В четверг, 18 октября, в галерее «Открытый клуб» состоялось открытие выставки произведений Лидии Шульгиной (1957—2000) «Заветы на ветоши». В последние годы своей жизни художница работала над библейскими сюжетами. Выставка продлится до 30 октября.
«Лидия Шульгина – уникальный художник и уникальная личность во всех ее проявлениях, - сказал на открытии выставки художник Феликс Бух. - Ей не хватало времени, и жизни в конце концов не хватило… Она хотела сказать еще очень многое. Сейчас часто говорят о том, кто такие актуальные современные художники. Вот перед нами работы самого актуального художника, который менял всё - стиль, подход, материал, которым работал. Она вышла на создание больших объектов и в то же время ее творчество касается самого глубокого и сокровенного в жизни каждого – библейского сюжета нашей жизни».
«Современное искусство — пёстрый карнавал, участники которого силятся придерживаться установленных ими правил: каждый натягивает маску и под ней скрывает своё лицо и свою проблему, - писала сама художница. - Каждый день, жадно приступая к работе, я тоже надеюсь сотворить себе такую маску. Натяну её на своё лицо, и никому не удастся увидеть мои тревоги и страхи. Никому не удастся услышать заглушаемый маской крик: «Авва, Отче, пронеси чашу сию мимо меня». Пытаюсь натянуть маску. И тут же спохватываюсь: нет у меня времени участвовать в этом карнавале. И я срываю бездарный парик и остаюсь нагой. Даже перед зрителями. Я позволяю наблюдать за собой и не стыжусь, ибо мой зритель прекрасно знает, что для меня страдание и труд во имя нового — тема не банальная»
«Лидия Шульгина была выдающимся художником, и она должна стать известна не только узкому кругу профессионалов, но и всей стране, - уверена искусствовед Вера Калмыкова. - Ее неповторимость в том, что она никогда не «присваивала себе тему». Безусловно высочайший профессионализм требовал величайшего труда, но она всегда остается на благородной дистанции между тем, что она изображает и тем, как она это делает, в этом ее уникальность. И именно это определяет место, которое она занимает в искусстве второй половины ХХ века».
Начинала Лидия Шульгина как книжный график, иллюстрируя детскую литературу. Увидев однажды, невозможно забыть ее удивительных трогательных персонажей — героев сказок Сергея Козлова, Бориса Заходера, Ирины Пивоваровой. «Мне не нравится, когда иллюстрации отводится скучная роль растолковывать текст. Поэтому всегда стараюсь нарисовать полную картину мира, предлагаемого автором, в котором герои смогут жить самостоятельной жизнью, создавая новые ситуации. Про себя я называю это параллельной сказкой», — говорила Лидия.
Но ее путь шел дальше и глубже, от книг — к Книге книг: «Было бы дерзостью сказать, что я работаю над темами из Библии или пытаюсь ее иллюстрировать. Я просто читаю Книгу, и сегодняшние события кажутся мне ее продолжением».
На этом пути она обращается к живописи. «Она не отступила ни от одного из принятых на себя обязательств, — пишет художник Николай Эстис, — не растоптала ни одного канона, лишь усложняла свое художественное кредо, ощущая стиль и форму не как ломку и разрушение, а как прививку различных плодов к одному и тому же дереву. Творчество Лидии Шульгиной от начала до конца интенсивно и культурно созидательно. Это возвращение временного вечному».
Последней на этом пути оказалась скульптура. Но не статичная, холодная, «мраморная», а легкая, воздушная, бумажная… Однако впечатляющая зрителя, внутренней силой и драматизмом сродни античному Лаокоону. Лидия Шульгина открыла для этой работы свою особую технику, когда старая газетная бумага, смоченная в водоэмульсионной краске, едва тронутая цветом становилась материалом для монументальных произведений на тему, так мощно зазвучавшую в ее творчестве. Невозможно сказать об этом лучше Льва Аннинского: «В каком материале воплощать невоплотимое? Она возвращается к бумаге. К той бумаге, которая смятыми клочьями валяется под ногами, как бренный прах, не выдержавший напряжения. Этот материал надо вернуть в жизнь во всей его эфемерности. Поднять из-под ног. Вернуть хрупкость и твердость. Насытить белизной чистоты. Вот она — техника финала: старые газеты, погруженные в ведро с белилами. Из этих клочьев и клочков вылепливаются фигуры. И застывают, храня вещество несуществования. Никакого каркаса — все легкое. Чистым духом держится».
В одном из последних своих писем Лидия Шульгина писала: «Вот и живешь на разломе, на стыке — наций, культур, желаний, устремлений... И видишь, что у Времени нет начала и поступательности в движении. Слово, прозвучав, отразило всю нашу жизнь и напророчило ее же. И опять каждый, выброшенный в мир, начинает свой путь с выбора — не покориться, нарушить запреты и заповеди. И опять грозный Судья ломает и крушит нескладные фигурки. И нет конца...»
Последние годы Лидия Шульгина жила в Германии, и в декабре этого года в мастерской, где она работала и где хранятся произведения, созданные ею в этот период, откроется мемориальное пространство.
В этом году режиссером Игорем Морозовым был снят фильм, посвященный творчеству Лидии Шульгиной «И тогда неминуемо приходит один из нас». Как рассказала продюсер картины Ирина Калинина, этот фильм вошел в конкурсную программу XV Международного благотворительного фестиваля «Ангел лучезарный», который проходит в Москве с 1 по 7 ноября. Показ картины состоится 5 ноября в 11 часов в кинотеатре «Октябрь».
Подписывайтесь на официальный в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
«Лидия Шульгина – уникальный художник и уникальная личность во всех ее проявлениях, - сказал на открытии выставки художник Феликс Бух. - Ей не хватало времени, и жизни в конце концов не хватило… Она хотела сказать еще очень многое. Сейчас часто говорят о том, кто такие актуальные современные художники. Вот перед нами работы самого актуального художника, который менял всё - стиль, подход, материал, которым работал. Она вышла на создание больших объектов и в то же время ее творчество касается самого глубокого и сокровенного в жизни каждого – библейского сюжета нашей жизни».

«Лидия Шульгина была выдающимся художником, и она должна стать известна не только узкому кругу профессионалов, но и всей стране, - уверена искусствовед Вера Калмыкова. - Ее неповторимость в том, что она никогда не «присваивала себе тему». Безусловно высочайший профессионализм требовал величайшего труда, но она всегда остается на благородной дистанции между тем, что она изображает и тем, как она это делает, в этом ее уникальность. И именно это определяет место, которое она занимает в искусстве второй половины ХХ века».


На этом пути она обращается к живописи. «Она не отступила ни от одного из принятых на себя обязательств, — пишет художник Николай Эстис, — не растоптала ни одного канона, лишь усложняла свое художественное кредо, ощущая стиль и форму не как ломку и разрушение, а как прививку различных плодов к одному и тому же дереву. Творчество Лидии Шульгиной от начала до конца интенсивно и культурно созидательно. Это возвращение временного вечному».


Последние годы Лидия Шульгина жила в Германии, и в декабре этого года в мастерской, где она работала и где хранятся произведения, созданные ею в этот период, откроется мемориальное пространство.
В этом году режиссером Игорем Морозовым был снят фильм, посвященный творчеству Лидии Шульгиной «И тогда неминуемо приходит один из нас». Как рассказала продюсер картины Ирина Калинина, этот фильм вошел в конкурсную программу XV Международного благотворительного фестиваля «Ангел лучезарный», который проходит в Москве с 1 по 7 ноября. Показ картины состоится 5 ноября в 11 часов в кинотеатре «Октябрь».
Подписывайтесь на официальный в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.