Тайны старого чемодана мадам Пикассо

В ГМИИ готовится выставка «Пикассо&Хохлова»

 

В конце ноября в Пушкинском музее откроется выставка, посвященная Пабло Пикассо и его русской жене - балерине Ольге Хохловой. О предстоящей экспозиции в интервью «Театралу» рассказал куратор проекта Алексей ПЕТУХОВ.

Алексей Валерьевич, выставка, посвященная Ольге Хохловой, с успехом прошла в Париже прошлой весной. Ваш проект как-то связан с той экспозицией?

- Конечно, он связан с ней напрямую. Наши партнеры – те же люди, что создали выставку в Париже. Это сотрудники Национального музея Пикассо в Париже и Фонда поддержки искусства (FABA), который возглавляет внук Пикассо и Хохловой Бернар Руис-Пикассо. Они и предоставили основные экспонаты для нашей выставки.

Насколько масштабной будет выставка?

- Выставка довольно большая: 11 тематических разделов, более 200 экспонатов - живопись, графика, скульптура, фотографии, любительские фильмы Пикассо, знаменитое кресло, в котором Пикассо писал Ольгу, бытовые предметы, письма и открытки. Экспозиция займет ключевое пространство музея – Белый зал с колоннадой, идущей вдоль мраморной лестницы.

Что, по вашему мнению, вызовет наибольший интерес?

- Бернар Руис-Пикассо впервые представит семейное собрание малоизвестных работ Пикассо и уникальные архивные материалы, которые были найдены в большом дорожном чемодане Ольги Хохловой. Этот старый сундук с инициалами «О.П.» (Ольга Пикассо) хранился в одной из комнат их семейного замка Буажелу и долгое время оставался незамеченным. Бернар обнаружил его случайно. В одном из отделений находились фотоснимки, аккуратно сложенные в фирменные коробочки «Кодак», в других - письма на русском языке, которые Ольге присылали родственники из России во времена гражданской войны. В сундуке также хранились балетные пуанты и пачка, распятие, Библия на русском языке, блокноты для записей и театральные программки. Почти все содержимое сундука относится ко времени совместной жизни Ольги с Пикассо. По-видимому, сын Ольги собрал в нем личные вещи матери после ее кончины в 1955 году.

Конечно, произведения искусства в сундуке не хранились, но благодаря этому архиву нам удалось выстроить историю жизни Ольги как театральную драму, удалось понять ее характер, чувства и ощущения.

Говорят, что Пикассо перенял от жены много русских традиций. Например, любил посидеть перед дорогой, сплюнуть, постучать по дереву...

- Это, скорее, выдумка. Пикассо был человеком мира. Не думаю, что он придавал значение таким бытовым вещам. Он был свободен от них.

Как познакомились Ольга и Пабло?

- Эта история довольно известная. Пикассо и Хохлова встретились в 1917 году во время репетиций постановки «Парад» труппой «Русских балетов» Сергея Дягилева. Пабло оформлял спектакль, Ольга была известной танцовщицей, одной из главных артисток «Русского балета». Дягилев приветствовал этот союз, но предостерег художника от легкомысленных действий, предупредил его, что с русскими девушками нужно быть серьезным в намерениях. В итоге Ольга стала первой законной супругой Пикассо – феноменально свободолюбивого человека.

То есть выставка во многом театральная?

- Да, атмосфера театра пропитывает всю экспозицию. Это и произведения Пикассо, созданные в атмосфере «Русских балетов», и фотографии танцовщиков, хореографов композиторов, работавших с Дягилевым. Это ключевая тема. Но и дальнейшее развитие событий показано как театральная сцена. Ольга была обречена на трагическую судьбу. Революция и гражданская война в России, разрыв с родственниками, новые возлюбленные Пикассо, разрушенная семья, бесконечные преследования своего мужа... Сохранились фотографии Ольги в свадебной фате, сделанные в одиночестве в покинутом семейном имении.


На кого рассчитана выставка? Нужно ли к ней готовиться?

- Выставка будет интересна самой широкой аудитории. Эта история и человеческая, и художественная одновременно. Россия – единственная страна, где могут прочитать письма русской жены Пикассо без перевода. Ольга Хохлова для нашей страны - своего рода миф: мы о ней очень мало знаем, архив долгое время был скрыт, документов тоже долго не было.

На эту выставку можно приходить без всякой подготовки. Сама экспозиция построена как книга: будет много текстов, ясное разделение на тематические части. К тому же, на русском языке нет книг и публикаций, которые можно было бы назвать достоверным источником информации об Ольге Хохловой. Поэтому пусть это будет знакомство с чистого листа. И мы имеем на это право, потому что в наших руках подлинные документы и наиболее достоверные источники.


Справка
<div style="font-family: Calibri, Helvetica, sans-serif, EmojiFont, " apple="" color="" emoji",="" "segoe="" ui="" notocoloremoji,="" symbol",="" "android="" emojisymbols;="" font-size:="" 16px;"=""> Алексей Петухов - старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина, специалист по искусству Франции второй половины XIX – первой половины ХХ века. Старший научный сотрудник ГИИ МК РФ. Лектор в ВШЭ и МГУ им. М.В. Ломоносова.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • «Каждый, кто учился у Мягкова, гордится, что был его учеником»

    Андрей Мягков  был родом из семьи ленинградских интеллигентов. Отец – профессор технологического института, мама – инженер-механик. Сам Андрей Васильевич окончил химико-технологический институт, но приехавшая из Школы-студии МХАТ комиссия кардинально изменила его судьбу. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • «Когда ждешь мессию, а приходит урядник…»

    В одном из очерков, посвященных памяти Евгения Леонова, Марк Захаров написал: «Вечером 29 января 1994 года Евгений Павлович Леонов, собираясь на работу в спектакле «Поминальная молитва», дома, уже одеваясь, упал и мгновенно умер. ...
Читайте также


Читайте также

  • Что посмотреть на выставках Москвы в предстоящие выходные

    Звуковые скульптуры Романа Головко, бумажная анимация и аппликация, «субъективный документализм» фотографа Александра Стринадко, «Видения звезд» Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски, фотографии «Первозданной России» - «Театрал» предлагает актуальные выставки в предстоящие выходные дни. ...
  • Новая фотогалерея в Москве откроется выставкой «Гербарий»

    Галерея PennLab, которая станет единственной фотогалереей после закрытия Центра фотографии имени братьев Люмьер, откроется 25 февраля в Москве. Пространство расположилось в бывшем издательстве газеты «Правда» в Бумажном проезде. ...
  • Пять московских выставок

    Культовые картины Васи Ложкина, работы представителей кинетизма, проект, посвященный обратной стороне произведений искусства, экспонаты декоративного искусства глазами сотрудников музея и экспертов – «Театрал» выбрал пятерку музейных проектов, актуальных в предстоящие выходные. ...
  • Зомби, Брейгель и вечные ценности

    Одна из самых популярных выставок зимы открылась не в Москве и даже не в Санкт-Петербурге. Если судить по соцсетям и прочим народным СМИ, ярче всего «выстрелила» экспозиция в залах Музея «Новый Иерусалим». На ней были представлены семь десятков картин нидерландской живописи XVII века из частного Валерии и Константина Мауергауз, а точнее, произведения «младших Брейгелей» – сыновей и племянников знаменитого художника Питера Брейгеля Старшего. ...
Читайте также