«Библейский сюжет нашей жизни»

В Москве открылась выставка работ Лидии Шульгиной

 

В четверг, 18 октября, в галерее «Открытый клуб» состоялось открытие выставки произведений Лидии Шульгиной (1957—2000) «Заветы на ветоши». В последние годы своей жизни художница работала над библейскими сюжетами. Выставка продлится до 30  октября.
 
«Лидия Шульгина – уникальный художник и уникальная личность во всех ее проявлениях, - сказал на открытии выставки художник Феликс Бух. - Ей не хватало времени, и жизни в конце концов не хватило… Она хотела сказать еще очень многое. Сейчас часто говорят о том, кто такие актуальные современные художники. Вот перед нами работы самого актуального художника, который менял всё - стиль, подход, материал, которым работал. Она вышла на создание больших объектов и в то же время ее творчество касается самого глубокого и сокровенного в жизни каждого – библейского сюжета нашей жизни».
 
«Современное искусство — пёстрый карнавал, участники которого силятся придерживаться установленных ими правил: каждый натягивает маску и под ней скрывает своё лицо и свою проблему, - писала сама художница. - Каждый день, жадно приступая к работе, я тоже надеюсь сотворить себе такую маску. Натяну её на своё лицо, и никому не удастся увидеть мои тревоги и страхи. Никому не удастся услышать заглушаемый маской крик: «Авва, Отче, пронеси чашу сию мимо меня». Пытаюсь натянуть маску.  И тут же спохватываюсь: нет у меня времени участвовать в этом карнавале. И я срываю бездарный парик и остаюсь нагой. Даже перед зрителями. Я позволяю наблюдать за собой и не стыжусь, ибо мой зритель прекрасно знает, что для меня страдание и труд во имя нового — тема не банальная»
 
«Лидия Шульгина была выдающимся художником, и она должна стать известна не только узкому кругу профессионалов, но и всей стране, - уверена искусствовед Вера Калмыкова. - Ее неповторимость в том, что она никогда не «присваивала себе тему». Безусловно высочайший профессионализм требовал величайшего труда, но она всегда остается на благородной дистанции между тем, что она изображает и тем, как она это делает, в этом ее уникальность. И именно это определяет место, которое она занимает в искусстве второй половины ХХ века».
 
Начинала Лидия Шульгина как книжный график, иллюстрируя детскую литературу. Увидев однажды, невозможно забыть ее удивительных трогательных персонажей — героев сказок Сергея Козлова, Бориса Заходера, Ирины Пивоваровой. «Мне не нравится, когда иллюстрации отводится скучная роль растолковывать текст. Поэтому всегда стараюсь нарисовать полную картину мира, предлагаемого автором, в котором герои смогут жить самостоятельной жизнью, создавая новые ситуации. Про себя я называю это параллельной сказкой», — говорила Лидия.

Но ее путь шел дальше и глубже, от книг — к Книге книг: «Было бы дерзостью сказать, что я работаю над темами из Библии или пытаюсь ее иллюстрировать. Я просто читаю Книгу, и сегодняшние события кажутся мне ее продолжением».

На этом пути она обращается к живописи. «Она не отступила ни от одного из принятых на себя обязательств, — пишет художник Николай Эстис, — не растоптала ни одного канона, лишь усложняла свое художественное кредо, ощущая стиль и форму не как ломку и разрушение, а как прививку различных плодов к одному и тому же дереву. Творчество Лидии Шульгиной от начала до конца интенсивно и культурно созидательно. Это возвращение временного вечному».

Последней на этом пути оказалась скульптура. Но не статичная, холодная, «мраморная», а легкая, воздушная, бумажная… Однако впечатляющая зрителя, внутренней силой и драматизмом сродни античному Лаокоону. Лидия Шульгина открыла для этой работы свою особую технику, когда старая газетная бумага, смоченная в водоэмульсионной краске, едва тронутая цветом становилась материалом для монументальных произведений на тему, так мощно зазвучавшую в ее творчестве. Невозможно сказать об этом лучше Льва Аннинского: «В каком материале воплощать невоплотимое? Она возвращается к бумаге. К той бумаге, которая смятыми клочьями валяется под ногами, как бренный прах, не выдержавший напряжения. Этот материал надо вернуть в жизнь во всей его эфемерности. Поднять из-под ног. Вернуть хрупкость и твердость. Насытить белизной чистоты. Вот она — техника финала: старые газеты, погруженные в ведро с белилами. Из этих клочьев и клочков вылепливаются фигуры. И застывают, храня вещество несуществования. Никакого каркаса — все легкое. Чистым духом держится».

В одном из последних своих писем Лидия Шульгина писала: «Вот и живешь на разломе, на стыке — наций, культур, желаний, устремлений... И видишь, что у Времени нет начала и поступательности в движении. Слово, прозвучав, отразило всю нашу жизнь и напророчило ее же. И опять каждый, выброшенный в мир, начинает свой путь с выбора — не покориться, нарушить запреты и заповеди. И опять грозный Судья ломает и крушит нескладные фигурки. И нет конца...»

Последние годы Лидия Шульгина жила в Германии, и в декабре этого года в мастерской, где она работала и где хранятся произведения, созданные ею  в этот период, откроется мемориальное пространство. 
 
В этом году режиссером Игорем Морозовым был снят фильм, посвященный творчеству Лидии Шульгиной «И тогда неминуемо приходит один из нас». Как рассказала продюсер картины Ирина Калинина, этот фильм вошел в конкурсную программу XV Международного благотворительного фестиваля «Ангел лучезарный», который проходит в Москве с 1 по 7 ноября. Показ картины состоится 5 ноября в 11 часов в кинотеатре «Октябрь».


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Новая Третьяковка откроется к концу июня

    Новая Третьяковка на Крымском Валу начнет работу ближе к 1 июля, тогда как основное здание - в Лаврушинском переулке - может открыться уже 16 июня, об этом сообщила в СМИ гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. ...
  • Пять московских музеев на фестивале «Интермузей-2020»

    С 27 по 29 мая проходит Двадцать второй международный фестиваль «Интермузей-2020», который в этом году впервые проводится в цифровом формате на портале imuseum.ru. Фестиваль объединил почти 400 участников со всей России. На персональных стендах музеи все вместе создают интерактивную выставку, посвященную главной теме фестиваля: «Хранители мира», к 75-летию Великой Победы. ...
  • Малый театр представил уникальный экспонат

    В Международный день музеев Малый театр опубликовал видео, на котором запечатлены экспонаты из коллекции костюмов легендарного коллектива. В их числе – кафтан Виктора Красавина, в котором актер в 1938 году исполнял роль князя Тугоуховского в спектакле «Горе от ума». ...
  • Музеи подготовили онлайн-программы ко Дню Победы

    К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне московские музеи и галереи открывают онлайн-выставки, посвященные этой дате, и проводят лекции о работе своих музеев в годы войны. Во многих музейных проектах принимают участие студенты театральных вузов и актеры российских театров. ...
Читайте также