализации, стало многонациональным, но так и не избавилось от стереотипов.

Из Италии приедет один из лучших детских театров мира «Ла Барака», который покажет спектакль для самых маленьких зрителей «Вверх тормашками».

Китай привезет традиционную шанхайскую оперу «Пионовая беседка». Таким образом, мы знакомим зрителя с разнообразными видами мирового драматического искусства.

– Судя по афише, вы привозите и российские спектакли.
– Да, очень хочется показать режиссерские достижения отечественного театра. К сожалению, мы можем привезти лишь несколько названий, но это тоже немало. Так, например, зеленоградский «Ведогонь-театр» сыграет «Вассу» – очень хороший спектакль, получивший недавно «Золотую маску». А новосибирский театр «Старый дом» привезет очень интересную версию «Гамлета» в постановке Андрея Прикотенко.

– То есть у вас не только детские спектакли в афише?
– Да, мы стараемся сделать объемный фестиваль. Утром играем для детей, а вечером – для взрослых. В день у нас идет по 2-3 спектакля. Кроме того, будут мастер-классы, литературные читки и круглые столы.

Конечно, проводить международный фестиваль всегда непросто: это визы, проезд, скачки доллара. Сложностей много, но все, кого мы пригласили, охотно согласились приехать, а это еще доказывает, что для театра не существует никаких границ.

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
Читайте также