На краю жизни

Алексей Песегов поставил спектакль по эстонской классике

 

Минусинский театр в прошлом сезоне отпраздновал свое 135-летие. И главным подарком к юбилею стала премьера художественного руководителя театра Алексея Песегова, который поставил спектакль по повести эстонского классика Антона Таммсааре «Оттенки». На прошлой неделе новую работу одного из самых известных российских режиссеров показали в Москве в конкурсной программе фестиваля «Уроки режиссуры».
 
Когда Фаину Раневскую молодой режиссер звал в свой спектакль, она задала два вопроса: «У вас там есть слово «Любовь»?  - да, несколько раз!, - а слово «Смерть»? – да, дважды! – я согласна! Есть что играть!»

Алексей Песегов взял текст классика эстонской литературы Антона Таммсааре, где о Любви и Смерти говорится чуть ли не на каждой странице. Основанную на реальных событиях повесть о самых юных, самых чутких, - и потому самых беззащитных перед натиском болезни, лжи и недоброжелательства.

Взял текст, не просто перпендикулярный нашей жизни, но очевидно повествующий о какой-то исчезнувшей Атлантиде.

Даже само слово «оттенки» почти выпало из нашей жизни за отсутствием денотата. Какие оттенки в мире, где каждое событие – повод в очередной раз переругаться, переделиться и пометать дерьма в оппонентов? Жизни, где любое движение и любое действие немедленно вызывает взрыв злобы, а любая публичная дискуссия быстро переходит в публичную истерику.

Чувства, нежные как цветы, увы, не расцветают на помойке.
И, может, поэтому так ошеломил этот пронзительно-нежный спектакль из маленького северного Минусинска, в котором думают, говорят и живут в каких-то других вибрациях и в каких-то иных сферах.
В приморском поселке, где все друг друга знают как облупленных (вплоть до диагноза в больничной карте), - двоих накрывает любовь. Соня-Анна Понибрашина и Томандер – Владимир Кадоло. Девушка, страдающая от чахотки и юноша с неизлечимой болезнью сердца. Красивые (откуда в Минусинске такие прерафаэлитские черты лиц?), влюбленные, остро осознающие собственную обреченность.

Сторожащее небытие, сознание краткости отпущенного мига придает особую полноту и законченность каждой их фразе, каждому движению.

Так мало времени дано, так хочется все успеть –задохнуться в объятиях, отдать себя и взять любимого.

И – за краткий миг полноты бытия сполна расплатиться единственной собственностью, - жизнью.

Алексей Песегов создает на сцене настоящую симфонию из музыки и света. Голоса актеров звучат каплями, падающими в колодец (именно этот образ использовал Мейерхольд, объясняя исполнителям как играть символистскую драматургию). Каждый жест, каждая мизансцена так и просится в объектив фотоаппарата. Каждый поворот сюжета выстроен как спады и подъемы музыкальной темы.

Море плещется где-то рядом. По его волнам к горизонту уплывет и не вернется юный музыкант, так опрометчиво полюбивший расчетливую хохотушку. А потерявший Соню герой кричит сорванным голосом на морском ветру: ну, почему за любовь всегда платишь такую цену? Либо расплачиваешься собственной жизнью, либо убиваешь своей страстью того, кого любишь…

В предпремьерном интервью Алексей Песегов говорил о том, что для театра постановка «Оттенков» - рискованный шаг: «Эта постановка – некий эксперимент, потому что в такой форме я еще не работал. То, что увидит зритель, – это не совсем мой театр, это даже другая эстетика. Я решил выйти за рамки собственного театра».

Действительно, мы давно не видели театр такой концентрации романтики, чистоты стиля и символизма формы.

Символично, что этой постановкой Минусинский театр отпраздновал свое 135-летие. Один из старейших театров не только Сибири, но и России сейчас находится в прекрасной творческой форме. Уже набран опыт, еще нет равнодушия усталости, а авторитет режиссера-лидера в труппе и в городе позволяет ему идти на риск художественного эксперимента.
Недаром отцами-основателями отмечено, что самая трудная режиссура – это режиссура жизни. А ею Алексей Песегов владеет как мало кто.

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
 
 
 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также